Слайд 1Актуализация
опорных знаний
на уроках
русского языка
(программа Т.Г. Рамзаевой,
4 класс)
Слайд 2Содержание
имя существительное
имя прилагательное
глагол
местоимение
звуко-буквенный разбор слов
фонетический разбор слов
разбор слов по составу
однородные члены предложения
комбинированные задания
логические задания
Для возвращения в раздел «Содержание» из любого слайда кликните мышкой по картинке с котенком в правом верхнем углу страницы
Для выбора упражнения кликните мышкой по ромбику с номером слайда
49
50
51
52
53
25
36
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
60
61
62
55
56
57
58
59
68
64
63
65
66
67
3
13
4
5
6
7
8
9
10
11
12
14
24
15
16
17
18
19
20
21
22
23
37
48
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
54
72
69
70
71
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
слайд 2
Слайд 3Определить падеж и склонение имен сущетельных
Прочитал в газете
в журнале
в книге
в
календаре
1 скл, П.п.
2 скл, П.п.
1 скл, П.п.
2 скл. П.п.
слайд 3
Слайд 4Определить падеж и склонение имен существительных
Написал Елизавете Петровне
1 скл, Д.п.
дяде
Мише
1 скл, Д.п.
Ехал по дороге
по шоссе
1
скл, Д.п.
2 скл, Д.п.
слайд 4
Слайд 5Определить падеж и склонение имен существительных
Прилетел из Риги
из Вологды
из Перми
из Ярославля
1
скл, Р.п.
1 скл, Р.п.
3 скл, Р.п.
2 скл, Р.п.
слайд 5
Слайд 6Определить падеж и склонение имен существительных
Дошли до вокзала
до рощи
2 скл, Р.п.
1 скл, Р.п.
Привезли
на
автомобиле
на тележке
на грузовике
2 скл, П.п.
1 скл, П.п.
2 скл, П.п
слайд 6
Слайд 7Вставить пропущенные буквы.
Определить падеж имен существительных
в журнал
без бабочк
к учёб
по стрелк
над
парк
о берёзк
…
…
…
…
…
…
и – Р.п. 1 скл.
е – Д.п. 1 скл.
е
– П.п. 2 скл.
е – Д.п. 1 скл.
ом – Т.п. 2 скл.
е – П.п. 1 скл.
слайд 7
Слайд 8Дописать окончания
у лужайк без мест
от кроват
по лужайк к
мест для тетрад
к речк до мор к кроват
от речк по мор по тетрад
к подруг к базар к старост
…
…
…
…
…
…
…
…
…
…
…
…
…
…
…
и
а
и
е
у
и
е
я
и
и
ю
и
е
у
и
слайд 8
Слайд 9Вставить пропущенные буквы. Определить падеж имен существительных
с ветк
на ветк
за крайн изб
дальней деревн
сидел на ветк сирен
…
…
…
…
…
…
Р. п.
Р. п.
Р. п.
В. п.
Т. п.
П. п.
и
у
ей
и
ой
и
е
…
слайд 9
Слайд 10Найти слова
с одинаковыми окончаниями
домов
столов
коров
ковров
голов
нет оконча-ния
нет
оконча-ния
слайд 10
Слайд 11Определить орфограммы и разделить их на группы
нож
плащ
вещь
рожь
камыш
глушь
врач
ночь
Существительные
мужского рода
Существительные
женского
рода
слайд 11
Слайд 12Образовать множественное число имен существительных
курица
морское судно
чудо
небо
ребенок
человек
- курицы, куры
- суда
- чудеса
-
небеса
- дети
- люди
слайд 12
Слайд 13Поставить слова во множественное число
человек
лист (бумаги)
лист (дерева)
зуб (волка)
зуб (пилы)
- люди
-
листы
- листья
- зубы
- зубья
слайд 13
Слайд 14Вставить пропущенные буквы.
Определить падеж имен прилагательных
про лучш
друга
со снежн погодой
за домашн животным
у
болтлив попугая
в просторн зале
с ярк платком
…
…
…
…
…
…
его
В.п.
им
Т.п.
