Слайд 1К звёздам родного языка
Игра – путешествие по планетам вселенной «Лингвистика»
Конкурс
команд пятиклассников
Слайд 2 Цели урока:
комплексная проверка знаний, умений, навыков;
развитие логического и
образного мышления учащихся;
воспитание бережного отношения к родному языку;
расширение и систематизация
знаний учащихся в области фонетики, лексикологии, морфологии, синтаксиса.
Слайд 3 Ребята!
Сегодня мы отправляемся в увлекательное космическое путешествие по вселенной «Лингвистика».
Полёт
будет осуществляться двумя экипажами, состав которых вы определите сами.
А ещё
каждый экипаж должен выбрать командира и придумать название для своего корабля.
Маршрут пройдёт последующим космическим пунктам:
«Планета загадочных звуков»
« Астероид лексики»
«Туманность морфологии»
«Звезда синтаксиса»
«Спутник «Сообразилия»
Слайд 4 Правила игры:
Каждая команда, приземлившись в заданной точке, сообща ищет ответ
на предложенный инопланетянами вопрос.
Ответ даёт командир корабля.
Члены экипажа могут помогать
командиру только в процессе обсуждения ответа.
Дополнять или исправлять ответ после его сообщения может только команда – соперник.
За правильный ответ команда получает красную звезду, за дополнение или исправление ответа соперников – жёлтую.
Слайд 6 «Планета загадочных звуков»
Сколько звуков (Ж) в этом предложении?
Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот
хорош, кто для дела гож.
Слайд 7 Сколько звуков (ц) в этом
предложении?
Наша умница
Оля Птицына собирается отправиться в Братск.
Отгадать метаграмму можно, заменяя один звук (букву)
другим.
Слайд 9Со звуком (с) я не вкусна,
Но в пище каждому нужна.
С
(м) берегись меня, не то
Я съем и платье и пальто.
(Соль,
моль)
Слайд 10Хоть и мала я, но взгляни:
Весь мир в себе я
отражаю.
Но (к) на (ц) перемени –
Я по болоту зашагаю.
(Капля, цапля)
Слайд 11
С (к) я в школе на стене,
Горы, реки есть на
мне.
С (п) – от вас не устаю –
Тоже в
классе я стою.
(Карта, парта)
Слайд 12 Логогриф
Логогриф – происходит
от греческих слов «логос» - слово и «грифос» - загадка.
В такой загадке задуманное слово может иметь различные значения в результате добавления, пропуска или перестановки звуков (букв).
Слайд 13
Готов вас напоить водой,
Но (з) прибавите вначале,
И соберу перед собой
Я
зрителей в квартире, зале.
(Кран, экран)
Слайд 14
Несёт меня с трудом старик,
Но если (ю) прибавить, вмиг
К нему
придёт на помощь тот,
Кто без труда меня несёт.
(Ноша, юноша)
Слайд 16Подберите синонимы к словам:
Торопиться –
Учить –
Бежать –
Осилить –
Известие –
Удивить –
Фантазировать -
Слайд 18 Угадай антонимы:
Я антоним к слову зной,
Я в реке,
в тени густой.
И в бутылке лимонада,
А зовут меня
прохлада.
Слайд 19
Я - антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука.
Я для
отдыха, для сна,
Называюсь
тишина.
Слайд 20 «Туманность морфологии»
Каждая команда выбирает часть речи, определение
которой она даёт.
Имя существительное
Имя прилагательное
Местоимение
Глагол
Предлог
Союз
Слайд 21 «Звезда синтаксиса»
Расставить знаки препинания, дать
полную характеристику предложения, составить его схему.
В глухих сосновых лесах живут
зимуют кормятся смолистою хвоей молоденьких сосен глухари.
Хорошие умные охотники берегут редкостных птиц и любуются их силой и красотой.
Слайд 22 «Спутник «Сообразилия»
Заполните таблицу:
Разделы языкознания
Части речи самостоятельные
Части речи служебные
Виды
предложений
Части слова
Желаю успехов
в покорении просторов
РУССКОГО ЯЗЫКА!