Слайд 1 Урок-обобщение
«Ь и Ъ знаки в разных частях речи
»
5 класс
2016г
Слайд 2Цель:
Знать условия употребления Ъ и Ь в разных частях
речи и верно писать соответствующие слова.
Слайд 3
Как можно озаглавить текст? Какова идея?
В IX веке Кириллом
и Мефодием был создан первый славянский алфавит на основе греческого
письма. Этот алфавит был в употреблении до начала 18-го века и лёг в основу современного русского алфавита.
В славянской азбуке было 43 буквы. Среди них – Ь и Ъ знаки (графически они не отличались от современных Ь и Ъ), но назывались по-другому: Ъ - ер Ь - ерь. . Буква Ь(ерь) употреблялась чаще всего для смягчения согласного: купець (в современном языке звук Ц всегда твёрдый). До 1917—1918 года твердый знак писался в конце слов после твердых согласных, например: ДОМЪ, ДУБЪ, ГОРОДЪ. Тогда весь народ наш был разделён на писавших с «ером» и без «ера» на концах слов. В то время буква эта вызывала гнев и ненависть, смех и слёзы.
Букву «ер» называли бездельником, лодырем, разбойником, дармоедом, кровососом. Буква «ер» на конце слова «проедала» более 8% времени и бумаги. Эта буква - бездельник была самой дорогой буквой мира.
В современном русском алфавите 33 буквы. Буквы ЕР и ЕРЬ выглядят в нём так же, как в славянской азбуке несколько веков назад. Называться они стали по-другому.
*Какая информация для тебя новая? Какова роль этих знаков в современном письме?
Слайд 4 ТЕОРИЯ. Рассмотри таблицу,
прочитай примеры ,
составь свой алгоритм
по данной теме.
Слайд 5
ПРАКТИКА
образец записи: 1 с ь, 2гь, 3п-.
С-существительное,
г –глагол. Н- наречие, п- прилагательное.
1Тиш?, 2крыш?, 3спиш?,4 матч, 5уж?(змея),
6могуч 7 помоч? 8 плач? (громче), 9настеж?,10невтерпеж?,11беседуеш?,
12врач? ,13рож?, 14пореж? 15 тягуч?
Слайд 6Проверь!
1сь, 2с-, 3гь, 4с-, 5с-, 6 п-,7гь, 8гь, 9нь,10н-
11гь, 12с-
13сь 14 гь 15п-
15 баллов
Слайд 7 Теория. Что зашифровано в данных схемах?
Слайд 8ПРАКТИКА. Определи роль Ь и
Ъ знаков.Выпиши в 2 столбика.
Ш..ёт, в..ехать, б..ёт, п..ёт, с..ели, под..ём,
стул..я, плат..е, с..ёмка, об..езд, об..яснить, друз..я, жил..ё, птич..и, с.едобный, дерев..я, вороб..и, об..ятия, пер..я, пол..ёт, в..юга, ноч..ю, об..явление, под..езд, обез..яна, осен..ю, олен..и, с..езд, Ил..я.
Слайд 9Проверь!
1Шьёт, бьёт, пьёт, стулья, платье, , друзья, жильё, птичьи,
деревья, воробьи, перья, польёт, вьюга, ночью, Илья, оленьи, осенью, обезьяна.
2
Объявление, подъезд, съезд , въехать, съели, подъём, съёмка, объезд, объяснить съедобный, объятия
29 баллов
Слайд 10 ТЕОРИЯ. Расскажи о правописании Ь и Ъ знаков в
разных частях речи.
Слайд 11 Практика. Нужен ли ь вместо ?
День
был хорош? и погож?, а Митя был пригож?. Вышел он
из дома и побежал вскач? мимо дач?, есть калач?. А бабушка уж и печ? топила. Для дорогого гостя и ворота настеж?! Невтерпёж? Мите. Горяч? и жгуч? калач?. ,,Спешиш?, обожжеш?ся,- предостереч? его бабушка хочет,- намаж? хоть вареньем”. ,,Еш?, еш?,- приговаривает она,- матушка- рож? кормит всех сплош?”.
Съел Митя весь калач?, лишь один кусочек оставил. Пока он ел, много туч? на небе появилось, сбежались тучки в одну кучку - быть ненастью! ,,Как же до дома, Митя, доберёш?ся! Береч?ся надо: гром трескуч?, лес дремуч?. Подумал Митя и решил леч? на печ?, пока солнца луч? ноч? не сменит.
Слайд 12Проверь!
День был хорош и погож, а Митя
был пригож. Вышел он из дома и побежал вскачь мимо
дач, есть калач. А бабушка уж и печь топила. Для дорогого гостя и ворота настежь! Невтерпёж Мите. Горяч и жгуч калач. ,,Спешишь, обожжешься,- предостеречь его бабушка хочет,- намажь хоть вареньем”. ,,Ешь, ешь,- приговаривает она,- матушка- рожь кормит всех сплошь”.
Съел Митя весь калач, лишь один кусочек оставил. Пока он ел, много туч на небе появилось, сбежались тучки в одну кучку - быть ненастью! ,,Как же до дома, Митя, доберёшься! Беречься надо: гром трескуч, лес дремуч. Подумал Митя и решил лечь на печь, пока солнца луч ночь не сменит. 30балла
Слайд 13Теория и Практика.Ться и тся в глаголах
Прежде чем глагол
писать что делает? Учится!
Не забудь вопрос задать.
Если мягкий знак в вопросе, что делать? учитЬся
То в глагол его вноси.
Запишите пословицы, обозначая изученную орфограмму.
1Друзья познают(?)ся в беде.
2Трус своей тени боит(?)ся.
3Всякий человек в деле познает(?)ся.
4У него из рук валит(?)ся.
5Не стыдно не знать, стыдно не учит(?)ся.
6За все брат(?)ся- ничего не сделать. 6 баллов
Слайд 14Помечтай!
Сочинение миниатюра. Представьте себе, что вы превратились в какой либо
предмет
( компьютер, автомобиль, куст сирени...)Опишите, что вы чувствуете, о чём
думаете, о чём мечтаете. ,в своем сочинении употребите слова Ь и Ъ знаками..
Слайд 15Рекомендации к презентации:
Можно работать в парах, можно индивидуально, можно1 балл
считать за каждое правильно выполненное слово, баллы по разделу «
Практика» консультанты могут проверять вместе с учителем. За теорию дополнительные баллы.
Всего «Практика» 76 баллов, до 38 – «2» ,от 38 -50- «3», 51-70-»4»,
71-76- «5» .Сколько ставить баллы за теорию каждый учитель может решить сам . Я ставила отдельную оценку. Работа сложная , рассчитана на 2 урока, материал в учебнике на нескольких страницах. Скорость письма разная , поэтому ребята привыкают писать и внимательно , и быстро. Творческое задание можно предложить как домашнее.
Презентация выполнена учителем русского языка Горюновой Л .А., МОУ СОШ 63 п. Чернышевск