Т.п.
ого
Р.п.
ом
П.п.
Т.п.
ой
им
слайд 14
Слайд 15Подобрать имена прилагательные.
Определить их падеж
под ым
деревом
в ем платье
за
им морем
при ом морозе
…
…
…
…
Т.п.
П.п.
Т.п.
П.п.
вечерн
син
крепк
стар
слайд 15
Слайд 16Дополнить группу слов
почтового
срочного
тяжёлого
багажного
старого
вкусного
окончания прилагательных
м. р. и ср.р. в
Р.п.
слайд 16
Слайд 17Вставить пропущеные буквы. Разделить словосочетания на группы
у ближн
деревни
в зимн день
на последн
странице
перед жгуч крапивой
от син цвета
по трескуч морозу
…
…
…
…
…
…
ей
ий
ей
ей
его
ему
слайд 17
Слайд 18Вставить пропущенные буквы. Определить падеж имен прилагательных
начались летн
каникулы
уехал в дальн район
закрылось тёмн
тучей
потоки горяч света
…
…
…
…
ие
ий
ой
его
Т.п
Р.п
В.п
Им.п
слайд 18
Слайд 19Поставить знаки ударения в именах прилагательных
новорождённый ребенок
кухонный стол
тигровая шкура
газированная вода
'
'
'
'
слайд
Слайд 20Поставить ударения в именах прилагательных
двоюродный брат
хлопковое масло
зубчатая стена
домовая книга
'
'
'
'
'
слайд 20
Слайд 21В каких примерах выделенное слово является прилагательным
иду в ванную
дежурный врач
началась
уборочная
Демьян Бедный
вызвать в учительскую
больной мальчик
запасы в кладовой
больной стонал
слайд 21
Слайд 22Объяснить фразеологизмы.
Определить падеж имен прилагательных
Арабские сказки
Сказка про
белого бычка
Гадкий утенок
что-то
удивительное, неожиданное, невероятное
бесконечное повторение одного и того же с самого
начала
человек несправедливо оцененный ниже своих достоинств
И.п.
В.п.
или
В.п.
И.п.
слайд 22
Слайд 23Объяснить фразеологизмы.
Определить падеж имен прилагательных
Первая ласточка
Плясать под
чужую дудку
Есть
чужой хлеб
первые ранние признаки чего либо
действовать не по собственной воле,
а по произволу другого
жить за чужой счет
И.п.
В.п.
В.п.
слайд 23
Слайд 24Объяснить фразеологизмы.
Определить падеж имен прилагательных
Жить чужим умом
Родиться под
счастливой звездой
В
черном цвете
придерживаться чужих взглядов, убеждений, не быть самостоятельным
человеку сопутствует удача,
успех
видеть, представлять что-то мрачным, хуже, чем есть на самом деле
Т.п.
Т.п.
П.п.
слайд 24
Слайд 25Подобрать глаголы противоположные по значению
слайд 25
помогать –
говорить –
надеть
–
рисовать –
ненавидеть –
смеяться –
падать –
радоваться –
мешать
молчать
снять
стирать
любить
плакать
вставать
грустить
'
Слайд 26«Четвертый лишний»
рассказать
гулять
придумать
изобретать
слайд 26
думать
понимать
читать
подсказать
что делать?
что сделать?
что делать?
что сделать?
Слайд 27Выполнить задание
Образовать от глаголов, отвечающих в неопределённой форме на вопрос
что делать?, глаголы в 3 лице настоящего, прошедшего и будущего
времени:
рисовать
Настоящее время рисует
Прошедшее время рисовал
Будущее время будет рисовать
слайд 27
Слайд 28Выполнить задание. Сделать вывод
Образовать от глаголов, отвечающих в неопределённой форме
на вопрос что сделать?, глаголы в 3 лице настоящего, прошедшего
и будущего времени:
нарисовать
Настоящее время - ?
Прошедшее время нарисовал
Будущее время нарисует
Вывод:
глаголы, отвечающие
на вопрос что сделать?
