Слайд 1Животные и растения Брянских лесов
Слайд 2Содержание
Брянские леса и их обитатели
Животные брянских лесов
Создание заповедника
«Брянский лес»
Красная книга
Брянска
Правила поведения в лесу
Природоохранная работа в детском саду
Слайд 3Брянские леса и их обитатели
Слайд 4 Расположен в левобережье р.Десна (приток р. Днепр), Неруссо-Деснянском полесье, и
на территории Трубчевского и Суземского районов Брянской области. Площадь 12186
га. Заповедником был получен биосферный статус ЮНЕСКО с 2001 года в качестве основного ядра биосферного резервата «Неруссо-Деснянском Полесье». В охранной зоне заповедника находится место партизанских стоянок во время Великой Отечественной войны и захоронения партизан. Установлен памятный обелиск.
Создание заповедника
Слайд 5 Флора сосудистых растений заповедника насчитывает 769 видов. 5
видов растений занесено в Красную книгу РФ: венерин башмачок настоящий,
надбородник безлистный, пальчатокоренник балтийский, пальчатокоренник Траунштейнера, пыльцеголовник красный.
Фауна позвоночных животных насчитывает 245 видов, в том числе: млекопитающих – 50; птиц – 153; пресмыкающихся – 6; земноводных – 11; рыб – 24; круглоротых - 1 вид.
Слайд 7 Основная часть Красной книги Брянской области - видовые очерки
о животных, которые подлежат особой охране в соответствии с действующим
законодательством Российское Федерации и Брянской области. Они изложины по схеме, принятой в Красной книге Российской Федерации (2001).
В Красной книге Брянской области приняты шесть категорий редкости видов (подвидов) популяций по степени угрозы их исчезновения:
- вероятно исчезнувшие (категория 0);
- находящиеся под угрозой исчезновения (категория 1);
- сокращающиеся в численности (категория 2);
- редкие (категория 3);
- неопределенные по статусу (категория 4);
- восстановленные и восстанавливав (категория 5).
Красная книга Брянска
Слайд 8Жук носорог
Длина тела самцов 25—43 мм. Жук блестящий; темно-буро-красного, красно-бурого цвета.
Низ и бёдра значительно светлее, желтовато-красно-бурого цвета. Тело умеренно продолговатое,
выпуклое, довольно широкое, у самца параллельное, у самки назад слегка расширенное.
Слайд 9Бабочка аполлон
Крылья белого цвета, иногда кремового, у вершины прозрачные. На
верхних крыльях — 5 чёрных пятен, а на нижних — 5 красных
с чёрным контуром.
Аполлоны ведут исключительно дневной образ жизни и активны только в солнечную погоду.
Слайд 10венерин башмачок
Цветки довольно крупные, своеобразной формы, б. ч. ярко окрашенные,
как правило, с ванильным ароматом
Встречается в равнинных и горных лиственных,
смешанных, реже хвойных и остепененных лесах, на лесных опушках, лесных лугах и в зарослях кустарников.
Слайд 11Выхухоль
Относительно крупный зверь.
Хвост покрыт роговыми чешуйками.
Мех у выхухоли густой, бархатистый,
очень прочный.
Наиболее благоприятны для обитания выхухоли замкнутые пойменные водоёмы.
Слайд 12Змееяд
Один из самых пугливых и недоверчивых по отношению к человеку
пернатых хищников.Населяет зону смешанных лесов и лесостепи. Гнездятся в Северо-западной
АфрикеЗмееяд очень скрытен, осторожен, молчалив.
Слайд 13Черный аист
В отличие от белых аистов черные имеют голос: это
негромкие звуки вроде "че-ли" или "чи-лин". У птенцов голос сильный
и грубый. Иногда черные аисты трещат клювом.
Эта скрытная птица предпочитает селиться в глухих, старых лесах на равнинах и предгорьях возле водоёмов — лесных озёр, рек, болот. В полёте чёрный аист, как и другие аисты, часто парит.
Слайд 14Пестрый дятел
Обитает этот дятел в лесах. Ведет дятел оседлый образ жизни,
но в холодное время совершает кочевки. Весной дятлы становятся особенно
крикливыми и подвижными. Самцы часто издают «трель».
Однако во всех случаях они предпочитают лазать по стволу дерева, пользуясь крыльями лишь для перелета на соседнее дерево.
Летают дятлы хорошо и быстро, описывая в воздухе плавную дугу
Слайд 15Серый сорокупт
С большой головой, короткими закруглёнными крыльями и достаточно длинным
ступенчатым хвостом.
Песня самца состоит из коротких благозвучных трелей вперемежку с
булькающими свистами, которую иногда интерпретируют как «ту-ту-крр-прии-прии» или «трр-турит…трр-турит…».
