Слайд 1Планета заболела.
Урок по окружающему миру
3 класс
учитель начальных классов
МОУ ООШ
с. Верхние Поляны
Белинского района
Рындина
Тамара Павловна
Слайд 2Цели :
1) систематизировать и расширить знания учащихся о состоянии природы
нашей планеты; раскрыть некоторые экологические проблемы;
2)формирование представления о Земле как
общечеловеческом доме;
3)показать важность и направления международного сотрудничества в области охраны окружающей среды;
4)способствовать воспитанию ответственного отношения к природе ; формирование экологической культуры;
Слайд 3
Тип урока :
изучение нового материала.
Оборудование :
глобус, информационные листы,
магнитофон, видеомагнитофон, таблица «Солнце и планеты», рисунок планеты, таблица «Признаки
грозной беды », таблички : названия групп, 22 апреля – День земли, книга А.С. Экзюпери «Маленький принц», Красная книга.
Слайд 4ХОД УРОКА.
I.Оргмомент.
II.Вступительное слово учителя.
Звучит мелодия из песни «Звездная страна», на
ее фоне - стихи учителя.
Ах, как часто , глядя в
поднебесье ,
Мы мечтаем покорить пространство.
И, как Маленькие принцы, в одночасье
На других планетах оказаться.
Удивляться их могуществу, величью,
Раскрывать секрет небесной выси.
И, конечно же , ловить себя на мысли:
Им с Землею нашей не сравниться .
Слайд 5Для нас, землян, нет планеты прекрасней , чем наша родная
Земля. неслучайно, именно на неё посоветовал отправиться географ Маленькому принцу
из фантастической сказки А.С. Экзюпери «Маленький принц».
И , все-таки, приятно осознавать , что мы во Вселенной не одиноки. Кто же наши «соседи»? Давайте вместе с Маленьким принцем совершим небольшое космическое путешествие и, разгадав кроссворд, вспомним наших
«соседей».
Слайд 6III. Актуализация знаний.
1.Самая большая планета . (Юпитер).
2.Самая маленькая планета.
( Плутон ).
3.У этой планеты 17 спутников . ( Сатурн).
4.Огромное
раскаленное космическое тело. (Солнце).
5.Самая близкая к солнцу планета ( Меркурий ).
6.Бирюзово –синий газовый шар ( Нептун ).
7.Эта планета вращается вокруг Солнца, лежа на боку ( Уран ).
8.Светящиеся газовые шары, подобные Солнцу.( Звезды ).
9.Величина этой планеты равна Земле. ( Венера ).
10.Ученые считали, что на этой планете есть жизнь. ( Марс ).
11.Спутник планеты Земля .( Луна ).
12.Наука о космических телах. (Астрономия )
Слайд 7
(Учитель читает стихи, держа в руках глобус ).
Самая прекрасная
, родная,
Разноцветная, веселая, живая,
Ты для нас, как мать,
одна на свете,
Мы твои заботливые дети .
Но порой, под нашими руками
Красота твоя бесследно исчезает.
Задыхаются от грязи океаны,
Звери, птицы, травы погибают.
Где бы мы не жили на планете,
За твою судьбу мы все в ответе.
Мы твои помощники, друзья ,
Мы, Земля, с тобой одна семья.
IV.Мотивация .
Слайд 8Звучит голос Земли :
-Мне радостно слышать вас и обидно .
-Ребята,
нас услышала наша Земля, но что-то голос у неё грустный
. Что случилось?
Голос Земли :
Это было давно. Я пробуждалась каждое утро и была счастлива . Неужели я когда – то могла радоваться, могла любить? А ведь любила, любила весь мир, все вокруг: солнце, небо, травы, журчание рек, пение птиц. Я любила созданную природу, как заботливая мать, любит своего ребенка.
Слайд 9Как же я была прекрасна в то время.
Первый человек появился
на свет. Вначале он чувствовал себя частью природы, но разум,
который я вложила в его мозг оказался направлен не только на создание , но и на разрушение. Он начал порабощать меня, растения, животных. Он разрывает мои недра на куски и достает внутренности, заполняет мою прозрачную кровь ядами, он перекрывает мне вены плотинами, душит меня вредными газами, ранит атомными взрывами. Во что превратилась некогда прекрасная Земля ? Неужели я создала и вскормила собственного губителя. У вас еще есть немного времени, чтобы спасти меня и самих себя. Я верю в ваши силы, в ваш ум и добрые сердца.( появляется плакат с изображением плачущей планеты )
-Ребята, что же случилось с нашей планетой ? Почему она жалуется ?
Слайд 10V. Сообщение темы и целей урока
-С нашей планетой произошла
беда, её здоровью угрожает опасность.
Тема нашего урока так и звучит
«Планета заболела».
-Какие же задачи мы поставим перед собой , чтобы решить проблему с болезнью нашей планеты ?
Слайд 111)Признаки грозной беды.
-Вспомним маленького принца. Его планете угрожали семена баобабов.
Каждое утро он тщательно выпалывал их, чтобы они не выросли
и не разорвали бы своими корнями его планету. У каждой планеты есть свои баобабы.
А что угрожает нашей планете Земля ?