не имеют формы
настоящего времени
слайд 28
Слайд 29Вставить пропущенные буквы
пове ло
кле ли
ла ла
раста
л
…
…
…
…
И
Я
Я
Я
слайд 29
- повеять
- клеить
- лаять
- растаять
Слайд 30Записать пословицу с глаголами
в неопределённой форме
В гостях хорошо,
а дома лучше.
Сломать дерево секунда, а вырастить – года.
Дело
мастера боится.
Без труда не вынешь
рыбку из пруда.
слайд 30
Слайд 31Выполнить задание
От глаголов несовершенного вида ловить и говорить образовать глаголы
совершенного вида
наловить поговорить
поймать сказать
слайд 31
Слайд 32Вставить пропущенные буквы. Указать лицо и спряжение глаголов
подар те
другу
держ т крепко
осмотр шь город
придума шь конец
увид
м радугу
…
…
…
…
…
Е
И
И
И
И
2 лицо, 2 спр.
3 лицо, 2 спр.
2 лицо, 2 спр.
2 лицо, 1 спр.
1 лицо, 2 спр.
слайд 32
Слайд 33Вставить пропущенные буквы
замет л
слыш л
встрет
ли
прикреп л
…
…
…
…
И
И
А
И
слайд 33
Слайд 34Подобрать синонимы к глаголам
слайд 34
видеть
радовать
сердиться
воевать
бояться
дуться;
злиться;
гневаться;
выходить из себя;
доходить до белого каления;
рвать и метать
наблюдать;
замечать;
примечать;
любоваться
веселить;
тешить;
лелеять;
услаждать;
ласкать
бороться;
драться;
биться;
ополчаться;
сражаться
пугаться;
страшиться;
робеть;
дрожать от страха
Слайд 35Определить время и спряжение глаголов
читаете журнал
укрепляем стену
прогремит гром
наловишь лещей
Настоящее время
1 спряжение
Настоящее время 1 спряжение
Будущее время 2 спряжение
Будущее время 2
спряжение
слайд 35
Слайд 36Выписать из приведенных слов глаголы - исключения
полоть
строить .
сушить колоть таять сеять . прятать . топтать . шептать . . кроить
смотреть
вертеть
держать
зависеть
терпеть
дышать
гнать
видеть
слышать
обидеть
прогнать
слайд 36
Слайд 37Записать глаголы в неопределенной форме
засвистел –
гуляла –
зашивает –
стою –
шьют –
засвистеть
гулять
зашивать
стоять
шить
слайд 37
Слайд 38Разделить глаголы на группы
прошедшее
время
настоящее время
будущее время
читал
рисую
хожу
купишь
сделаем
буду играть
бегать
гулять
сидите
мечтать
слушали
плакала
неопреде-ленная форма
читал
бегать рисую хожу купишь гулять сидите
мечтать сделаем плакала
буду играть слушали
Проверь себя
слайд 38
Слайд 39Распределить фразеологические обороты в зависимости от спряжения глаголов
играет в прятки
морочит голову
сидит сложа руки
плюет в потолок
считает ворон
лежит на печи
1
спряжение
Е
2
спряжение
И
слайд 39
Слайд 40Распределить фразеологические обороты в зависимости от спряжения глаголов
обводит вокруг пальца
заговаривает зубы
валяет дурака
водит за нос
втирает очки
1
спряжение
Е
2
спряжение
И
слайд 40
Слайд 41Поставить глаголы в форму
2 лица ед. числа н.в.
заметить –
читать
–
катать –
купить
–
варить –
замечаешь
читаешь
катаешь
покупаешь
варишь
слайд 41
Слайд 42Вставить пропущенные буквы. Определить спряжение глаголов
чита шь
крут м
игра
т
смотр шь
терп т
1 спряжение
1 спряжение
2 спряжение
2 спряжение
2
спряжение
…
…
…
…
…
и
е
е
и
и
слайд 42
Слайд 43Вставить пропущенные буквы.
Определить род глаголов
Лампа светил
Солнце светил
Фонарь светил
Лампы светил
Как
изменяются глаголы в прошедшем времени?
Ж.р.
…
…
…
Ср.р.
М.р.
Мн. ч.
