Слайд 1Обобщение по теме «Причастие»
Презентация к уроку в 7 классе
Слайд 2Состязание – состязаться – стяжать
(«достигнуть чего-либо») –
тяжба (перен.
– спорное дело).
Устно составить с данными словами предложения, используя в
них причастия и причастные обороты.
«Словарь корней».
Слайд 3«Синтаксическая пятиминутка».
Лес загорелся, и в небо стал подниматься удушливый дым.
Задание:
1. Записать предложение, распространив каждую его часть причастным оборотом.
2. Составить
схему.
3. Графически объяснить знаки препинания.
Слайд 4Кто быстрее?
Ответьте на вопросы:
Каково грамматическое значение причастия?
Обозначает признак предмета по
действию.
Каковы постоянные признаки причастия?
Вид, действительное или страдательное, возвратность, время.
Какие времена
есть у причастия?
Настоящее и прошедшее.
Какого времени нет?
Будущего.
Каковы непостоянные признаки причастия?
Род, падеж, число, у страдательных – полная и краткая форма.
Какие признаки глагола есть у причастия?
Вид, время, возвратность, бывает сказуемым, образуется от глаголов, можно заменить сочетанием с глаголом.
Какие признаки прилагательного есть у причастия?
Род, число, падеж, полная и краткая форма, обозначает временный признак, бывает определением.
Слайд 5Причастие
Действительные
Страдательные
Наст. вр.
Прош. вр.
УЩ-ЮЩ
АЩ-ЯЩ
Ш
ВШ
ОМ-ЕМ-ИМ
Н-НН-ЕНН
Т
Несовершенный
вид
Совершенный
вид
Слайд 6Цифровой диктант
1 - действительное причастие
2 - страдательное причастие
Умывающийся мальчик, пойманная
рыба, разобранный забор, пролиставший книгу, оберегаемая от росы, лечащий врач,
согретые костром, увиденные нами.
Код: 1,2,2,1,2,1,2,2.
Проверь себя
Слайд 7Выполните морфологический разбор причастий по вариантам
1. Над трепещущей осиною легкий
месяц заблестел.
2. И радуют пестреющие клумбы, и резкий крик вороны
в небе черном.
Проверь себя
Слайд 9Диктант «Исправь ошибку!»
Задание: Исправить ошибки в окончаниях причастий.
1. Он не
замечал ни лесов, ни озер, заросшие кувшинками.
2. Над болотом, поросшей
осокой и камышом, кружили птицы.
3. Грозовая туча, пришедший с запада, закрыла всё небо.
4. Никто не знал о письмах, хранящиеся на чердаке дома.
Повторим окончания причастий.
Слайд 101. Он не замечал ни лесов, ни озер, заросших кувшинками.
2.
Над болотом, поросшим осокой и камышом, кружили птицы.
3. Грозовая туча,
пришедшая с запада, закрыла всё небо.
4. Никто не знал о письмах, хранящихся на чердаке дома.
Проверь.
Слайд 11Задание: Исправить ошибки в употреблении причастных оборотов.
1. Прочитанная книга мною
лежала на столе.
2. На деревьях распустились первые листочки, растущих около
дома.
3. Росшие незабудки у ручья уже зацвели.
4. Появившиеся почки на деревьях говорили о наступившей весне.
Повторим правила употребления причастных оборотов.
Слайд 121. Прочитанная мною книга лежала на столе.
2. На деревьях, растущих
около дома, распустились первые листочки.
3. Росшие у ручья незабудки уже
зацвели.
4. Появившиеся на деревьях почки говорили о наступившей весне.
Проверь.
Слайд 13Правописание суффиксов причастий или гласных перед ними.
Слайд 14Вставить пропущенные буквы. От чего зависит написание гласной перед Н-НН
в причастиях?
Расстрел…нные предатели,
подстрел…нная утка,
насто…нный на травах чай,
удосто…нный
награды,
выкач…нная из бочки нефть,
выкач…нная из подвала бочка.
я
е
я
е
е
а
Диктант с самопроверкой.
Слайд 15НЕ с причастиями
Употребляется слово без НЕ или не употребляется?
НЕ употребляется
Употребляется
Слитно
Краткое
или полное?
Краткое
Полное
Раздельно
Есть ли зависимое слово?
ДА
НЕТ
Есть ли противопоставление?
ДА
НЕТ
Слайд 16Перед вами 10 предложений. Раскройте скобки (слитно или раздельно), объясните
свой выбор.
Утром по степи, (не)успевшей остыть за ночь, тянет
тёплый ветер.
