Разделы презентаций


Особенности сжатого изложения

Содержание

Цель: Научиться писать сжатое изложение Образовательная: повторить приемы сжатия  текста;Развивающая:  развитие быстроты реакции, мышления, внимания, речи и памяти;  Воспитательная:  формирование коммуникативных умений, внимательного отношения к русскому языку.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Сжатое изложение

Сжатое изложение

Слайд 5
Цель:

Научиться писать сжатое изложение


Образовательная: повторить приемы сжатия  текста;
Развивающая:  развитие быстроты реакции, мышления,

внимания, речи и памяти; 
Воспитательная:  формирование коммуникативных умений, внимательного отношения к русскому языку.

Цель:   Научиться писать сжатое изложение   Образовательная: повторить приемы сжатия  текста;Развивающая:  развитие быстроты реакции,

Слайд 6
С1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите,

что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы,  так и

всего текста в целом. Объём изложения - не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
С1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что вы должны передать главное содержание

Слайд 7
Итак, чтобы СЖАТЬ изложение
(т.е. получить СОК), нужно ОБРАБОТАТЬ прослушанный

текст, а именно: убрать всё лишнее, подробности, детали (т.е. корку,

косточки, мякоть) и оставить только САМОЕ ГЛАВНОЕ, ВАЖНОЕ, СУТЬ (т.е. СОК, ведь именно из него и состоит апельсин!)
Итак, чтобы СЖАТЬ изложение  (т.е. получить СОК), нужно ОБРАБОТАТЬ прослушанный текст, а именно: убрать всё лишнее, подробности, детали

Слайд 8
Сжатое изложение - это обработанный пересказ прослушанного

или прочитанного текста, при котором "максимально выражен необходимый смысл при

минимальной затрате речевых средств" (Валгина Н.С.)
Сжатое изложение - это обработанный пересказ прослушанного или прочитанного текста, при котором

Слайд 9Запомни!!!

Сжатое изложение должно быть коротким по форме, но НЕ бедным

по содержанию.

Запомни!!!Сжатое изложение должно быть коротким по форме, но НЕ бедным по содержанию.

Слайд 10Критерии оценки содержания изложения
Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста,

отразив все важные для него микротомы
Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного

текста,
но
упустил или добавил 1 микротему
Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста,
но
упустил или добавил более 1 микротемы



Критерии оценки содержания изложенияЭкзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для него микротомыЭкзаменуемый передал

Слайд 11Критерии оценки содержания изложения
Экзаменуемый применил 1 или несколько приемов сжатия

текста, использовав их на протяжении всего текста
Экзаменуемый применил 1 или

несколько приемов сжатия текста, использовав их для сжатия 2 микротем текста
Экзаменуемый применил 1 или несколько приемов сжатия текста, использовав их для сжатия 1 микротем текста
Экзаменуемый не использовал приемов сжатие текста

Критерии оценки содержания изложенияЭкзаменуемый применил 1 или несколько приемов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текстаЭкзаменуемый

Слайд 12Критерии оценки содержания изложения
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой целостностью, речевой связностью

и последовательностью изложения:
логические ошибки отсутствуют;

последовательность изложения не нарушена.
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой целостностью, связностью и последовательностью изложения,
но
допущена 1 логическая ошибка,
и\или
В работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста
Работа экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,
но
допущена более 1 логическая ошибка,
и\или
имеется 2 нарушения абзацного членения текста.

Критерии оценки содержания изложенияРабота экзаменуемого характеризуется смысловой целостностью, речевой связностью и последовательностью изложения:   логические ошибки

Слайд 13
Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК1 –

ИК3

7


Критерии оценки содержания изложения

Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК1 – ИК37Критерии оценки содержания изложения

Слайд 14
Работа в группах.

Цель: Освоение приемов сжатия текста.

Работа в группах.Цель: Освоение приемов сжатия текста.

Слайд 15Три способа сжатия текста:
1. Исключение, 2. Обобщение,

3. Упрощение.

Три способа сжатия текста:  1. Исключение,  2. Обобщение,  3. Упрощение.