о
а
и
…
слайд 43
Слайд 44Определить время глаголов
читал, погуляет, лежишь рисую, кричала, отдаст, отвечает,
будет бросать, красить, отвезла, купить, прочитать
прошедшее
время
настоящее время
будущее время
неопреде-ленная
форма
читал
кричала
отвезла
погуляет
отдаст
будет бросать
лежишь
рисую
отвечает
красить
купить
прочитать
слайд 44
Слайд 45Выписать глаголы в неопределённой форме
треть тереть петь медь мешать
лошадь держать грусть грызть злость кость вынес сесть сеять ходит
ходить крыть косить косят
что делать? что сделать?
тереть петь мешать держать
грызть сесть сеять ходить
крыть косить
слайд 45
Слайд 46Определить лицо и число глагола
С кем поведешься,
от того
и наберёшься.
2 лицо, ед. ч.
слайд 46
Слайд 47Записать по образцу
мыть - моешь - моешься
учить
катать
держать
одевать
гонять
- учишь
- учишься
- катаешь - катаешься
- держишь - держишься
- одеваешь
- одеваешься
- гоняешь - гоняешься
слайд 47
Слайд 48Выполнить задание
Образовать от глаголов, отвечающих в неопределённой форме на вопрос
что делать?, глаголы в 3 лице прошедшего настоящего, и будущего
времени
гулять
слушать
лежать
Настоящее
время
Прошедшее
время
Будущее
время
гулял
слушал
лежал
гуляет
слушает
лежит
будет гулять
слушать
лежать
слайд 48
Слайд 49Заменить подчёркнутые имена существительные местоимениями
Про лису дурная слава
ходит, будто кур таскает. Но
на деле редко это удаётся.
Чаще всего за мышами охотится. У чуткий слух.
лиса
лисе
лиса
лисы
она
ей
неё
она
слайд 49
Слайд 50Изменить местоимения 1– го лица по вопросам с предлогами
И.
Р.
Д.
В.
Т.
П.
кто?
у кого?
к
кому?
на кого?
с кем?
о ком?
я
у меня
ко мне
на меня
со мной
обо мне
мы
у нас
к
нам
на нас
с нами
о нас
слайд 50
Слайд 51Изменить местоимения 2– го лица по вопросам с предлогами
И.
Р.
Д.
В.
Т.
П.
кто?
у кого?
к
кому?
на кого?
с кем?
о ком?
ты
у тебя
к тебе
на тебя
с тобой
о тебе
вы
у вас
к
вам
на вас
с вами
о вас
слайд 51
Слайд 52Изменить местоимения 3– го лица по вопросам с предлогами
И.
Р.
Д.
В.
Т.
П.
кто?
у кого?
к
кому?
на кого?
с кем?
о ком?
он
у него
к нему
на него
с ним
о нем
она
у неё
к
ней
на неё
с ней
о ней
они
у них
к ним
на них
с ними
о них
слайд 52
Слайд 53«Четвёртое – лишнее»
он она оно
я ты
он
мы он вы
к от за
мну мни мнём
вы
но
- союз
- местоим.
он
мне
- местоим.
- 2 лицо
- мн.ч
ты
слайд 53
Слайд 54Определить лицо местоимений
Живи для людей, поживут и люди для
тебя.
Ехал к вам, да заехал к нам.
Есть запас, да
не про вас.
И собака помнит, кто её кормит.
2 лицо
2 лицо
2 лицо
1 лицо
3 лицо
слайд 54
Слайд 55Провести морфологический разбор
маленькое
Прил. (какое?)
Н. ф. – маленький
И.п., Ср. р.
Ед.
ч.
Вт. член
слайд 55
Слайд 56Провести морфологический разбор
из древесины
Сущ. (из чего?)
Н. ф. – древесина
Ж. р.,
1 скл.
Р. п.
Ед. ч.
Вт. член
слайд 56
Слайд 57Провести морфологический разбор
сидят
Глагол (что делают?)
Н. ф. – сидеть
1 спр.
Н. в.
3 лицо
Мн. ч.
