Слайд 18 класс.
Обучающее изложение
Слайд 2Задание: Озаглавьте текст. Напишите изложение от 3-го лица, кратко, в
двух-трех предложениях передав содержание первой части текста до слов «Проза
жизни тяготила меня», и более подробно после этих слов.
Слайд 3Мои родители жили в Севастополе, что я никак не мог
понять в то время. Как можно было жить в Севастополе,
когда существуют Филиппинские острова, южный берег Африки, пограничные берега Мексики, прерии Северной Америки, Мыс Доброй Надежды? Меня, десятилетнего, местожительство отца не удовлетворяло.
А занятие? Отец торговал чаем, мукой, свечами, овсом и сахаром. Конечно, я ничего не имел против торговли… Но вопрос: чем торговать? Я допускал торговлю слоновой костью, выменянной у туземцев на безделушки, золотым песком, драгоценным розовым деревом, сахарным тростником.
Но мыло! Но свечи! Но пилёный сахар!
Слайд 4Проза жизни тяготила меня. Я уходил за несколько верст от
города и, пролёживая целыми днями на пустынном берегу у моря,
у подножия одинокой скалы, мечтал…
Пиратское судно решило пристать к этому месту, чтобы закопать награбленное сокровище: окованный железом сундук, полный старинных испанских дублонов, золотых бразильских и мексиканских монет и разной золотой, осыпанной драгоценными камнями утвари…
Я, спрятавшись в одному мне известном углублении на верхушке скалы, молча слежу за всем происходящим: мускулистые руки роют песок, опускают в яму тяжелый сундук, засыпают его и, сделав на скале таинственную отметку, уезжают на новые грабежи, приключения…
Солнце накаливает морской песок у моих ног, тени постепенно удлиняются, а я, вытянувшись в холодке под облюбованной мною скалой, книга за книгой поглощаю двух своих любимцев: Луи Буссенара и Капитана Майн Рида.
Слайд 5Что означает «написать изложение от 3-го лица»?
Какими словами вы
замените в своей работе местоимение Я?
Александр Аверченко, мальчик, он
Слайд 6Работаем над первой частью
Вспомните приемы сжатия (компрессии) текста
ИСКЛЮЧЕНИЕ
ОБОБЩЕНИЕ (ОБЪЕДИНЕНИЕ)
СОЧЕТАНИЕ ИСКЛЮЧЕНИЯ
И ОБОБЩЕНИЯ (ОБЪЕДИНЕНИЯ)
Слайд 7Работаем над первой частью
Прежде чем что-либо исключать, красным карандашом выделите
в первой части текста ключевые слова и фразы
Мои родители жили
в Севастополе, что я никак не мог понять в то время. Как можно было жить в Севастополе, когда существуют Филиппинские острова, южный берег Африки, пограничные берега Мексики, прерии Северной Америки, Мыс Доброй Надежды? Меня, десятилетнего, местожительство отца не удовлетворяло.
А занятие? Отец торговал чаем, мукой, свечами, овсом и сахаром. Конечно, я ничего не имел против торговли… Но вопрос: чем торговать? Я допускал торговлю слоновой костью, выменянной у туземцев на безделушки, золотым песком, драгоценным розовым деревом, сахарным тростником.
Но мыло! Но свечи! Но пилёный сахар!
Слайд 8Работаем над первой частью
Что можно исключить из первой части? Какие
детали не влияют на ход авторской мысли? Закрасьте зеленым карандашом
слова и предложения, которые можно убрать из текста.
Слайд 9Работаем над первой частью
Мои родители жили в Севастополе, что я
никак не мог понять в то время. Как можно было
жить в Севастополе, когда существуют Филиппинские острова, южный берег Африки, пограничные берега Мексики, прерии Северной Америки, Мыс Доброй Надежды? Меня, десятилетнего, местожительство отца не удовлетворяло.
А занятие? Отец торговал чаем, мукой, свечами, овсом и сахаром. Конечно, я ничего не имел против торговли… Но вопрос: чем торговать? Я допускал торговлю слоновой костью, выменянной у туземцев на безделушки, золотым песком, драгоценным розовым деревом, сахарным тростником.
Но мыло! Но свечи! Но пилёный сахар!
Слайд 10Работаем над первой частью
Есть ли в получившемся тексте (выделенном красным
цветом) то, что можно обобщить (объединить)?
Родители А. Аверченко жили в
Севастополе. Отец торговал чаем, мукой, свечами, овсом и сахаром. Ни местожительство, ни предметы торговли мальчика не удовлетворяли.
Слайд 111. Объясните правописание слов с орфограммой «Н и НН в
суффиксах».
2. Найдите в тексте предложения (или предикативные части), осложненные однородными
членами предложения с обобщающим словом, составив их схемы, объясните знаки препинания.
3. Найдите в тексте предложения, в которых запятые выполняют выделительную функцию. Объясните, что они выделяют.
Работаем над второй частью
Орфографический и пунктуационный разбор
Слайд 13Автор разработки урока: Тяжелкова Людмила Николаевна
Автор шаблона презентации : Федотова
Виктория Александровна, учитель начальных классов МОУ СОШ с. Лохово Черемховского
р-на Иркутской обл.