Слайд 1Планируемые результаты освоения предмета «Окружающий мир» на ступени начального общего
образования
Старший преподаватель кафедры
дошкольного и
начального образования
БОУ ДПО «ИРООО»
Бойко Е.Н.
Слайд 2. Цели образования
Цели образования характеризуются планируемыми результатами общего образования для
данной ступени и определяют общую направленность, особенности содержания и видов
деятельности обучающихся на данной ступени.
Слайд 3Общая характеристика предмета «Окружающий мир»
Цель изучения- формирование целостной картины
мира и осознание места в нем человека на основе единства
рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми, обществом, природой
Слайд 4Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни
Ценность природы
Ценность
человека
Ценность добра
Ценность истины
Ценность семьи
Ценность труда и творчества
Ценность свободы
Ценность социальной солидарности
Ценность гражданственности
Ценность патриотизма
Ценность человечества
( из рабочей программы по предмету «Окружающий мир» ОС «Школа 2100», авт. Вахрушев А.А. и др.)
Слайд 5Планируемые результаты
Планируемые результаты освоения предметных программ начального общего
образования являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам
освоения
основных образовательных программ федерального государственного стандарта.
Они представляют собой систему обобщенных личностно ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию для определения и выявления всех элементов, подлежащих формированию и оценке.
Слайд 7Требования к результатам
освоения ООП
Предметные результаты – усвоение обучающимися конкретных
элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета
Метапредметные результаты
– освоенные обучающимися на базе одного или нескольких предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях
Личностные результаты – сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам
Слайд 8Результаты освоения учебного предмета
Личностные:
осознание себя членом общества и государства(российской
идентичности), чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к
ее природе, культуре, истории, народам,и желании участвовать в ее делах и событиях;
осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений с окружающими.
- установка на безопасный здоровый образ жизни; ежедневную физическую культуру и закаливание.
Слайд 9Результаты освоения учебного предмета
Метапредметные:
способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание
окружающей действительности и внутреннего мира человека;
способность осуществлять информационный поиск для
выполнения учебных задач;
осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.);
способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Слайд 10Результаты освоения учебного предмета
Предметные
усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях
объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности
( в пределах изученного);
владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественно-научных и социальных дисциплин;
умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать факты и события культуры, истории общества.
Слайд 11Содержание по предмету «Окружающий мир»
Содержательные линии представлены блоками:
Человек и природа
Человек
и общество
Слайд 12В результате изучения курса
«Окружающий мир» обучающиеся
получат возможность расширить, систематизировать
и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и
явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности;
•приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры; ознакомятся с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, что даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать восприятие явлений окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить своё место в ближайшем окружении;
Слайд 13В результате изучения курса
«Окружающий мир» обучающиеся
получат возможность осознать своё
место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного
осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения под воздействием человека, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края, что поможет им овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ-средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений;
Слайд 14В результате изучения курса
«Окружающий мир» обучающиеся
примут и освоят социальную
роль обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и
формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.
Слайд 15Человек и природа
Выпускник научится:
узнавать изученные объекты и явления живой и
неживой природы;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления
живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
использовать естественнонаучные тексты (на бумажных и электронных носятелях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска информации, ответов на вопросы,
объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
Слайд 16
использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений
и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе
и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Слайд 17Выпускник научится
система таких знаний и учебных действий с ними, которая
принципиально необходима для успешного обучения в начальной и основной школе
при наличии специальной целенаправленной работы учителя, в принципе может быть освоена подавляющим большинством детей.
Слайд 18Выпускник получит возможность научиться:
использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ
(фото и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки
информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правиа экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Слайд 19Такой уровень достижений могут
продемонстрировать только отдельные
мотивированные и способные учащиеся.
В повседневной
практике преподавания эта
группа целей не отрабатывается со всеми без
исключения учащимися
как в силу
повышенной сложности учебных действий для
учащихся, так и в связи с повышенной
сложностью учебного материала
Выпускник получит возможность научиться
Слайд 20Человек и общество
Выпускник научится:
узнавать государственную символику Российской Федерации и своего
региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте
мира Российскую Федерацию, на карте России — Москву, свой регион и его главный город;
различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
использовать различные справочные издания (словари,энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Слайд 21Выпускник получит возможность научиться:
осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими
социальными группами;
ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и
фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны;
проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Слайд 23Задания базового уровня сложности
Проверяют сформированность знаний, умений и способов учебных
действий по данному предмету, которые необходимы для успешного продолжения обучения
на следующей ступени.
Это стандартные учебно-познавательные или учебно-практические задания, в которых очевиден способ учебных действий.
Слайд 24Задания повышенного уровня сложности
Спобность выпускника выполнять такие учебные или учебно-практические
задания, в которых нет явного указания на способ их выполнения.
Учащийся сам должен выбрать этот способ из набора известных, освоенных в процессе изучения данного предмета.