Слайд 5
Цель:
Научиться писать сжатое изложение
Образовательная: повторить приемы сжатия текста;
Развивающая: развитие быстроты реакции, мышления,
внимания, речи и памяти;
Воспитательная: формирование коммуникативных умений, внимательного отношения к русскому языку.
Слайд 6
С1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите,
что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и
всего текста в целом. Объём изложения - не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Слайд 7
Итак, чтобы СЖАТЬ изложение
(т.е. получить СОК), нужно ОБРАБОТАТЬ прослушанный
текст, а именно: убрать всё лишнее, подробности, детали (т.е. корку,
косточки, мякоть) и оставить только САМОЕ ГЛАВНОЕ, ВАЖНОЕ, СУТЬ (т.е. СОК, ведь именно из него и состоит апельсин!)
Слайд 8
Сжатое изложение - это обработанный пересказ прослушанного
или прочитанного текста, при котором "максимально выражен необходимый смысл при
минимальной затрате речевых средств" (Валгина Н.С.)
Слайд 9Запомни!!!
Сжатое изложение должно быть коротким по форме, но НЕ бедным
по содержанию.
Слайд 10Критерии оценки содержания изложения
Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста,
отразив все важные для него микротомы
Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного
текста,
но
упустил или добавил 1 микротему
Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста,
но
упустил или добавил более 1 микротемы
Слайд 11Критерии оценки содержания изложения
Экзаменуемый применил 1 или несколько приемов сжатия
текста, использовав их на протяжении всего текста
Экзаменуемый применил 1 или
несколько приемов сжатия текста, использовав их для сжатия 2 микротем текста
Экзаменуемый применил 1 или несколько приемов сжатия текста, использовав их для сжатия 1 микротем текста
Экзаменуемый не использовал приемов сжатие текста
Слайд 12Критерии оценки содержания изложения
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой целостностью, речевой связностью
и последовательностью изложения:
логические ошибки отсутствуют;
последовательность изложения не нарушена.
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой целостностью, связностью и последовательностью изложения,
но
допущена 1 логическая ошибка,
и\или
В работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста
Работа экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,
но
допущена более 1 логическая ошибка,
и\или
имеется 2 нарушения абзацного членения текста.
Слайд 13
Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК1 –
ИК3
7
Критерии оценки содержания изложения
Слайд 14
Работа в группах.
Цель: Освоение приемов сжатия текста.
Слайд 15Три способа сжатия текста:
1. Исключение,
2. Обобщение,
3. Упрощение.
Слайд 16
При ИСКЛЮЧЕНИИ необходимо:
выделить главное (существенное) и детали (подробности);
убрать детали;
пропустить
предложения, содержащие второстепенные факты;
пропустить предложения с описаниями и рассуждениями;
объединить существенное;
составить
новый текст.
Слайд 17Варианты ИСКЛЮЧЕНИЯ:
1. Исключаем один или несколько синонимов в ряду однородных
членов, сохраняем тот из синонимов, который обладает наибольшей ёмкостью в
данном контексте.
Слайд 18 У каждого человека, заходившего в комнату к малышам,
на лице появлялась радостная, светлая, приветливая улыбка.
Слайд 19
У каждого человека, заходившего в комнату
к малышам, на лице появлялась приветливая улыбка.
Слайд 202. Удаляем из текста поясняющие конструкции, например, ряд однородных членов
при обобщающем слове или ряд простых предложений в составе бессоюзного
сложного, поясняющих содержание первой части.
Слайд 21 Он знал разные языки: немецкий, французский, итальянский и молдавский,
и никто не мог распознать в нём русского.
Слайд 22 Он знал разные языки: и никто не мог распознать
в нём русского.
Слайд 23
При ОБОБЩЕНИИ необходимо:
вычленить единичные факты;
подобрать языковые средства их обобщённой передачи;
составить новый
текст.
Слайд 24
Жители посёлка проводят свой досуг по-разному. Кто-то
перечитывает любимые с детства жюль-верновские романы; кто-то проводит много времени
на реке или в лесу. Основное занятие подростков - спортивные игры и соревнования. Самым запоминающимся событием был прошлогодний велокросс.
Слайд 25
Жители посёлка проводят свой досуг по-разному, все
зависит от их вкусов и привычек.
Слайд 26
При УПРОЩЕНИИ необходимо:
заменить сложное предложение простым;
заменить предложение
или его часть указательным местоимением;
объединить два или три предложения в
одно;
разбить сложное предложение на сокращённые простые;
перевести прямую речь в косвенную.
Слайд 271.
Замена придаточного определительного предложения синонимичным определением.
Слайд 28 Небольшое помещение на втором этаже занимает фирма, которая
предлагает своим клиентам туры по всем континентам и странам.
Слайд 29 Небольшое помещение на втором этаже занимает туристическая фирма.
Слайд 30
2.
Замена придаточного обстоятельственного предложения деепричастным оборотом.
Слайд 31 Когда читаешь дневник Никитина, то чувствуешь его беспредельную любовь
к родине.
Слайд 32 Читая дневник Никитина, чувствуешь его беспредельную любовь к родине.
Слайд 33 3. Сокращение количества структурных частей сложного предложения.
Слайд 34 Приятно смотреть на зимородка, который, плавно опустившись на
ветку ольхи, склонившуюся к самому зеркалу реки, принялся подкарауливать добычу.
Слайд 35 Приятно смотреть на зимородка, который плавно опустился на ветку
ольхи и принялся подкарауливать добычу.
Слайд 36Упражнения на освоение приемов
сжатия текста
1. Задание:
Перестройте
сложные предложение в простые, сохраняя их суть.
Слайд 37
Философы, то есть древние философы, первыми поняли ценность времени
– они наверняка еще до Сенеки пробовали как-то обуздать время,
приручить, понять его природу, ибо и тогда оно доставляло людям огорчение своей быстротечностью.
Слайд 38
Ценность времени – в его быстротечности.
Слайд 39
Деловой человек наращивает скорости, внедряет ЭВМ, переделывает универмаги
в универсамы, печатает газеты фотоспособом, он и говорить старается лаконичнее,
уже не пишет, а диктует в диктофон, а дефицит времени увеличивается.
Слайд 40
У делового человека дефицит времени увеличивается.
Слайд 412. Задание:
Замените фрагменты предложений обобщающими понятиями.
Я родился и
большую часть жизни прожил в Ленинграде. В своём внешнем облике
город связан с именами Растрелли, Росси, Кваренги, Захарова, Воронихина.
Слайд 42
Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде.
В своём внешнем облике город связан с именами знаменитых архитекторов.
Слайд 433. Задание:
Замените прямую речь косвенной, сохранив смысл высказывания.
Знаменитый художник В.В.Стасов так говорил об И.И. Шишкине: «Шишкин
- художник народный. Всю жизнь он изучал русский, преимущественно северный лес, русское дерево, русскую чащу, русскую глушь. Это его царство, и тут он не имеет соперников, он единственный».
Слайд 44
Знаменитый художник В.В.Стасов утверждал, что Шишкин - художник
народный, изучавший русскую природу, а потому ему нет равных в
этой области.
Слайд 46
Помните о главных УСЛОВИЯХ
в написании изложения:
необходимо передать содержание как
каждой микротемы, так и всего текста в целом;
не объединять микротемы
в один абзац;
каждый абзац начинать с красной строки;
объём изложения – 80-90 слов;
пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Слайд 47Помни!!!
Изложение
нужно проверять
ТРИ раза!!!