Слайд 1Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка
Белогородцева Людмила Алексеева,
учитель
начальных классов МОУ СОШ№6.
Слайд 2Актуальность
Успех освоения языка находится в тесной взаимосвязи от
степени развития целого ряда интеллектуальных качеств.
Это положение
подчёркивали в своих научных работах учёные XIX и XX столетий.
Развитие интеллектуальных компонентов (внимания, восприятия, логического мышления, эрудиции и т.д.) осуществляется при активизации мыслительной деятельности учащихся.
Слайд 3Цель
Развитие мыслительных процессов на учебном материале путём специальных
вопросов и заданий,
включающих:
поисковую познавательную деятельность
элементы исследования
установление последовательности
причинно-следственных
связей
обобщение , классификацию и т.д.
Слайд 4
Минутки чистописания
Примеры
упражнений:
1. «Букву, которую мы будем сегодня писать, вы определите, расшифровав
данную запись:
5 3 1
Д В ?
2. «Определите букву, ориентируясь на данный ряд:
П, В, С, Ч, П, С …
3. «С помощью этой буквы образуются все слова
данной схемы: Т К Д
М К
Л Н
4. « Продолжи ряд:
боббобббооо… оё ооёё оооёёё
ра рб рв … аот тоа оат
Слайд 5О З А Б В Т Е Р А Д
К
(Искомые слова завтрак, обед.)
Соедините буквы, у которых точки стоят вверху;
Соедините
буквы, у которых точки стоят внизу;
Словарная работа
Слайд 6Планер, вертолёт, , ракета.
?
(Искомое слово
самолёт.)
Определите принцип расположения слов
Ап..льсин- кожура
стая- в..р..бей
человек-кожа
коллектив- человек дер..во-кора
отара-овца яйцо-?
табун- ?
М..г..зин- продавец
б..льница- врач
т..атр- актёр
космический корабль- ?
- ?
Определите характер смысловой связи между словами каждой пары
Учитель называет пары слов. Если учащиеся слышат антонимы,
то выполняют действие, которое обозначает каждое из этих слов. Если
это будут не антонимы, все садятся на места.
Присели- приподнялись
плачет-рыдает
прыгать-скакать
мёрзнуть-согреваться
смеяться-хохотать
подойдите-отойдите
Слайд 9Работа с текстом
Логическое задание
Волк и заяц построили себе жилища
под корнями ели и сосны. У волка нора не под
сосной.
Определите, какое животное, в каком месте устроило своё жилище.
(У волка нора под елью. У зайца нора под сосной).
Слайд 10Работа с загадками.
В любое место я, куда хочу,
На первом поплыву,
а на втором лечу.
(Пароход, самолёт.)
Используя части слов-отгадок составить
несколько слов такого же вида.
Она в норе в лесу живёт,
Он громко во дворе поёт.
(Лисица, петух.)
Из загадки подобрать слова с орфограммой, которой нет в словах-отгадках.
Слайд 11Работа с цепочками слов
Установите последовательность событий в цепочке слов
П.ляна, яг.да,…
(варенье).
Цв.ток, пч.ла,… (мёд).
Художник, кисть,… (картина).
Кол.с, з.рно, мука,… (хлеб).
Хлопок, полотно,… (одежда).
Стр.итель,
кирпич,… (здание).
Слайд 12 Развитие речи. Работа с предложением
Составьте предложение-следствие к данному:
Поезд
тронулся. (Перрон опустел.)
У хищных животных острые зубы.(Хищные
животные легко жуют сырое мясо.)
В наш город приехал зоопарк.(Повсюду появились цветные афиши.)
Весной лёд на реке быстро растаял.(Река вышла из берегов.)
Слайд 13Работа с текстом.
Восстановить текст по имеющимся в них орфограммам.
чк у ёжика остренькая. А на жи пс шёрстка.
Она серого цвета. Иглы у жи бурые. Лапки пбг.
Заметит ёжик нс и сворачивается клубком. Очень любит нбг. Пс приносит ь , бг мышей, слизняков.
Справка: пользу, молоко, мягкая, мордочка, опасность,
уничтожает, животе ,короткие, ёжик.
Слайд 14Выводы
Развитие способности к мыслительной деятельности
обеспечивает высокий уровень вовлечённости
школьников
в учебную деятельность
поднимает интеллектуальный уровень
улучшает качество освоения русского языка
повышает интерес
к лингвистике и учебному процессу в целом
Слайд 15Литература
Методика интеллектуального развития младших школьников на уроках
русского языка Г. А Бакулина, Е. А. Обухова, Н. В.
Дембицкая.- М.:
Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2006.-216с.
Новые олимпиады для начальной школы\ Н. А. Шевердина, Л.Л. Сушинскас,2007.
Развитие памяти и повышение грамотности/ В.В. Лайло,2002.
Олимпиады для начальной школы.