Поэма состоит из (не)завершённых глав.
Нужная книга (не)прочитана.
(Не)высказанный упрёк светился в глазах Софьи Николаевны.
Ветер колеблет стебелёк с ещё (не)высохшей росой.
Справа над лесистыми холмами сияла (не)мигающая звезда.
Ответ на запрос до сих пор (не)получен.
Птиц гонит на юг (не)наступающий холод, а отсутствие холодов.
Объяснительный диктант.
Слайд 17Проверочная работа
3,6, 7, 8
3, 10
Слайд 18Н-НН в причастиях
Запомнить: медленный, желанный, священный, нечаянный, негаданный, невиданный, неслыханный,
отчаянный
Слайд 20Найдите словосочетание прилагательное + существительное.
читающий ученик;
чугунная решётка;
уехавшие гости;
решённый пример.
Слайд 23Укажите суффикс действительных причастий настоящего времени.
-енн-;
-вш-;
-ущ-;
-ем-;
-т-.
Слайд 26В каком слове следует писать суффикс -ящ-?
брезж щий рассвет;
дремл_щий великан;
стро_щие школу;
тяжело дыш_щий.
Слайд 29В каком случае следует писать -е-?
расстрел_нные патроны; засе_нное поле;
разве нные семена;
прищур_нные глаза.
Слайд 32В каком случае следует писать -е-?
се_вший рожь
ла_вшая собака;
обид_вший брата;
слыш_вший звук.
Слайд 35В суффиксе какого слова следует писать -нн-?
ошибка исправле_на;
полирова_ная мебель;
туше_ный картофель; кова_ные ворота.
Слайд 38В каком предложении правильно расставлены знаки препинания?
Трава пригибаемая
ветром ложилась на землю.
Мы подошли к туристскому лагерю, расположенному на
высоком берегу реки.
Любишь каждую травинку поникшую от росы.
На обсыпанной золотым цветом лозине, загудела пчела.
Слайд 41Тест со взаимопроверкой.
В каком ряду в обоих случаях пропущена буква
Я:
А)люб..щие разговаривать, пассажиры дремл..т
Б)стро..щийся дом, иголки кол..тся
В)крас..щие
вещества, травы стел..тся
Г)пен..щиеся волны, соседи разбуд..т
2. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква И:
А)дыш..т полной грудью, встрет..вшиеся на вокзале друзья
Б)подвига..шься к выходу, на умира..щую лампаду
В)та..щий снег, постро..нное здание
Г)выслуш..нные посетители, стел..щиеся травы
Слайд 423. В каком ряду в обоих случаях пишется НН:
А) подсуше…ое
бельё, тушё…ое в горшочке мясо
Б)не выуче…ы уроки, связа…ый свитер
В)нечая…ый
взгляд, вяза…ая кофта
Г)подсоле…ая вода, кова…ая лошадь
4. В каком ряду в обоих случаях пишется буква Ю:
А)ненавид..щие войну, бор..щийся за мир
Б)мягко стел..щий, разделя..щий людей
В)та..щий на солнце, плохо вид..щий
Г)пил..щий бревно, се..щий семена
5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН:
Может быть, коньки назва(1)ы коньками именно потому, что в старину делали деревя(2)ые коньки, украше(3)ые завитками в виде лошади(4)ой головы.
Слайд 436. Ошибка допущена в слове:
А) с вечно шелестящими листьями
Б) к
подплывающиму спортсмену
В) на пылающем горизонте
Г) золотящийся купол
7. Укажи правильное
объяснение написания выделенного слова в предложении На лакирова_ой поверхности были видны мелкие трещины.
А) Пишется Н, т.к. образовано от глагола несов. вида
Б) Пишется НН, т.к. это прилагательное с суффиксом –АН-
В) Пишется НН, т.к. есть суффикс –ОВА-
Слайд 448. Выбери предложение, в котором на месте пропуска (-ов) ставится
запятая:
А) Кружащаяся высоко в небе птица _ привлекла внимание.
Б) Занимающаяся
охраной природы _ наука называется экологией.
В) Лиса пробиралась _ в пожелтевшей от дождя _ траве.
Г) Впереди уже виднелись огоньки _ причудливо разбросанные на холмах.
9. Укажи предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка.
А) Ярко блеснувшая молния, режет гущу облаков.
Б) Избушки, занесённые снегом, сверкали на солнце.
В) Похожие на лапы листья клёнов выделялись на жёлтом песке.
Г) По дороге медленно брели дети, утомлённые долгой прогулкой.