Слайд 1Путешествуем с археологами
Окружающий мир
4 класс
Автор: Северина Ольга Анатольевна учитель начальных
классов
г. Ростова-на-Дону
МБОУ «Школа №107»
Слайд 2Определите в каком веке произошли эти исторические события:
19
20
13
14
20
Слайд 3Соедините понятие и определение:
Слайд 4Как человек узнает о прошлом
Слайд 6Геродот-отец истории
Отцом современной истории называют Геродота.
Он написал «Историю»
посвященную греко-персидским
войнам
Слайд 7Науки -помощницы
Много следов своей деятельности оставляет на земле человек.
Старые камни с надписями, пожелтевшие листы бумаги с непонятными
буквами, клад монет, старинные мечи, разбитые черепки посуды и много других замечательных вещей издревле находил в земле человек. Но находки надо заставить заговорить. Тогда на помощь приходят археологи, нумизматики, этнографы….
Слайд 8Кто ж нашел следы столетий?
Кто в историю влюблён ?
Кто сложил
в витрины эти
Драгоценности времен ?
Это опытные руки
Археологов страны.
Мы ревнителям науки
Благодарны
быть должны
Наталья Кончаловская .
Наша древняя столица
Кто такие археологи?
Слайд 9Загляните в раскоп ..
Чтобы не запутаться в раскопе,
его поверхность делят на квадраты 10х10 метров. Такие же квадраты
,только в сантиметрах , наносят на бумагу. Это делается для того, чтобы все найденные вещи были тщательно зарисованы. Когда надо вынимать большое количество земли, используют технику, но как только доходят до находок - здесь в работу вступают лопата, нож, совок и даже кисточка.
Слайд 10 Найденные археологами на раскопках вещи затем попадают в
руки к реставраторам. Они соберут из груды черепков вазу, кувшин,
очистят монету , восстановят развалившийся доспех.
Монеты, найденные в древних кладах , попадут на стол к нумизматам. Нумизматы- это люди, которые изучают старые монеты, разбирают надписи на них.
Реставраторы и нумизматы
Слайд 11К археологическим памятникам относятся поселения, курганы, городища, стоянки, …
Слайд 12В долинах Горного Алтая до сих пор возвышаются большие и
малые курганы, сооружения из земли и камней. В последние годы
наиболее известным стал курган, расположенный в долинах Ак-Алака. Археологи установили, что в курганах похоронены люди, жившие две с половиной тысячи лет назад. Курганы известны не только в горах, их много и на равниной части Алтайского края.
Слайд 13 Начало истории скифов и Скифии -
VIII век до н. э.
Скифы разделялись
на несколько крупных племен:
царские скифы
скифы-кочевники
скифы-земледельцы
эллино-скифы
алазоны
скифы-пахари
Слайд 14Скифы как основное племя Северного Причерноморья были известны в античности
как кочевой скотоводческий народ, живший в кибитках, питавшийся молоком и
мясом скота, имевший жестокие воинственные нравы, позволившие им снискать славу непобедимых. Скифы стали олицетворением варварства.
Слайд 15Скифы торговали скотом, хлебом, мехами и рабами. Власть царя была
наследственной и обожествлялась.
К IV в. до н. э.
наступает расцвет. Это проявляется в сооружении «царских курганов», достигавших в высоту более 20 м. В них были погребены цари и их дружинники Погребения сопровождались захоронением умерщвленных жен или наложниц, слуг (рабов) и лошадей. Воинов хоронили с оружием.
Слайд 16 Между 280-260 гг. до н. э.
держава скифов значительно сократилась под натиском родственных им сарматов, пришедших
из-за Дона.
Скифское царство с центром в Крыму просуществовало до второй половины III в. н.э. и было уничтожено готами. Скифы растворились среди племен Великого переселения народов.
Слайд 18Бой славян со скифами. В. М. Васнецов
Слайд 20Сцены борьбы зверей
Пирующие скифы, изображение на вазе
Слайд 22Танаис
Заповедник Танаис — один из крупнейших в России археологических музеев-заповедников.
Это самый северный пункт древнегреческой цивилизации.
Как археологический объект Танаис был
открыт в 1823 годуКак археологический объект Танаис был открыт в 1823 году членом-корреспондентом Парижской академии полковникомКак археологический объект Танаис был открыт в 1823 году членом-корреспондентом Парижской академии полковником И. А. СтемпковскимКак археологический объект Танаис был открыт в 1823 году членом-корреспондентом Парижской академии полковником И. А. Стемпковским. По личному указанию Николая I, интересовавшегося, в первую очередь, сокровищами курганов, раскопки в Танаисе впоследствии проводил профессор Московского университетаМосковского университета П. М. Леонтьев.
Слайд 23Танаис основан в III в. до н. э.Танаис основан в III в. до н. э. греками
на правом берегу в прошлом основного рукава устья реки Танаис
(ныне ДонТанаис основан в III в. до н. э. греками на правом берегу в прошлом основного рукава устья реки Танаис (ныне Дон) — Мёртвого Донца, по имени которой город получил своё название.
В течение многих веков Танаис был крупным экономическим, политическим и культурным центром Подонья-Приазовья.
Слайд 24Древние географы и историки проводили от Танаиса границу между ЕвропойДревние
географы и историки проводили от Танаиса границу между Европой и
Азией. Город постепенно приобретал черты, характерные для образа жизни местных племен. Танаис вёл борьбу за независимость от боспорских правителей.
В 237 г. н. э. он был разрушен готамиВ 237 г. н. э. он был разрушен готами. Восстановленный через 140 лет сарматамиВ 237 г. н. э. он был разрушен готами. Восстановленный через 140 лет сарматами, Танаис постепенно превратился в центр земледельческого и ремесленного производства, но в начале V века пришёл в запустение.
Слайд 25ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ
Археология – наука, изучающая быт и культуру древних народов
по сохранившимся вещественным памятникам.
Предание – переходящий из уст в уста,
от поколения к поколению рассказ о былом, легенда.
Раскопка - работы по вскрытию пластов земли в поисках памятников, предметов древности, а также место, где ведутся такие работы.
Курган - древний могильный холм, а также вообще небольшая возвышенность.
Издревле – с древних времен, издавна.
Палеолит - ранний период каменного века ( примерно до 10 тысячелетий до н. э.
Скифы – древне ираноязычные племена, за несколько веков до н. э. кочевавшие или жившие оседло в Северном Причерноморье и прилегающих к нему областях
Экспонат – экспортируемый предмет, животное.
Слайд 26Использованные материалы:
1.Плешаков, А.А., Крючкова, Е.А. Окружающий мир. 4 класс. Учебник
в 2-ух частях. – Москва: Просвещение, 2016.
2.Вигасин, А.А, Годер, Г.И.,
Свенцицкая, И.С. История Древнего мира. 5 класс. – Москва: Дрофа, 2012.
www.profguide.ru
www.arheo-amateri.rs
Myslo.Ru
Newstracker
ProoZ.ru
http://www.openarium.ru
http://festival.1september.ru
ciwar.ru
http://science.ru-land.com
http://taynikrus.ru
https://ru.wikipedia.org/
http://www.museum-tanais.ru/
http://autotour-don.ru
Life-trip.ru
http://www.kanzashi.dn.ua
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D1%82