Слайд 16
При ИСКЛЮЧЕНИИ необходимо:

выделить главное (существенное) и детали (подробности);
убрать детали;
пропустить

предложения, содержащие второстепенные факты;
пропустить предложения с описаниями и рассуждениями;
объединить существенное;
составить

новый текст.

При ИСКЛЮЧЕНИИ необходимо:выделить главное (существенное) и детали (подробности);убрать детали;пропустить предложения, содержащие второстепенные факты;пропустить предложения с описаниями

Слайд 17Варианты ИСКЛЮЧЕНИЯ: 1. Исключаем один или несколько синонимов в ряду однородных

членов, сохраняем тот из синонимов, который обладает наибольшей ёмкостью в

данном контексте.   
Варианты ИСКЛЮЧЕНИЯ:  1. Исключаем один или несколько синонимов в ряду однородных членов, сохраняем тот из синонимов,

Слайд 18 У каждого человека, заходившего в комнату к малышам,

на лице появлялась радостная, светлая, приветливая улыбка.

У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась радостная, светлая, приветливая улыбка.

Слайд 19
У каждого человека, заходившего в комнату

к малышам, на лице появлялась приветливая улыбка.

У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась приветливая улыбка.

Слайд 202. Удаляем из текста поясняющие конструкции, например, ряд однородных членов

при обобщающем слове или ряд простых предложений в составе бессоюзного

сложного, поясняющих содержание первой части.
2. Удаляем из текста поясняющие конструкции, например, ряд однородных членов при обобщающем слове или ряд простых предложений

Слайд 21 Он знал разные языки: немецкий, французский, итальянский и молдавский,

и никто не мог распознать в нём русского.

Он знал разные языки: немецкий, французский, итальянский и молдавский, и никто не мог распознать в нём

Слайд 22 Он знал разные языки: и никто не мог распознать

в нём русского.

Он знал разные языки: и никто не мог распознать в нём русского.

Слайд 23

При ОБОБЩЕНИИ необходимо:
вычленить единичные факты;
подобрать языковые средства их обобщённой передачи;
составить новый

текст.

При ОБОБЩЕНИИ необходимо:вычленить единичные факты;подобрать языковые средства их обобщённой передачи;составить новый текст.

Слайд 24
Жители посёлка проводят свой досуг по-разному. Кто-то

перечитывает любимые с детства жюль-верновские романы; кто-то проводит много времени

на реке или в лесу. Основное занятие подростков - спортивные игры и соревнования. Самым запоминающимся событием был прошлогодний велокросс.
Жители посёлка проводят свой досуг по-разному. Кто-то перечитывает любимые с детства жюль-верновские романы; кто-то

Слайд 25

Жители посёлка проводят свой досуг по-разному, все

зависит от их вкусов и привычек.

Жители посёлка проводят свой досуг по-разному, все зависит от их вкусов и привычек.

Слайд 26
При УПРОЩЕНИИ необходимо:
заменить сложное предложение простым;
заменить предложение

или его часть указательным местоимением;
объединить два или три предложения в

одно;
разбить сложное предложение на сокращённые простые;
перевести прямую речь в косвенную.

При УПРОЩЕНИИ необходимо: заменить сложное предложение простым;заменить предложение или его часть указательным местоимением;объединить два или три

Слайд 271.
Замена придаточного определительного предложения синонимичным определением.

1.  Замена придаточного определительного предложения синонимичным определением.

Слайд 28 Небольшое помещение на втором этаже занимает фирма, которая

предлагает своим клиентам туры по всем континентам и странам.

Небольшое помещение на втором этаже занимает фирма, которая предлагает своим клиентам туры по всем континентам

Слайд 29 Небольшое помещение на втором этаже занимает туристическая фирма.

Небольшое помещение на втором этаже занимает туристическая фирма.

Слайд 30
2.
Замена придаточного обстоятельственного предложения деепричастным оборотом.

2.  Замена придаточного обстоятельственного предложения деепричастным оборотом.

Слайд 31 Когда читаешь дневник Никитина, то чувствуешь его беспредельную любовь

к родине.

