Слайд 1ЗНАКОМСТВО С РОСПИСЯМИ
(ГЖЕЛЬСКАЯ, ГОРОДЕЦКАЯ И ХОХЛОМСКАЯ)
АВТОР: АЛЕКСАТКИНА В.Н.
ВОСПИТАТЕЛЬ МАОУ "ПРОГИМНАЗИЯ №119"
Слайд 2ГЖЕЛЬСКАЯ РОСПИСЬ
Искусство Гжель - это производство и украшение керамики, фарфора,
керамических изделий и украшений. С исторической точки зрения Гжель -
это район, который состоит из 27 деревень и носящий название Гжельский Куст. Расположен в 60 километрах от Москвы. Увидеть большинство деревень можно, проехав по железнодорожной линии направления Москва — Муром — Казань.
Слайд 3
Издавна гжель славилась своими глинами, из которой создавалась различная утварь,
посуда, сосуды и др. Гжельская роспись, которая традиционно украшает гжельскую
посуду, также является уникальной и характерной только для этого вида народного промысла, В основном это голубые, синеватые оттенки, особый мазок кисти, который образует форму и её тень. Традиционными считаются изображения птиц, цветов (в основном роз) и узоров. В последнее время гжельская роспись, благодаря своей незамысловатой, ясной и лёгкой красоте набирает всё больше популярности.
Слайд 4ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ
На левом берегу Волги, чуть выше Нижнего Новгорода, раскинулось
большое село Городец, основанное еще в XII веке. Места по
берегам Волги были выгодные для развития торговли - рядом Макарьевская, крупнейшая в России, ярмарка. Поэтому среди населения стали быстро развиваться разные ремесла: в самом Городце были и кузнецы, и пряничники, и красильщики. Особенно же много было плотников и резчиков по дереву: лес давал дешевый материал, Промыслом также занимались и крестьяне всех окрестных деревень вокруг Городца: одни вырезали ложки, другие точили миски и чашки, а третьи изготовляли орудия труда для прядения и ткачества.
Слайд 5
За короткий промежуток времени художники в совершенстве овладели живописным мастерством..
Меткость и гибкость линии, тонкость штриха, уверенность и легкость мазка
порой граничат с виртуозностью. Изделия небольшого размера или утилитарного назначения (солонка, сундучок для детских игрушек), как правило, расписаны растительными узорами, в которых белыми штрихами разделаны цветок розы, листья, ветки, оперение птиц.
Слайд 6
В декоративных панно сюжет чаще всего развертывается то в два-три
яруса, то в нескольких сценах, то в единой декоративной картине.
Слайд 7
Люди изображаются в костюмах, сохраняющих черты одежды прошлого столетия. Если
действие происходит внутри здания, то интерьер помещений напоминает какую-то старинную
архитектуру с причудливыми колоннами, арками, а свободное пространство заполняется растительными орнаментами. Все создает впечатление праздности, нарядности от контрастов красок и от фантазии.
Слайд 8ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ
Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели
выполненную золотистым и красным (а также желтым и зелёным) цветом
по чёрному фону.
Слайд 9
Хохломская роспись - это самобытный русский народный промысел, существующий более
трехсот лет, уникальное явление не только в масштабах России, но
и в мировом искусстве.
Предполагают, что хохломская роспись возникла в XVII веке на левом берегу Волги, в деревнях Большие и Малые Бездели, Мокушино, Шабаши, Глибино, Хрящи. В настоящее время родиной хохломы считается поселок Ковернино в Нижегородской области.
Слайд 10
Хохломские изделия привлекают не только красотой орнамента. Их ценят за
прочное лаковое покрытие, благодаря которому ими пользуются в повседневной жизни.
На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристый оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается уникальный медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности.
Слайд 11
Традиционные элементы Хохломы — травяные узоры, красные сочные ягоды рябины
и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и
звери.
В настоящее время у хохломской росписи два центра — город Семёнов, где находятся фабрики «Хохломская роспись» и «Семёновская роспись», и село Сёмино Ковернинского района, где работает предприятие «Хохломской художник», объединяющее мастеров деревень Ковернинского района: Сёмино, Кулигино, Новопокровское и др. (фабрика находится в Сёмино, в других деревнях
Слайд 12
Технология
Сначала делают заготовки из древесины, Затем мастер встает за токарный
станок, снимает резцом излишек древесины и постепенно придает заготовке нужную
форму. Так получается основа. Потом её покрывают грунтовкой. После грунтовки изделие 7-8 часов сушат и обязательно вручную покрывают несколькими слоями олифы. От этого будет в дальнейшем зависеть качество деревянной посуды, прочность росписи. В течение дня изделие покрывают олифой 3-4 раза. Последний слой сушат до момента когда олифа слегка прилипает к пальцу, уже не пачкая его.
Слайд 13
Следующий этап — втирание в поверхность изделия алюминиевого порошка. Выполняют
его также вручную тампоном. После лужения предметы приобретают красивый бело-зеркальный
блеск, и готовы для росписи. В росписи применяются темперные краски. Главные цвета, определяющие характер и узнаваемость хохломской росписи, - красный и чёрный, но для оживления узора допускаются и другие краски — коричневый, зелёный, жёлтый. Кисти для росписи делаются из беличьих хвостов, так, чтобы ими можно было провести очень тонкую линию.