Сказуемое
слайд 57
Слайд 58Провести морфологический разбор
на тонких
на тонких - прилаг. (на каких?)
Н.
ф. – тонкий
П. п.
Мн. ч.
Вт. член
слайд 58
Слайд 59Провести морфологический разбор
с севера
с севера - сущ. (с чего?)
Н. ф. – север
М. р. 2 скл.
Р. п.
Ед. ч.
Вт. член
слайд 59
Слайд 60Провести звуко-буквенный разбор слова
РЕДКО
ред-ко – 2 слога
Р [р’] – согл.,
непарн., зв., мяг.
Е [э] – гласн., ударн.
Д [т] – согл.,
парн., глух., тв.
К [к] – согл., парн., глух., тв.
О [а] – гласн., безуд.
5 букв, 5 звуков
слайд 60
Слайд 61Провести звуко-буквенный разбор слова
дрозд – 1 слог
Д [д] – согл.,
парн., звон., тв.
Р [р] – согл., парн., звон,. тв.
О
[о] – гласн., уд.
З [с] – согл., парн., глух., тв.
Д [т] – согл., парн., глух., тв.
5 букв, 5 звуков
ДРОЗД
слайд 61
Слайд 62Провести звуко-буквенный разбор слова
слайд 62
ГЛАДКИЙ
глад-кий – 2 слога
Г [г]
– согл., парн., звон., тв.
Л [л] – согл., непарн,.звон., тв.
А
[а] – гласн., уд.
Д [т] – согл., парн,. глух., тв.
К [к] – согл., парн,. глух., тв.
И [и] – гласн., безуд.
Й [й’] – согл., непарн.,звон., мягк.
7 букв, 7 звуков
Слайд 63Провести звуко-буквенный разбор слова
слайд 63
КРУЖИТЬ
кру-жить – 2 слога
К [к] –
согл., парн., глух,. тв.
Р [р] – согл., непарн,. звон., тв.
У [у] – гласн., безуд.
Ж [ж] – согл., парн., звон., тв.
И [и] – гласн,. ударн.
Т [т’] – согл,. парн., глух., мягк.
Ь - звука., не образует
7 букв, 6 звуков
Слайд 64Провести звуко-буквенный разбор слов
слайд 64
ЯД
ПОЛЁТ
по-лёт – 2 слога
П
О
Л
Ё
Т
5 букв, 5
звуков
[п] – согл., парн., тв., глух.
[а] – гласн.,
безуд.
[л’] – согл., непарн., мягк., зв.
[о] – гласн., ударн.
[т] – согл., парн., тв,. глух.
яд – 1 слог
Я
Д
2 буквы, 3 звука
[й’] – согл., непарн., мягк., зв.
[а] – гласн., ударн.
[т] – согл., парн., тв., глух.
Слайд 65Разобрать слова по составу
подоконник
желтели
слайд 65
Слайд 66Разобрать слова по составу
ДЛИННАЯ
ЗАПАЧКАТЬ
слайд 66
Слайд 67Разобрать слова по составу
НОЧНОЙ
ЗАТИХАЕТ
слайд 67
Слайд 68Разобрать слова по составу
осиновый
багажника
слайд 68
Слайд 69Выписать однородные члены предложения
Аист азбуку купил
и пятёрку получил.
Астра, азбука, айва
начинаются на А.
купил
получил
астра
азбука
айва
слайд 69
Слайд 70Выписать однородные члены предложения
Кот копеек накопил,
кошке козочку купил.
Лев комарика ловил,
лапой нос себе разбил.
накопил
купил
ловил
разбил
слайд 70
Слайд 71Выписать поговорки с
однородными членами предложения
Добро не горит и
не тонет.
Без труда нет плода.
Терпенье и труд все
перетрут.
Отольются кошке мышкины слёзы.
слайд 71
Слайд 72«Найти пару»
Мала пчела,
Лесом шел,
Мороз невелик,
Ехал в Казань,
Совесть
без зубов,
Сам погибай,
а товарища выручай
а стоять не велит
а попал в Рязань
а дров не видел
но и та работает
а загрызет
слайд 72
Слайд 73Выписать: в 1 столбик родственные слова; во 2 –
формы одного слова
Проплясали по снегам
Снежные метели.
