Слайд 1Учись учиться
Общие приемы конспектирования
Слайд 2 Секреты краткого письма:
СКП-1. Написал – перечитай «чужими глазами».
СКП-2. Не пиши того, что и так понятно.
СКП-3. Одинаковые сокращения
могут иметь различный смысл в разном окружении.
СКП-4. Знай и применяй общепринятые сокращения.
СКП-5. Умеренно индивидуализируй сокращения.
СКП-6. Не сокращай новые термины в расчете на память.
Слайд 3Зачем нужно уметь писать кратко?
В учебе и вообще в
жизни часто приходится записывать что-то важное.
Даже если у вас
есть книга, вы не понесете ее в школу ради двух-трех фраз. Проще выписать нужное. И ранцу легче. И вы уверены, что не перепутаете цифры, не переврете цитату.
А если книжка, журнал, статья есть только в библиотеке? И вам из нее нужно чуть-чуть и по вашей теме, а не все 254 страницы. Тоже проще выписать нужное. Ксерокс, говорите?– И какой же ксерокс узнает те 10 строк из 5 мест, которые вам нужны для доклада или реферата?
.
Слайд 4Зачем нужно уметь писать кратко?
Или вы слушаете доклад товарища,
и вам нужно будет с ним спорить через десять минут.
Чтобы спор получился полезным, надо точно, но кратко зафиксировать чужую мысль. А то ведь он может и выкрутиться: «Я этого не говорил…»
Наконец, вы слушаете доклад, сообщение о совершенно новом открытии. И пока еще нигде об этом не написано. Надо быстро и точно записать.
Вы слушаете лекцию. То же самое можно найти самому, но для этого вам понадобится 10 книг и 23 с половиной часа напряженной работы. Человек пришел к вам с тем, чем он занимался десятки лет, и расскажет вам все самое важное за два часа. Жалко терять такую «плотную» информацию.
Слайд 5Зачем нужно уметь писать кратко?
Вывод:
надо уметь писать так,
чтобы на листочке осталось главное.
Для этого надо прежде всего
научиться не писать то, без чего и так мысль лектора, докладчика, учителя понятна
Слайд 6Что и почему можно не писать?
Главный принцип сокращенной записи (конспекта)
вам понравится.
СКП-2. Не пиши того, что и так понятно.
Но
это только на первый взгляд легко. А если поразмыслить, то станет ясно, что отличить лишнее от нужного не так-то просто. Но сокращать надо лишнее, а оставлять нужное.
Слайд 7Сравним три записи:
1) 988 год. – Крещение населения столицы Древней
Руси города Киева по распоряжению великого князя киевского Владимира». 13
слов. Вроде все по теме.
2) 988 г. – Крещение киевлян по распоряжению Владимира». 5 слов. Тоже правильно.
3) 988 – Крещение Киева Владимиром». 3 слова. И так можно сказать.
За счет чего уплотнялась запись? Понятно, что в Киев – не село, что Владимир – князь, что в чужом городе князю распоряжаться не пристало. А если понятно, так зачем писать. Так получается краткая версия записи.
Третий вариант еще компактнее. Понятно, что домá и площади не крестились, в новую веру переходили люди. Если мы говорим «Вся школа это знает», то не имеем в виду парты, стены и двери. Если мы говорим «Киев», то здесь имеется в виду население.
Слайд 8Помни, что и как можно сокращать?
Классификация аббревиатур
1) «Инициальные» аббревиатуры
(самый частый тип) делятся на три подтипа:
а) буквенные, состоящие
из названий начальных букв слов, входящих в исходное словосочетание: МЧС (эм-че-эс) – Министерство Чрезвычайных Ситуаций;
б) звуковые, состоящие из начальных звуков слов исходного словосочетания, т.е. читаемые как обычное слово: вуз – высшее учебное заведение;
в) буквенно-звуковые, состоящие как из названий начальных букв, так и из начальных звуков слов исходного словосочетания: ЦСКА (цэ-эс-ка) – Центральный спортивный клуб армии.
Слайд 9Помни, что и как можно сокращать?
2) Слоговые аббревиатуры, из
начальных частей слов: физмат – физико-математический факультет.
3) Аббревиатуры смешанного
типа, состоящие как из начальных частей слов, так и из начальных звуков (названий букв): гороно – городской отдел народного образования (т.е. горОНО).
4) Аббревиатуры, состоящие из начальной части слова (слов) и целого слова: запчасти – запасные части.
Слайд 10Помни, что и как можно сокращать?
5) Аббревиатуры, состоящие из
сочетания начальной части слова с формой косвенного падежа существительного: завкафедрой
– заведующий кафедрой; Миноброны – Министерство обороны.
6) Аббревиатуры, состоящие из сочетания начала первого слова с началом и концом второго или только с концом второго: мопед – мотоцикл-велосипед. За этим типом большое будущее. Многие новые товары получают названия, придуманные по этому типу.
Слайд 11Помни, что и как можно сокращать?
Аббревиатуры отличаются от просто
сокращений:
1) графических сокращений (то есть сокращений на письме), напр.
«и др.» – и другие; главное отличие то, что сокращения не читают как «и дэрэ», а аббревиатуры читают;
2) и «ситуативно понятных» сокращений одного (или более) из стоящих рядом слов, имеющих общий последний компонент, типа двух- и трехэтажные дома, или А. в энциклопедии – в одной месте так сокращается, напр., автоматика, если нужно повторить это слово в его собственной словарной статье, а в другом месте – аутотренинг.
Слайд 12Что еще не следует сокращать:
схемы, формулы, цитаты