Выяснить это нам поможет рассказ ученого эколога. Что он изучает?
-Сегодня и вы окажетесь в роли ученых- специалистов : ботаников, зоологов, географов, которые помогут спасти планету. Что они изучают ?
Слайд 12Задания для групп.
1.Ботаники расскажут что угрожает «легким нашей планеты »
- растениям.
2.Зоологи расскажут о состоянии «братьев наших меньших» - животных.
3.Географы
расскажут о том, что угрожает «крови» , т.е. почве, воде и воздуху.
(Учащиеся читают, затем от каждой группы выступает представитель с отчетом, учитель выставляет карточки в таблице «Признаки грозной беды »)
Слайд 13Признаки грозной беды.
1.Вырубка лесов.
2.Гибель животных.
3.Загрязнение воды.
4.Загрязнение воздуха.
5.Накопление мусора.
6.Отравление почвы.
Слайд 16
-Видно, люди забыли одну из мудростей Маленького принца, что мы
навсегда в ответе за всех, кого приручили. за тех животных,
растения, которые живут рядом с нами, за ту речку, которая бежит в нашем городе, за ту планету, на которой нам посчастливилось жить.
Все мы, живущие на Земле, очень похожи на Маленького принца. ведь у каждого из нас тоже только одна планета. Мы не можем себе выбрать другую, так же, как и Земля не может себе выбрать другое человечество. И прав А. Экзюпери, предупреждавший : « Все мы пассажиры большого корабля по имени « Земля », значит пересесть из него просто некуда. »
-Что имел в виду автор этих строк ? (ответы детей )
Кто виноват во всех причинах болезни планеты (Человек)
Слайд 17-Следовательно, болезнь планеты угрожает здоровью и жизни самого человека. Как
же добиться гармонии человека и его планеты?
-Я думаю, что нам
следует прислушаться к Маленькому принцу, который строго придерживался такого правила: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету».
-Я уверена, что первые три пункта этого правила вы выполняете.
Интересно, а как вы приводите себя в порядок ?
-Прежде, чем заботиться о здоровье планеты, мы сами должны быть здоровыми, крепкими.
Слайд 18Физминутка .
(под музыку)
-Мы привели себя в порядок, а как же
мы приводим в порядок свою планету ?
Слайд 192)Охрана природы.
-Наша планета огромна по сравнению с планетой Маленького принца,
но у каждого из нас есть планета величиной с дом:
это наш двор, наша улица, наш город. Научитесь заботиться о них, приводить их в порядок, и наступит праздник. Чем же вы можете помочь своей маленькой планете ?
-А какие меры охраны природы вам известны в нашей стране ?
( Заповедники, заказники, национальные парки, Красная книга )
Слайд 21Морозовский дендрарий. Белинский район с. Студенка
Слайд 243)Международное сотрудничество .
а) Люди создали границы, оградились друг от друга,
но они забыли, что :
У всех людей одна планета
И ветрам
нет на ней границ,
Как нет границ потокам света
И перелетам диких птиц.
И нам беречь планету надо
Для тех, кто будет после нас.
А мы бездумно сыплем яды
И дом свой травим, не скупясь.
( И. Ландо )
В природе нет границ и только сообща люди могут спасти планету и себя. Государства заключают конвенции – соглашения . Одно из таких соглашений - Конвенция по ограничению торговли редкими и исчезающими видами растений и животных. Этот документ защищает от истребления многих животных Африки, Азии, Южной Америки : обезьян , черепах, крокодилов, носорогов и слонов, которых уничтожают ради шкур, рогов, бивней.
-Что такое конвенция?
Слайд 25б) Работа с информационными листами по группам.
-Выберите те международные соглашения,
которые соответствуют вашей специальности :
1.Соглашение о сохранении белых медведей.
2.Конвенция о
загрязнении воздуха на большие расстояния.
Слайд 263.Конвенция по защите Черного моря от загрязнения.
4.Конвенция об охране дикой
флоры и фауны.
5..Международная конвенция об охране птиц.
6.Конвенция по борьбе с
опустыниванием.
Слайд 27в) Созданы и создаются различные международные организации, служащие делу охраны
природы
Одна из них – Международный союз охраны природы (МСОП
). Именно эта организация издает «Международную Красную книгу».Создан Всемирный фонд дикой природы. На его эмблеме - бамбуковый медведь.
(панда).
Слайд 28д) Создание своей организации.
-Я предлагаю в вашем классе создать организацию
по охране природы. Ведь судят о человеке не по словам,
а по делам. Придумайте название, эмблему, девиз.
Девиз: « Встал поутру, умылся, привел себя в порядок и сразу же приведи в порядок свою планету».
Здравствуй, планета !
Здравствуй, Земля !
Отныне мы дети твои и друзья.
Отныне мы вместе большая семья.
Мы Маленькие принцы
Планеты Земля !
Слайд 29Итог урока.
-Ребята, почему наша планета улыбается ?
-Она поняла, что неё
появились настоящие хозяева, которые вылечат её и превратят в цветущий
сад.
Коль суждено дышать нам воздухом одним,
Давайте же мы все навек объединимся.
Давайте наши души сохраним !
Тогда мы на Земле и сами сохранимся .