Снегири снеговикам
Песню просвистели.
У заснеженной
реки
В снежном переулке
Звонко носятся снежки,
Режут снег снегурки.
1
2
снег
снежные
снегири
снеговики
заснеженная
снежки
снегурки
снег
по снегам
снежные
в снежном
слайд 73
Слайд 74Редактирование предложений
Молодые листочки
появились на берёзах.
Молодые листочки
появились на тополях.
Молодые листочки
появились на осинах.
Молодые листочки появились на березах, тополях, осинах.
слайд 74
Слайд 75Определить части речи
Затопили печь,
чтобы пироги печь.
Снежное покрывало
все поле покрывало.
что?
сущ.
что делать?
глагол
что?
сущ.
что делало?
глагол
слайд 75
Слайд 76Выбрать проверочное слово
носить
нос
носик
носильщик
вынос
носит
'
'
слайд 76
Слайд 77Выбрать проверочное слово
голосок
голос
голосить
голый
гол
отголосок
'
'
'
слайд 77
Слайд 78Вставить пропущенные буквы и найти лишнее слово. Провести проверку
в
да
в дяной
в дичка
в дный
зав
дной
в дянистый
…
…
…
…
…
…
О
О
О
О
О
О
- водный
'
'
'
- водит
'
слайд 78
Слайд 79Определить орфограммы и продолжить ряд слов
старичок
светлячок
тяжело
повар
…
…
блузка
веревка
соседка
холод
…
…
лимонный
карманный
утренник
рассвет
…
…
слайд 79
лесок
ковер
…
резкий
сладкий
…
осенний
ранний
…
Слайд 80Определить орфограммы и продолжить ряд слов
птичьи
здоровье
обезьяна
соловьи
…
…
ночной
тросточка
звездочка
внучка
…
…
слайд 80
семья
деревья
…
ласточка
тучка
…
Слайд 81Найти «лишнее» слово в каждой строке
дочка почка
ласточка
тюлень обувь цепь
подъём съем объезд
шалаш багаж пейзаж
печь
печь
глушь
семья
тушь
глушь
семья
тушь
слайд 81
Слайд 82Составить и записать предложения по вопросам
Днем южный ветер слегка подул.
какой?
кто?
как?
что делает?
где? как?
что делала?
какая? кто?
кто? с кем?
что сделали?
куда? зачем?
когда? какой?
что?
как?
что сделал?
Маленький мальчик громко плачет.
В лесу звонко пела маленькая птичка.
Бабушка с внучкой пошли в лес за грибами.
слайд 82
Слайд 83Выписать родственные слова и формы одного и того же слова
лес
лесник прелесть лесной перелесок лесники
лесенка, лесничий лесником лесничество
лес
лесник
лесной
перелесок
лесничий
лесничество
лесник
лесники
лесником
слайд 83
Слайд 84Разделить слова на три группы
барс
барство
барсучонок
1
группа
2
группа
3
группа
барский
барсовый
барсук
барствовать
слайд 84
Слайд 85Распределить слова на две группы.
Объяснить выбор
дерево
деревом
о дереве
1
группа
2
группа
деревце
деревянный
деревяшка
деревня
деревенский
Родственные слова
Формы слова
слайд 85
Слайд 863 группа
2 группа
1 группа
Определить орфограммы и
разделить их на группы
гроздья
деньги
съехал
подъезд
ручьи
печенье
ванька
полька
обезьянка
осень
пень
объехал
варенье
предъявить
объяснил
свинья
кольца
Слова с
мягким знаком - показателем мягкости
Слова с разделитель-
ным мягким знаком
Слова с
разделитель-ным твердым знаком
слайд 86
Слайд 87Составить словосочетания «прилагательное + существительное»
кофе
сирень
шампунь
простыня
кенгуру
Сочи
эскимо
такси
…
…
…
…
…
…
…
…
черный
белая
детский
чистая
австралийский
вечерний
клубничное
желтое
слайд 87
Слайд 88Объяснить смысл выражения
Сверкает яркий луг росой,
Карась боками гладкими,
Мудрец – умом,
Лицо
– красой,
А трус – босыми пятками.
