Слайд 18 класс
ПОДГОТОВКА
К ОГЭ
Задание 3
Слайд 2Второе марта.
Классная работа.
Подготовка к ОГЭ. Разбор задания №3.
Слайд 31. Как правильно выполнить задание №3 в ОГЭ по русскому
языку?
2. Для успешного выполнения третьего задания по русскому языку необходимо
хорошо знать изобразительно-выразительные средства русского языка.
Слайд 43. Чаще всего в задании нам необходимо найти среди предложений
то, в каком используется определенное средство выразительности. Для этого:
вспоминаем значения
лингвистического термина
внимательно читаем каждое предложение
определяем, в каком из них использовано названное в задании средство языковой выразительности;
выбираем ответ
Слайд 5Нам необходимо запомнить определения основных средств выразительности
1. Метафора (греч. "перенос")
— это слово или выражение, употреблённое в переносном значении на
основе сходства или контраста в каком-либо отношении двух предметов или явлений. В метафоре, в отличие от сравнения, слова «как», «словно», «как будто» опущены, но подразумеваются.
Слайд 6Пример: Ночь металась за окнами, то распахиваясь стремительным белым огнём, то сжимаясь в непроглядную тьму.
(Ночь словно металась за
окном, то будто распахиваясь стремительным белым огнем, то будто сжимаясь в непроглядную тьму).
Слайд 72.Олицетворение – наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами живых существ.
Пример: Заговорили наши орудия.
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась.
Слайд 83. Эпитет – образное, яркое определение предмета или действия.
Пример: Сквозь волнистые туманы пробирается
луна, на печальные поляны льёт печально свет она.
НО: НЕ являются эпитетами прил., указывающие на отличительные
признаки предметов и не дающие их образной характеристики.
Пример: дубовый листок (дубовый – НЕ эпитет, это прямое, а не переносное значение слова), осенний день (осенний – НЕ эпитет, это прямое, а не переносное значение слова).
Слайд 9Сравнение – сопоставление одного предмета с другим.
Сравнение может быть
представлено:
а) формой сравнительного оборота, присоединяемого с помощью союзов КАК, ТОЧНО, СЛОВНО,
БУДТО, КАК БУДТО, ЧТО (в значении союза КАК)
Пример: Хорошо и тепло, как зимой у печки, и берёзы стоят, как большие свечки.
б) сравнительным придаточным предложением
Пример: Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду, словно бабочек лёгкая стая с замираньем летит на звезду.
в) существительное в творительном падеже
Пример: Морозной пылью серебрится его бобровый воротник.
Слайд 10Гипербола – преувеличение.
Пример: Я тебе миллион раз говорил.
Литота – преуменьшение.
Пример: Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более
напёрстка.
Слайд 117. Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов.
Пример: как кот наплакал, ни рыба ни
мясо, ставить палки в колёса
Слайд 12Разбор типовых вариантов задания №3 ОГЭ
по русскому языку
Слайд 13Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора:
Все они
стояли здесь, сбившись в кружок, — и Катя, пушистая как
одуванчик, и черномазая Танюшка, и курносая Верка, с розовыми, словно полированными, щеками.
2) Аниска стояла не говоря ни слова, будто не о ней шла речь.
3) Тут вся Танюшкина обида вырвалась на волю.
4) Какое высокое и какое ясное сегодня небо!
Слайд 14Укажите предложение, в котором средством выразительности является фразеологизм.
1) Не будет
его милой шепелявости, не будет и его разбойничьего свиста в
четыре пальца.
2) Я с кличем «ура» рванулся ему навстречу.
3) И был ошеломлён, когда Ванька с ходу ударил меня в подбородок, да так сильно, что из глаз моих посыпались искры.
4) Не было теперь у меня врага более лютого, чем Ванька.
Слайд 15Укажите предложение, в котором средством выразительности является эпитет.
1) От этого
чихания болел живот, в глазах стояли слёзы, а нос горел,
как раскалённый.
2) И лежит он на жёсткой, горячей койке один, как отставший от поезда.
3) Словно он не просто простудился и чихает, а совершил какой-то подвиг. Ранен. Попал в госпиталь.
4) Он ел не торопясь, растягивая удовольствие.
Слайд 16Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
1) И
тогда Костя предложил Льву оставить меня, как самого слабого, в
машине, а самим, двоим крепким парням, пойти, наперекор стихии, искать дорогу и постараться выйти к людям.
2) Неизвестно, сколько бы времени мы шли, как вдруг услышали гул и увидели свет.
3) Порывы ветра раскачивали машину, и казалось, что она сейчас перевернётся и покатится вместе с нами, как перекати-поле!
4) Ветер валил с ног.
Слайд 17Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.
1) Часы
были на тонком коричневом ремешке, формой напоминали кирпичик, у циферблата
было торжественное выражение лица.
2) Была первая весенняя жара, липы стояли в новой листве, как свежевыкрашенные.
3) И слёзы наконец брызнули, как брызжут в цирке у клоунов, сильной струёй.
4) Дина уткнулась носом в тощий дедов живот.