Слайд 16Ночница
Шерсть обычно длинная и густая. Окрас от почти чёрного до
песчаного или ярко-рыжего
Приносит пользу, уничтожая большое количество вредных насекомых.
Обитатель равнин
и гор.
Селится преимущественно на чердаках и за дощатой обшивкой деревянных зданий
Слайд 17Подорлик
Большой подорлик обитает в смешанных лесах, а также возле пойменных
лугов, болот, рек и озёр.
Пищей подорликам служат грызуны.
По повадкам
и движениям эти орлы отличаются от беркутов: они менее быстры и подвижны, полет их более ровный.
Слайд 18Пыльцеголовник
распространен в умеренных широтах Евразии и Северной Америки. Род охватывает
14 видов наземных орхидей.
Цветы обладают удобной для посещения насекомых
площадкой.
Средой обитания являются освещённые склоны в лесах на известковых почвах.
Слайд 19Пальчатокорейник
распространена в холодном и умеренном поясах Европы, Азии и Северной
Америки.
Раньше из клубней некоторых видов пальчатокоренника, особенно из пальчатокоренника пятнистого
готовили так называемый салеп, который использовали как обволакивающее средство при отравлениях
Слайд 20Надборник безлистный
Растет в лесной зоне и горах Европы и Кавказа,
в Средней Азии
Зацветает лимодорум в мае и цветет месяц.
Очень красивые светло-фиолетовые цветы
Растение очень эффектно, и поэтому его часто собирают для букетов, особенно близ населенных пунктов.
Слайд 33Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка
- это период его бурного роста и интенсивного развития, период
непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности.
Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности.
Природоохранная работа в детском саду
Слайд 34
В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи
взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех
людей
Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики.
В первую очередь нужно создать определенные условия, и прежде всего — систему работы коллектива. Давайте рассмотрим такую систему, состоящую из взаимосвязанных компонентов.
Слайд 36Направление работы руководителя:
— организация всего образовательного процесса (при необходимости —
экспериментальной работы); распределение функциональных обязанностей членов коллектива;
— сотрудничество с органами
управления образованием;
— выделение необходимых ставок (эколога, лаборанта, садовника) и подбор, повышение квалификации кадров в области экологического образования;
— составление дизайн-проекта учреждения, экологизация развивающей предметной среды;
— финансовые вопросы (приобретение оборудования, литературы, картин, игрушек, животных, растений и т.п.);
— работа с родителями;
— координация работы с другими учреждениями;
— связь со школой.
Слайд 37Направления работы старшего воспитателя:
— ознакомление коллектива с существующими программами и
методиками экологического образования;
— выбор программы и методики (совместно с экологом);
—
определение места экологического образования в общем образовательном пространстве сада, его связи с другими направлениями;
— контроль за координацией работы всех специалистов и воспитателей; реализация интегрированного подхода в экологическом образовании;
— мониторинг деятельности всего коллектива;
— участие в диагностике детей и анализе результатов;
— проведение методических семинаров для членов коллектива;
— участие в экологизации развивающей предметной среды;
— участие в распространении опыта работы сада (семинары, конференции, ярмарки идей и т.п.);
— руководство составлением «Экологического паспорта»;
— организация родительских собраний, связанных с проблемами экологического образования;
— обобщение результатов работы.
Слайд 38Направления работы медицинского работника:
— оздоровительная работа с детьми;
— участие
в оценке развивающей предметной среды и экологической ситуации в районе
дошкольного учреждения с точки зрения состояния здоровья детей;
— эколого-оздоровительное просвещение родителей.
Направления работы педагога по художественному труду:
— изготовление поделок, коллажей, макетов из природного и бросового материала;
— изготовление совместно с детьми оборудования, наглядных пособий для проведения экологических занятий;
— изготовление декораций, масок, костюмов для экологических праздников;
— согласование программы с программой эколога;
— изготовление оборудования для экологической тропинки, природоохранных знаков.
Слайд 39Направления работы воспитателя:
— экологизация видов деятельности дошкольников в группах;
—
выполнение заданий эколога: проведение наблюдений на прогулках и в группах;
фиксация наблюдений в календарях природы; чтение и обсуждение литературы, проведение игр, прослушивание музыки;
— выполнение отдельных экологических проектов (например, проекта «Наше дерево»);
— создание условий для экологического образования в группах: организация уголка природы, уголка для экспериментирования, выставочного уголка, подбор литературы, фотографий, природного материала для самостоятельных игр и экспериментирования;
— подбор растений, животных и уход за ними (совместно с детьми);
— работа с родителями (домашние задания детям, оформление необходимой информации и т.п.);
— участие в диагностике по заданию эколога и психолога (опрос детей по готовым формам, регулярное ведение записей по определенным схемам и т.п.);
— участие в сборе информации для некоторых разделов «Экологического паспорта» детского сада.