Слайд 1
Урок русского языка в 9 классе
учитель русского языка и
литературы
МБОУ СОШ№45
г.Сургута
Мосейчук Г.Г.
Слайд 2Обобщение по теме
« Бессоюзные сложные
предложения»
Цель урока: обобщить и систематизировать знания о бессоюзном сложном предложении.
Слайд 3Задачи:
Образовательные:
- повторить материал о бессоюзных сложных предложениях, закрепить пунктуационные
навыки в
предложениях данного типа.
Развивающие:
-
пронаблюдать, как изученные конструкции предложений помогают выразить стиль писателя;
развивать творческие способности учащихся,
постигать красоту родного слова.
Воспитательные:
- содействовать воспитанию любви к природе,
родному языку, бережному отношению, интереса к нему.
Слайд 4Цели учащихся:
1. Обобщить и систематизировать материал о бессоюзных сложных предложениях.
2.
Качественно подготовиться к зачёту.
3. Выполнить самостоятельно исследование по теме «Частотность
употребления конструкций
БСП в произведениях И.С.Тургенева»
4. Проявить свои творческие способности с
использованием БСП.
5. Овладеть методами сравнения, наблюдения.
Слайд 5Методы и приемы:
беседа, анализ текстов
Слайд 6 Оборудование урока:
экран
проектор
мультимедийные слайды
репродукции картин
Слайд 7I.Организационный момент.
Знакомство с темой и целью урока.
Учащиеся выбирают свои цели
урока.
Слайд 8II.Эвристическая ситуация.
Как сердцу высказать себя?
Как передать радость и боль,
тоску и
восторг, счастье, раздумья, свои чувства? Изучая русский язык, мы
много раз убеждаемся, какие безграничные возможности для выражения наших мыслей и чувствдаёт он. Сегодня мы попробуем увидеть экспрессивные возможности БСП. Попытаемся понять, какова роль БСП в художественном тексте.
Слайд 9III. Словарная работа
Экспрессия-выражение чувств,
переживаний, выразительность.
(С.И.Ожегов «Словарь русского языка)
IV.Метод эмпатии.
Язык
Тургенева … Поразительно красив и светел. Музыка тургеневского слова… Она завораживает, чарует, учит любить родную природу.
Послушайте отрывок из стихотворения в прозе Тургенева
«Голуби»
Слайд 11И.С.Тургенев «Голуби»
Я стоял на вершине пологого
холма;передо мною- то золотым, посеребренным морем – раскинулась и пестрела
рожь. Но не бегало зыби по этому морю; не струился душный воздух: назревала гроза великая. Около меня солнце ещё светило – горячо и тускло, но там, за рожью, не слишком далеко, тёмно-синяя туча лежала грузной громадой на целой половине небосклона.
Всё притаилось… всё изнывало под зловещим блеском последних солнечных лучей. Не слыхать, не видать ни одной птицы; попрятались даже воробьи. Только где-то вблизи упорно шептал и хлопал одинокий лист лопуха.
Как сильно пахнет полынь на межах! Я глядел на синюю громаду и смутно было на душе. «Ну скорей же, скорей! – думалось мне, - сверкни, золотая змейка, дрогни, гром! Двинься, покатись, пролейся туча, прекрати тоскливое томленье!»
Но туча не двигалась. Она по-прежнему давила безмолвную землю…и только словно пухла да темнела.
И вот по одноцветной её синеве замелькало что-то ровно и плавно; ни дать, ни взять белый платочек или снежный комок То летел, летел – всё прямо и прямо… и потонул за лесом Прошло несколько мгновений –та же стояла жестокая тишь… Но глядь! Уже два платка мелькают, два комочка несутся назад: то летят домой ровным полётом два белых голубя…
Слайд 12Обратите внимание, каких предложений в тексте больше?
(В произведении Тургенева
очень много БСП) Какую картину создаёт писатель, используя экспрессивные
возможности БСП ? (Писатель создаёт яркую картину природы)
Слайд 13V.Проверка домашнего задания
У вас было домашнее задание – выписать
БСП из повести Тургенева
«Первая любовь»
(Монологические ответы уч-ся о знаках препинания
в БСП по темам с приведением примеров из повести.
1.Двоеточие в БСП.
2.Точка с запятой.
3.Тире в БСП.)
Слайд 14
VI.Минуты творчества.
VI.Минуты творчества.
Мы тоже учимся с вами писать, выражать свои
мысли и чувства.
Предлагаю вам написать сочинение по данному началу,
используя экспрессивные возможности БСП «Вхожу в зимний лес…»
Слайд 16
VII.Чтение работ.Рецензирование.
Проанализируйте в своих текстах употребление БСП.
Слайд 17
VIII. Работа с текстом Тургенева по группам с учётом учебных
возможностей учащихся.
Но вот наступает вечер. З..ря запылала пожаром
и обхв..тила полнеба.Солнце садит(?)ся. Воздух (в)близи как(то) особенно прозрачен словно стекля(н,нн)ый (в)дали л..жит(?)ся мя..кий пар тёплый на вид вместе с р..сой падает алый блеск на поляны ещё
(не)давно облитые потоком жи..кого золота (от) высоких ст..гов сена поб..жали дли(н,нн)ые тени.
Слайд 18Задание:
Списать, расставить знаки препинания,
подчеркнуть грамматические основы.
1группа-обозначить орфограммы,
объяснить написание слов.
2группа-пунктуационный разбор
последнего предложения, составить
схему.
3группа- определить стиль, тип речи, найти художественные
средства выразительности, выписать
Слайд 19IX. Эвристическое задание.
Самостоятельная работа с рассказом
Тургенева «Бежин луг»
Задание:найти БСП. Исследуйте
частотность употребления БСП.
Какова стилистическая роль БСП в рассказе
Тургенева?
Сделайте вывод, запишите в тетрадь.
Слайд 20X. Проверка задания
Почему у Тургенева такое обилие БСП? Чем это
объяснить?
(Тургенев использует БСП для передачи выразительности,
Создавая незабываемые пейзажные зарисовки. Мы,
читая тургеневское описание, будто слышим звуки природы,ощущаем запахи,видим краски.Можно зрительно представить картину,написанную Тургеневым.
Слайд 21Домашнее задание!
Найти БСП в стихах Ф.Тютчева,
А.Фета. Выписать. Составить схемы.
Слайд 22Рефлексия. Итог урока:
-Удовлетворены ли вы результатами своей работы?
Достигли ли вы
своей цели на уроке?
Что для вас было самым интересным?
Как бы
вы продолжили своё исследование?