Слайд 2Что такое голос ?
Материальная основа речи. Служит выражением мысли,
обеспечивает слышимость устной речи.
В понятие голос входят любые звуки,
издаваемые человеком.
Совокупность разнообразных по своим характеристикам звуков, которые возникают в результате колебания эластичных голосовых складок.
Слайд 3Основные характеристики нормального голоса
Сила звучания – определяется амплитудой колебаний голосовых
складок (измеряется в децибелах, приблизительно = 40).
Высота – зависит от
частоты колебания голосовых складок. Чем чаще колебания, тем выше звук (измеряется в герцах/сек.).
Длительность – продолжительность звучания (измеряется в секундах).
Тембр – окраска звучания характерного для каждого человека.
Слайд 4Нарушения голоса
- это отсутствие или расстройство фонации вследствие патологичеких изменений
голосового аппарата.
Наиболее часто для обозначения нарушений голоса различной
этиологии у взрослого контингента употребляются термины “афония”, “дисфония”, “фонастения”, в зависимости от степени выраженности нарушения и характера проявления. Термин “фонастения” применяется для определения расстройств голоса у лиц, использующих его профессионально, так как в дословном переводе с греческого “phon” — звук, “asthenia” — cлабость, данный термин практически не используется в детской практике.
Для всех возрастных групп употребимы понятия “афония” (полное отсутствие голоса) и “дисфония” (частичные нарушения высоты, силы и тембра).
Слайд 5Берегите голос ребенка !
«Веселый ребячий гомон...» —
нередко произносим мы умиляясь. Но не задумываемся: а хорошо ли,
что ребята так громко кричат? И дело не только в том, что громко разговаривать, кричать — невежливо по отношению к окружающим. Этот шум вреден и для тех, кто его производит. Гортань растущего ребенка — довольно хрупкий, нежный инструмент. Любые перегрузки его в разном возрасте, а тем более в дошкольном, нежелательны. Но о необходимости беречь голос вспоминают, к сожалению, редко.
Слайд 6Как сохранить голос ?
Первое правило — не кричать!
Приучайтесь говорить
сдержанно, требуя того же от ребенка.
Слайд 7Это нужно знать!!!
Для предупреждения различных голосовых расстройств очень важна охрана
и воспитание голоса с раннего детства.
Дети с раннего возраста должны
слышать мягкие мелодичные голоса с точными и выразительными интонациями.
Личная профилактика нарушений голоса заключается в соблюдении общегигиенических правил, предохраняющих организм от простудных заболеваний, которые часто ведут к болезням голосового аппарата.
Не стоит разговаривать на улице в сильный мороз. Нельзя в разгоряченном состоянии пить холодную воду, купаться и петь, особенно на морозе.
С раннего возраста детей необходимо закаливать свежим воздухом, солнцем, водой; приучать к утренней дыхательной гимнастике, выполнению физических упражнений.
Слайд 8Это нужно знать!!!
Не рекомендуется пользоваться как в речи, так и
в пении не своим голосом, подражая кому-либо.
Желательно воздерживаться от громкой
речи и пения во время гриппа, ларингита или переутомления голоса.
Нельзя петь и кричать при сильном волнении или после бега, так как нарушается дыхание, а это мешает правильному голосообразованию.
Особого внимания требует 4 - 5-летний ребенок, когда он начинает петь. Исполнение песенок не должно выходить за пределы допустимой громкости, иначе это может вести не только к хрипоте, но и к более значительным, стойким нарушениям голоса.
В период мутации (в 13—14 лет у девочек, в 14—15 лет у мальчиков), даже громкое чтение вслух должно быть запрещено.
Слайд 9Это нужно знать!!!
На голос влияет и пища, раздражающая, содержащая пряности,
много соли и уксуса. Учтите, что излишняя полнота вредна не
только сама по себе, но и на голосе отражается. Не приходится говорить о крайне отрицательном влиянии табака. Замечено, что и употребление пива сказывается на голосе отрицательно.
Если вдруг голос исчезает, требуется сохранять полное молчание в течение 2—3 дней, разрешается говорить иногда шепотом. При перегрузке голоса могут появиться узелки на голосовых складках.
Слайд 10Характеристика хорошего голоса
Подумайте о том, какими из названных
черт обладает Ваш голос, а какими - нет, и над
чем стоит поработать. Итак, хороший голос:
приятный, окрашенный интонацией
вибрирующий, выразительный
спокойный, естественный
хорошо модулированный, богатый
доверительный, наполненный
управляемый, звучный
теплый, доброжелательный
мелодичный, уверенный
заботливый, дружеский
Слайд 11Характеристика плохого голоса:
Список наиболее распространенных
определений неприятного или плохого голоса. Прочитайте этот список и подумайте
о своем голосе, выделяя те неприятные свойства, от которых вы хотели бы избавиться. Итак, плохой голос:
гнусавый, робкий
резкий или скрипучий, отрывистый
хриплый, слишком громкий (тихий)
дрожащий, бесцветный
плаксивый, неуверенный
с одышкой, напряженный
монотонный, слабый и скучный
Слайд 12При возникновении нарушения голоса
следует направить ребенка на консультацию к отоларингологу,
а в случае необходимости - на занятия к логопеду.
Слайд 13ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"РЕСПУБЛИКАНСКИЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГИИ
220004 г. Минск, ул. Сухая,
8
Регистратура поликлиники:
200-84-50, 200-85-24
Директор – кандидат медицинских наук Макарина-Кибак Людмила Эдуардовна
В
кабинете оториноларинголога