Когда читаешь дневник Никитина, то чувствуешь его беспредельную любовь к родине.

Слайд 32 Читая дневник Никитина, чувствуешь его беспредельную любовь к родине.

Читая дневник Никитина, чувствуешь его беспредельную любовь к родине.

Слайд 33 3. Сокращение количества структурных частей сложного предложения.

3. Сокращение количества структурных частей сложного предложения.

Слайд 34 Приятно смотреть на зимородка, который, плавно опустившись на

ветку ольхи, склонившуюся к самому зеркалу реки, принялся подкарауливать добычу.

Приятно смотреть на зимородка, который, плавно опустившись на ветку ольхи, склонившуюся к самому зеркалу реки,

Слайд 35 Приятно смотреть на зимородка, который плавно опустился на ветку

ольхи и принялся подкарауливать добычу.

Приятно смотреть на зимородка, который плавно опустился на ветку ольхи и принялся подкарауливать добычу.

Слайд 36Упражнения на освоение приемов сжатия текста
1. Задание:
Перестройте

сложные предложение в простые, сохраняя их суть. 

Упражнения на освоение приемов  сжатия текста1. Задание:  Перестройте сложные предложение в простые, сохраняя их суть. 

Слайд 37 Философы, то есть древние философы, первыми поняли ценность времени

– они наверняка еще до Сенеки пробовали как-то обуздать время,

приручить, понять его природу, ибо и тогда оно доставляло людям огорчение своей быстротечностью.






Философы, то есть древние философы, первыми поняли ценность

Слайд 38
Ценность времени – в его быстротечности.

Ценность времени – в его быстротечности.

Слайд 39
Деловой человек наращивает скорости, внедряет ЭВМ, переделывает универмаги

в универсамы, печатает газеты фотоспособом, он и говорить старается лаконичнее,

уже не пишет, а диктует в диктофон, а дефицит времени увеличивается.
Деловой человек наращивает скорости, внедряет ЭВМ, переделывает универмаги в универсамы, печатает газеты фотоспособом, он и

Слайд 40
У делового человека дефицит времени увеличивается.

У делового человека дефицит времени увеличивается.

Слайд 412. Задание: Замените фрагменты предложений обобщающими понятиями. 
Я родился и

большую часть жизни прожил в Ленинграде. В своём внешнем облике

город связан с именами Растрелли, Росси, Кваренги, Захарова, Воронихина.
2. Задание: Замените фрагменты предложений обобщающими понятиями.    Я родился и большую часть жизни прожил в

Слайд 42
 Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде.

В своём внешнем облике город связан с именами знаменитых архитекторов.

 Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде. В своём внешнем облике город связан с

Слайд 433. Задание: Замените прямую речь косвенной, сохранив смысл высказывания. 

Знаменитый художник В.В.Стасов так говорил об И.И. Шишкине: «Шишкин

- художник народный. Всю жизнь он изучал русский, преимущественно северный лес, русское дерево, русскую чащу, русскую глушь. Это его царство, и тут он не имеет соперников, он единственный».
3. Задание:   Замените прямую речь косвенной, сохранив смысл высказывания.   Знаменитый художник В.В.Стасов так говорил

Слайд 44
Знаменитый художник В.В.Стасов утверждал, что Шишкин - художник

народный, изучавший русскую природу, а потому ему нет равных в

этой области.
Знаменитый художник В.В.Стасов утверждал, что Шишкин - художник народный, изучавший русскую природу, а потому ему

Слайд 454. Задание: Проверяем себя!

4. Задание: Проверяем себя!

Слайд 46
Помните о главных УСЛОВИЯХ
в написании изложения:
необходимо передать содержание как

каждой микротемы, так и всего текста в целом;
не объединять микротемы

в один абзац;
каждый абзац начинать с красной строки;
объём изложения – 80-90 слов;
пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Помните о главных УСЛОВИЯХ в написании изложения:необходимо передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в

Слайд 47Помни!!!
Изложение
нужно проверять
ТРИ раза!!!

Помни!!!Изложение нужно проверять ТРИ раза!!!

Слайд 48Источники

Источники

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика