Разделы презентаций


Буквы з - с на конце приставок 5 класс

Содержание

По России морозы Распушили деревья И рисуют на стёклах Лебединые перья. (А. Чепуров.)Какие слова употреблены в переносном значении? Определите виды

Слайды и текст этой презентации

Слайд 15 класс

Буквы з - с на конце приставок.








Ахметова Вера Владимировна, учитель русского языка и литературы МАОУ «Лесновская ООШ» Новгородского муниципального района Новгородской области

5 класс

Слайд 2
По России морозы
Распушили деревья

И рисуют на стёклах
Лебединые перья.

(А. Чепуров.)

Какие слова употреблены в переносном значении? Определите виды тропов, использованных автором в данном отрывке.

По России морозы  Распушили деревья  И рисуют на стёклах  Лебединые перья.

Слайд 3Подумайте и ответьте. Обоснуйте свой ответ.
По России морозы

Распушили деревья
И рисуют на стёклах
Лебединые

перья.
(А. Чепуров.)

Схеме под каким номером соответствует данное предложение?
1. ,и .
2. , и .

3. и .








Подумайте и ответьте. Обоснуйте свой ответ.  По России морозы  Распушили деревья  И рисуют на

Слайд 4Подумайте и ответьте
По России морозы
Распушили деревья

И рисуют на стёклах
Лебединые перья.

(А. Чепуров.)

Тема сегодняшнего урока связана с правописанием части слова, которая имеется в одном из сказуемых. В составе другого сказуемого эта часть слова отсутствует. Определите эту часть слова.

В этой части слова два согласных звука, лишь один из которых имеет пару по звонкости – глухости. Восстановите эту пару согласных.

Подумайте и ответьте  По России морозы  Распушили деревья  И рисуют на стёклах  Лебединые

Слайд 5Сравните слова. Что общего между ними и в чём различие?
Распушили

- разбили
Оба слова – глаголы
Оба имеют форму прошедшего

времени
Оба употреблены во множественном числе
В составе обоих глаголов имеется приставка
Но! На конце приставки в одном глаголе пишется С, а в другом глаголе – З.

Сравните слова. Что общего между ними и в чём различие?Распушили - разбили Оба слова – глаголы Оба

Слайд 6Сформулируем тему урока
Имеем ключевые слова:
приставка
З - С

Тема урока:

«Правописание З - С на конце приставок»
Сформулируем тему урокаИмеем ключевые слова: приставкаЗ - С Тема урока:

Слайд 7А теперь послушайте лингвистическую сказку
Сказывают,

жила когда-то в стране Грамматики гордая королева З. Были у

неё дочери: низ-, воз-, из-, раз-, чрез-, вз-, которые дружили только со звонкими согласными. Принцессы были очень любопытны и однажды отпросились у матери посмотреть соседнее королевство. Ранним утром, когда все спали, выбрались они из замка. Путь предстоял нелёгкий. Они шли и шли, и вот вдали, сверкая на солнце, показался прекрасный город. Принцессы постучали в ворота. Им открыла глухая буква С. Когда принцессы объяснили, что хотели бы посмотреть, как тут живут, буква С сообщила, что с радостью впустит их в город, если они расстанутся со звонкой З (потому что в этом городе живут только глухие согласные) и поменяют её на глухой С. Принцессы согласились, быстро ……..(?) и вошли в город.


А теперь послушайте   лингвистическую сказку   Сказывают, жила когда-то в стране Грамматики гордая королева

Слайд 8Сформулируем цель урока
Отталкиваясь от темы и используя опорные

слова, сформулируйте цель нашего урока.
Повторить …

Узнать, в каких случаях … Научиться применять …
Цель нашего урока:
повторить тему «Звонкие и глухие согласные»;
узнать, в каких случаях на конце приставки следует писать З, а в каких – С;
научиться применять правило на письме.

Сформулируем цель урока  Отталкиваясь от темы и используя опорные слова, сформулируйте цель нашего урока. Повторить …

Слайд 9Давайте повторим
По России морозы
Распушили деревья

И рисуют на стёклах
Лебединые перья.

(А. Чепуров.)

Назовите имеющиеся в отрывке пары согласных по звонкости – глухости.
У каких согласных нет своей пары по глухости – звонкости в данном отрывке?

Давайте повторим  По России морозы  Распушили деревья  И рисуют на стёклах  Лебединые перья.

Слайд 10Проанализируйте данные пары примеров. Сделайте вывод.

измерила
развеселилась
беззаботно
- испекла

- рассердилась
- беспокойно



















Проанализируйте данные пары примеров. Сделайте вывод.      измерила развеселилась    беззаботно

Слайд 11Сделайте вывод, закончив фразу
На конце приставки пишется с -,

если …..
корень

начинается с буквы, обозначающей глухой согласный звук
Сделайте вывод, закончив фразуНа конце приставки пишется с -,        если

Слайд 12Сделайте вывод, закончив фразу
На конце приставки пишется з,

если …..

корень начинается с буквы, обозначающей звонкий согласный звук
Сделайте вывод, закончив фразу  На конце приставки пишется з,

Слайд 13Составьте алгоритм действий

для определения условий выбора написания З или С на конце приставки Работа в группах

Шаг1. Выделить в слове приставку.
Шаг 2. Выделить в слове корень.
Шаг 3. Определить, с глухого или звонкого согласного начинается корень слова.
Шаг 4. Если корень начинается с глухого согласного, то на конце приставки надо писать глухой согласный С.
Шаг 5. Если корень начинается со звонкого согласного, то на конце приставки надо писать звонкий согласный З.

