Слайд 1Презентация:
« Виды загадок».
Выполнили:
обучающиеся 1-а класса
МБОУ СОШ № 1 г. Моршанска
( с углубленным изучением отдельных предметов)»
Милованов Александр
Тепцов Григорий
Слайд 2Гипотеза
Знание загадок и умение их разгадывать – это жизненная необходимость.
Слайд 3Творческое название проекта:
« Жанр устной поэзии».
Слайд 4Цель:
Узнать, какие бывают загадки?
Актуальны ли они в наше время?
Слайд 5Основополагающий вопрос:
Почему загадку считают тайным языком?
Слайд 7Виды загадок.
Загадки о предметах
Сожмёшь – клин,
Разожмёшь – блин. (
Зонтик)
Всем, кто придёт, и всем, кто уйдёт,
Она ручку подаёт. (
Дверь)
Книги читают,
А грамоты не знают.
Своих глаз нет,
А видеть помогают свет. ( Очки)
Слайд 8Загадки о растениях
Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи,
Меня
в них ищи. ( Капуста)
Не корень, а в земле,
Не хлеб,
а на столе,
И к пище приправа,
И на микробы управа. ( Чеснок)
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожка,
Шляпка есть – нет головы. ( Гриб)
Слайд 9Загадки о животных
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу,
В дупле
на старом дубе
Орешки я грызу.
( Белка)
Два рога – не
бык,
Шесть ног без копыт,
Летит – так воет,
Сядет – землю роет.
( Жук)
Слайд 10Загадки о неживой природе
Ночью по небу гуляю,
Тускло землю освещаю,
Скучно, скучно
мне одной,
А зовут меня . . .
Ты
весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
И зовут тебя все . . .
Слайд 11Загадки о явлениях природы
Без рук, без ног,
А ворота открывает. (
Ветер)
Заря – зоренька ключи потеряла.
Месяц пошёл – не нашёл,
Солнце пошло
– ключи нашло. ( Роса)
Слайд 12Путаницы
Огурцы играют в прятки,
Малыши растут на грядке,
Мушкетёры спят в овраге,
Поросята
точат шпаги,
Раки в цирк бегут ватагой,
Дети дремлют под корягой,
Волки плавают
по дну,
Щуки воют на луну,
Это что за ералаш?
Заточите карандаш!
Я приказываю вам
Всё расставить по местам!
Слайд 13Анаграммы
Слова – невидимки ужасно хитры,
Вот правила этой весёлой игры.
Запомни: все
буквы из первого слова
Находятся также в составе второго,
Но только, конечно,
в порядке ином!
Слова притаились и мы их найдём!
Липка. ( Пилка)
Кулак. ( Акула)
Волос. ( Слово)
Слайд 14Загадки - шутки
Какими нотами можно измерить пространство? ( МИ –
ля – ми)
Каким гребнем нельзя расчёсывать волосы?
( Петушиным)
Из какой
посуды нельзя ничего поесть?
( Из пустой)
Может ли страус назвать себя птицей?
( Нет. Не умеет разговаривать)
Слайд 15Актуальность загадок
Соц. опрос населения
О предметах – 55%
О растениях – 20%
О
животных – 13%
О неживой природе – 0%
О явлениях природы –
6%
Путаницы – 0%
Анаграммы – 0%
Загадки – шутки – 6%
Слайд 16Вывод:
В ходе работы над проектом мы установили, что загадка –
это жанр народного творчества, один из древнейших жанров устной поэзии.
Загадка была тайным языком у наших предков. С помощью загадки испытывали мудрость человека, находчивость, его знания. Мы познакомились с различными видами загадок. Проведя соц. опрос населения, узнали, что большей популярностью пользуются у людей загадки о предметах.
Слайд 17Информационные ресурсы
В. Соловьёв, Русская культура, Москва, « Белый город», 2004
В.
Бахтин « От былины до считалки», Ленинград, « Детская литература»,
1990
« Русские пословицы и поговорки», Москва, « Художественная литература», 1990
Ю. Круглов, « Русские народные загадки, пословицы и поговорки», Москва, Просвещение, 1990
Л. Лященко, « Загадка – средство развития логического мышления», Начальная школа, № 11, 2009
В. Кремнёв, « Загадки», Начальная школа, № 7, 2009
Е. Черногрудова, « Возможности использования русских народных пословиц на уроках», Начальная школа, №1, 2009