Слайд 1Тема урока
Публицистический стиль речи. Стилевые и языковые особенности, жанры.
Слайд 2Запишите слова, вставьте пропущенные орфограммы
Ко…едж, оск..рбить, к..нсенсус, ц..вилизация, собстве…ость, д..вальвация,
к..ммюнике, конс..лидация, пу…лицистика.
Слайд 3Запишите слова в тетрадь
Словарная работа
- Какие из слов вам
не знакомы? Обратитесь к словарю.
Слайд 4- Назовите особенности публицистического стиля?
- Назовите жанры публицистического стиля?
Слайд 5Основные особенности публицистического стиля речи:
Сфера употребления публицистического стиля: общественно-экономические, политические,
культурные отношения; используется в газетах, журналах.
Задачи речи: информирование, передача общественно
значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чем-то, внушением ему определенных идей, взглядов, побуждением его к определенным поступкам, действиям.
Стилевые черты. Для публицистического стиля характерны логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность, страстность, общедоступность.
Слайд 6Жанры публицистики:
статья в газете, журнале;
очерк;
репортаж;
ораторская речь;
судебная речь;
выступления
по радио, телевидению;
доклад.
Слайд 7Заметка – краткое сообщение в печати.
Статья – научное или публицистическое
сочинение небольшого размера в сборнике, журнале или газете.
Очерк – небольшое
литературное произведение, краткое описание жизненных событий (обычно социально значимых).
Репортаж – сообщение о местных событиях, событиях дня, оперативная информация (в печати, по радио и телевидению).
Интервью – предназначенная для печати (или передачи по радио и телевидению) беседа в форме вопросов и ответов с каким-либо лицом.
Отзыв – отклик, мнение о ком-чем-нибудь, оценка кого-чего-нибудь в печати или в устной форме.
Слайд 10Бегло просмотрите номер газеты, найдите заметку, аргументируйте свой ответ.
Найдите интервью
в газете, аргументируйте свой ответ.
Слайд 11Работа с прессой
1. В принесенных вами на занятие газетах
или журналах выберите статью публицистического стиля.
2. Определите жанр Вашего текста.
Какова тема текста?
3. Какую задачу ставит перед собой автор текста?
привлечь внимание читателей к проблеме…
призвать к чему-либо…
вызвать читательский отклик…
сформировать читательское мнение…
4. Какие лексические средства автор использует для воздействия на читателей?
5. Какие стандартные фразы вы заметили?
6. Приметы каких других стилей увидели вы в тексте?
Слайд 13Посмотрите видео отрывки, определите стиль речи, тему, цель выступления, языковые
особенности.
Слайд 14Учимся анализировать текст.
Прочитайте текст.
Укажите, к какому стилю и типу речи
принадлежит этот текст.
1)научно-популярный стиль, повествование;
2)публицистический стиль, рассуждение;
3)публицистический стиль, повествование;
4)
научный стиль, описание.
Укажите в тексте тезис, аргументы, контраргументы, вывод.
Слайд 15 Умение общаться становится искусством тогда, когда мы так
ясно осознаём происходящее между нами и другими в процессе коммуникации,
что это не влечёт за собой искусственности и затруднений во взаимопонимании. Лишь тогда мы можем по горячим следам воспользоваться тем, что мы осознали для улучшения контакта. Говорят, что этому можно научиться. Я думаю, что каждый может проявить максимум старания, чтобы с достаточной степенью точности понимать, что хотят сообщить другие.
(Журнал «Наука и жизнь»)
Слайд 16ПОДУМАЙТЕ!
О чём заставляет задуматься текст?
Какие проблемы поднимает?
Что значит «процесс коммуникации»?
Что
значит «уметь общаться»?
Всегда ли мы довольны общением?
Что мешает общению?
Как вы
понимаете выражение «искусственность во взаимопонимании»?
Слайд 17В каких ситуациях возникает эта проблема?
Согласны ли вы с авторами
текста? Почему?
Можно ли научиться общаться?
Всегда ли вас понимают?
Как вы думаете,
почему происходит непонимание?
Как научиться понимать друг друга?
Что значит «слышать» другого человека?
Слайд 18Задание. Создайте на основе просмотренного мультфильма текст публицистического стиля.
Или создайте
текст публицистического стиля на одну из предложенных тем.
Темы:
1. Что
значит найти себя?
2. Что важнее: как жить или для чего жить?
3. Все работы хороши, выбирай на вкус.
Слайд 19Вывод:
Публицистический стиль – это сложное речевое единство, в нем органически
сливаются черты разных функциональных стилей: научного, официально-делового, художественного, разговорного.
Слайд 21Основные особенности публицистического стиля речи:
Сфера употребления публицистического стиля: общественно-экономические, политические,
культурные отношения; используется в газетах, журналах.
Задачи речи: информирование, передача общественно
значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чем-то, внушением ему определенных идей, взглядов, побуждением его к определенным поступкам, действиям.
Стилевые черты. Для публицистического стиля характерны логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность, страстность, общедоступность.
Слайд 22Языковые средства:
а) общественно-политическая лексика;
б) эпитеты, сравнения, метафоры, лексические повторы,
градация, фразеологизмы, термины в переносном значении;
в) побудительные и вопросительные предложения;
г)
риторические вопросы;
д) распространенные обращения;
е) вводные слова, причастные и деепричастные обороты, сложные синтаксические конструкции.
5. Жанры публицистики: статья в газете, журнале, очерк, репортаж, фельетон, ораторская речь, судебная речь, выступление по радио, телевидению, на собрании, доклад.
Слайд 23 Язык– самое выразительное, чем человек обладает. За своим
языком надо следить постоянно. Самая большая ценность народа – его
язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык.
Домашнее задание:
1. Сделайте видеозапись
интервью, используя Интернет-сайты, телевидение. Установите зависимость языковых средств от ситуации публичного общения.
ИЛИ
2. Найти дома или в библиотеке старые газеты (вышедшие 5, 10, 20 лет назад) и сопоставить их лексику с лексикой современных газет.