Составьте алгоритм действий

Слайд 14 Слова, правописание которых надо запомнить!

Здесь, здание, здоровье.




Слова, правописание которых надо запомнить!Здесь, здание, здоровье.

Слайд 15Замените данные выражения одним словом с приставкой, оканчивающейся на з-

или с-. Обозначьте корни и приставки,

аргументируйте свой выбор.

Молодые растения, выращенные для пересадки, –
Установленный порядок в каком-либо деле –
Жидкость из-под засоленных в ней овощей –
Фуражка без козырька –
Сбор сведений о противнике –
Время появления солнца над горизонтом –
Состояние, когда человеку не спится -

Замените данные выражения одним словом с приставкой, оканчивающейся на з- или с-.   Обозначьте корни и

Слайд 16Проверим задание
Молодые растения, выращенные для пересадки, – рассада
Установленный порядок в

каком-либо деле – распорядок
Жидкость из-под засоленных в ней овощей –

рассол
Фуражка без козырька – бескозырка
Сбор сведений о противнике – разведка
Время появления солнца над горизонтом – рассвет
Состояние, когда человеку не спится - бессонница

Проверим заданиеМолодые растения, выращенные для пересадки, – рассадаУстановленный порядок в каком-либо деле – распорядокЖидкость из-под засоленных в

Слайд 17 У каждого слова, как и у людей, свой характер.

Слова, одно из которых

тихое, немногословное, а другое, наоборот, бойкое, подвижное, плохо слушали учителя и … ошиблись. Помоги им, пожалуйста, исправить их ошибку. Обоснуй своё решение.


Бе…радостный
Бе…покойный
Бе…вредный
Бе…заботный

Бе…корыстный
Бе…молвный
Бе…страшный
Бе…хитростный

У каждого слова, как и у людей, свой характер.       Слова,

Слайд 18Урок мы начали с картинки, на которой изображена зима, а

на этой? Лето! Как вы думаете,

с какой темой связано следующее задание?

Труд –
Увядает –
Талантливый –
Закат –
Громко –
Мощь –

бе…силие
бе…делье
ра…свет
бе…дарный
ра…цветает
бе…шумный

Подбери пары антонимов

Урок мы начали с картинки, на которой изображена зима, а на этой? Лето! Как вы думаете,

Слайд 19Поменяйтесь тетрадками,

проверьте, правильно ли выполнено задание вашим товарищем
Громко – бесшумный

Разве это пара? Докажите.

Труд – безделье
Увядает – расцветает
Талантливый – бездарный
Закат – рассвет
Мощь – бессилие

Поменяйтесь тетрадками,         проверьте, правильно ли выполнено задание вашим товарищемГромко

Слайд 20Угадай пословицу по картинке.

Объясни её значение. Обоснуй выбор написания З – С в приставке.

Маслом каши не и…портишь.
(Полезное, приятное не может принести вреда, даже если его слишком много.)
Сам кашу заварил, сам ее и ра…хлебывай.
(Затеял недоброе дело, наделал ошибок – сам и исправляй их!)

Угадай пословицу по картинке.

Слайд 21Восстановите отрывок из стихотворения, вставив пропущенное

слово.



НОЧЬЮ
Хороша эта ночка, ......................., ясная,
С фосфорической, полной луной,
Эта песнь соловьиная,

звонкая, страстная,
Эта мертвая тишь над рекой.
Семен Яковлевич Надсон

Восстановите отрывок из стихотворения,     вставив пропущенное слово.НОЧЬЮХороша эта ночка, ......................., ясная,С фосфорической, полной

Слайд 22

НОЧЬЮ Хороша эта ночка, _____________, ясная, С фосфорической, полной луной, Эта песнь соловьиная, звонкая, страстная, Эта мертвая тишь над рекой. Семен Яковлевич Надсон

Подсказки.
Шаг 1. Я насчитала в этом отрывке восемь полных прилагательных. А вы?
Шаг 2. Что значит «мёртвая тишь»?
Шаг 3. Синоним к слову тишь?
Безмолвие. А ночка? Правильно! Безмолвная.
Какое слово подсказывает, о каком времени года пишет поэт?





Слайд 23Мир вокруг нас. Какой он? Напишите небольшое сочинение по картинке,

используя данные слова и словосочетания. Озаглавьте сочинение.

На ра…свете;
и…менилось;
ра…сыпало лучи;
ра…стилается снежное покрывало;
ра…весила ветки;
бе…крайняя даль;
ра…даётся звук;
ра…глядел следы;
ра..тревожила душу

Мир вокруг нас. Какой он?  Напишите небольшое сочинение по картинке,

Слайд 24Подведём итоги урока
Какую цель ставили?
Считаете ли вы,

что достигли поставленной цели?
Каким образом вы достигли цели? Давайте

вспомним всё по порядку.
Выполнение каких действий вызвало затруднения?
Что помогло вам преодолеть затруднения в работе?
Какие задания понравились больше всего?
Довольны ли вы своей работой? Почему?


Подведём итоги урока Какую цель ставили? Считаете ли вы, что достигли поставленной цели? Каким образом вы достигли

Слайд 25Домашнее задание
Стр. 174; параграф 83; выучить правило.

Задание на выбор
Стр. 175; упр. 423 (письменно); обозначить условия выбора з - с в приставках.
Сочинить лингвистическую сказку по данной теме.
Придумать (подобрать) другие задания по теме.
Придумать (подобрать) примеры для аналогичных заданий.
Составить задания – тесты по теме.

Домашнее задание Стр. 174; параграф 83; выучить правило.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика