Слайд 1Животные и окружающая среда.
Никитенко О.Д.
учитель биологии
МОУ СОШ №
Слайд 2Цели и задачи:
Изучить возможные среды обитания животных и их
приспособленность к среде обитания.
Научиться определять взаимосвязи животных в природе.
Определить место
и роль животных в природе.
Слайд 3Работа в парах.
Изучите материал п. 2, выполните задания:
Составьте схему «Среды
жизни животных».
Как животные приспособлены к своей среде обитания? Приведите примеры.
Составьте
таблицу «Взаимосвязи животных в природе»:
Как животные взаимосвязаны с другими царствами и окружающей средой.
Слайд 4Среды жизни животных
Водная,
полуводная
Почвенная
Наземно-воздушная
Тела других
организмов
Слайд 5 Водная среда
Рыбы и раки
дышат жабрами. Это специальные органы, которые извлекают из воды растворенный
в ней кислород. Лягушка, находясь под водой, дышит кожей. А вот освоившие водную среду звери дышат легкими, поднимаясь к поверхности воды для вдоха. Подобным образом ведут себя и водные жуки. Только у них, как и у других насекомых, не легкие, а особые дыхательные трубочки – трахеи.
Слайд 6Приспособления организмов к жизни в водной среде.
Обтекаемая форма тела
встречается
у различных групп организмов, обитающих в воде – для снижения
лобового сопротивления, что приводит к снижению энергозатрат на плавание.
Слайд 7 У моржей и тюленей – ласты.
Слайд 8У бобров, выдр, водоплавающих птиц,
лягушек – перепонки между пальцами.
Слайд 9
Из всех медведей земного шара только белый
медведь ведет полуводный образ жизни. Об этом свидетельствует его строение:
узкое обтекаемой формы туловище, широкие лапы-«весла», узкая голова со спрямленным профилем, приподнятыми глазницами и высоко расположенными глазами, удлиненная подвижная шея. Все это характеризует его как хорошего пловца и ныряльщика. Мореплаватели, путешествуя по северным морям, неоднократно встречали белых медведей плавающими в открытом море за сотню миль от ближайшей суши или льдин. Под водой медведь держит глаза открытыми, а ноздри и ушные раковины сжимает.
Слайд 10Приспособительные особенности животных к наземно-воздушной среде:
Животные в наземно-воздушной среде имеют
разнообразное строение и поведение.
В связи с этим, у животных появились
легкие и трахеи.
Слайд 11Сильное развитие получили скелетные органы, обеспечивающие автономность передвижения по суше:
ноги
одних приспособлены к бегу (страус, гепард, зебра).
Гепард – самый быстроногий из зверей. Он развивает скорость до 110 км/ч.
Слайд 12Почвенная среда
Для почвенных организмов характерны специфические органы и типы движения
(роющие конечности у млекопитающих;
Способность к изменению толщины тела; наличие специализированных
головных капсул у некоторых видов);
Формы тела (оклуглая, вольковатая, червеобразная);
Редукция глаз и исчезновение пигментов.
Среди почвенных обитателей широко развита сапрофагия – поедание трупов других животных, гниющих остатков.
Слайд 13Почвенная среда
Для почвенных организмов характерны специфические органы и типы движения
(роющие конечности у млекопитающих;
Способность к изменению толщины тела; наличие специализированных
головных капсул у некоторых видов);
Формы тела (оклуглая, вольковатая, червеобразная);
Редукция глаз и исчезновение пигментов.
Среди почвенных обитателей широко развита сапрофагия – поедание трупов других животных, гниющих остатков.
Слайд 14Табл. Взаимосвязи животных в природе.
Слайд 15Место и роль животных в природных сообществах
Обитающие вместе живые организмы
образуют биологические сообщества биоценозы.
Животные взаимосвязаны в биоценозах. Основные отношения –
пищевые (трофические связи).
Цепи питания.
Растение – насекомое-
насекомоядное животное –
Хищное животное.
Слайд 16Выводы по уроку:
1). В природе существуют цепи питания: наземно-воздушная, почвенная,
водная, организм.
2). Каждый организм приспособлен к определенной среде обитания.
3). Между
организмами существуют взаимоотношения различного характера.
Слайд 17Домашнее задание.
П. 2
Выучить записи в тетради.
Составить цепь питания.