О. Дриз
Сверкать босыми пятками – бояться чего либо, избегать ответственности, уходить от решения проблем
слайд 88
Слайд 89Расшифровать анаграммы
оослв
еепрдмт
иапрзнк
йеиедств
аогглл
- слово
- предмет
- признак
- действие
- глагол
слайд 89
Слайд 90Найти закономерность
и заполнить клетку
?
кричать
слайд 90
Слайд 91Найти закономерность
и заполнить клетку
?
конструктор
слайд 91
Слайд 92Прочитать и запомнить
В оркестре было три музыканта.
По реке плыли два
парусника и три лодочки.
В вазе стояли три розы.
Сколько музыкантов
было в оркестре?
Сколько лодок было с парусом и без него?
Сколько роз было в вазе?
Были ли там другие цветы?
слайд 92
Слайд 93Прочитать и запомнить
В углу стояла корзинка с пятью котятами.
В аквариуме
плавали три разные рыбки.
Сколько котят было в корзинке?
Где стояла
корзинка?
Сколько и какие рыбки плавали в аквариуме?
слайд 93
Слайд 94Составить слова из первых слогов каждой строки
забор, гадкий, камера
кролик, ватрушка,
каша
овчина, царапина
пояс, годность, какаду
русалка, башмак, канат
рокот, ботва
загадка
кроватка
овца
погодка
рубашка
робот
Что объединяет
эти слова?
слайд
94
Слайд 95Вставить пропущенные буквы. «Собрать» пословицы.
рукодел ю не учи бездел
ю учи
с есть чтобы рыбку в надо воду
лезть
гони плет ю коня в под еме гору на не
…
…
…
…
…
ь
ь
ь
ъ
ъ
Не учи безделью, учи рукоделью.
Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.
Не гони коня плетью на подъеме в гору.
слайд 95
Слайд 96Вместо - ? поставить нужную букву
въезд
съёмка
изъян
- е
-
- я
?
ё
слайд 96
Слайд 97Указать части речи в предложении
Вероокая трышь грузно обкисляла закорвку в
щицинном бору.
Вероокая
трышь
грузно
обкисляла
закорвку
в
щицинном
бору
- прилагательное
существительное
наречие
глагол
существительное
предлог
прилагательное
существительное
слайд
97
Слайд 98Одно слово – два понятия
Составить словосочетания, в которых данные слова
являлись бы разными частями речи
покрой
жгут
стих
пила
покрой ткани
покрой голову
наложить жгут
жгут листья
прочитал стих
звук
стих
пила воду
новая пила
слайд 98
Слайд 99Превратить существительные в другие части речи
съезд -
лесть -
пядь -
(старинная
мера длины)
съест (глаг.)
лезть (глаг.)
пять (числ.)
Согласные звуки на конце слова и
перед другими согласными оглушаются (заменяются парными)
слайд 99
Слайд 100Редактирование предложений
Вдали показалась берёзовая дубрава.
Он причинил мне много
добра.
Мы одержали поражение.
Он причинил мне много зла.
Мы одержали победу.
Вдали
показалась березовая роща.
Вдали показалась молодая дубрава.
Он сделал мне много добра.
Мы потерпели поражение.
слайд 100
Слайд 101Источники
Я.Ш. Гараева Поурочные разработки по русскому языку к учебнику
Т.Г. Рамзаевой , «ВАКО» Москва, 2006г.
О.Н Пупышева
Олимпиадные задания, «ВАКО» Москва, 2006г.
Г.А. Бакулина Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского язык, «ВЛАДОС» Москва, 1999г.
И.В. Мукашева Готовимся к лимпиаде по русскому языку, «Экстремум» Волгоград , 2006г.
В.И. Николаев Школьный словообразовательный словарь, «Центрполиграф» Москва, 2008г.
в авторской заставке кадры и мелодия из мультфильма «Котенок с улицы Лизюкова»
слайд 101