Слайд 1« …Давайте делать паузы в словах…»
Работу выполнила
ученица 11 класса
«Д»
ГБОУ лицей № 1547
Медведева Анна
Слайд 2Что такое пауза хезитации?
Паузы хезитации (паузы колебания) - некоторый перерыв
в фонации, часто заполненный различными звуками.
Заполненные или незаполненные паузы
хезитации обычно свидетельствуют о том, что следующий за текущим фрагмент высказывания по каким-то причинам еще не готов к артикуляции и говорящему требуется дополнительное время на его формулирование.
Слайд 3Вербальные паузы хезитации
Вербальные:
а) фонетико-фонологические: вокализации (“э-э”, “м-м”, “гм”, “пхм”,
“эгм”); удлинения звуков («нра-авится»; «с-слушать»);
б) лексико-семантические (“этот”, “такой”, “самый”,
“так”, “ну”, “вот”, “как бы”, “значит”, “в общем” и др.);
в) синтаксические: метатекстовые комментарии (“короче говоря”, “так сказать”, “как говорится”, “знаешь”, “понимаете”, “надо сказать”, “в принципе” и др.); незаконченные высказывания - эти высказывания остаются незавершенными и в интонационном оформлении. («Даже дети в детском садике… Вот, мы сегодня разбирали вопрос о рекламе»); непреднамеренные повторы слов и словосочетаний (мне нравятся передачи <передачи> о животных; я смотрела телевизор <смотрела телевизор> и читала);
г) морфологические: непреднамеренные повторы части слова («я имею в виду <ду ду ду>»); фальстарт («загружают фильм {ка} через диск) и рестарт («|лю| любимые передачи»).
Слайд 4Невербальные паузы хезитации
Невербальные:
а) незаполненная пауза колебания – длительный перерыв
в звучании;
б) паралингвистические паузы хезитации (покашливание, вздох, смех, прочищение
горла, цоканье языком, кинесические элементы).
Слайд 5Факторы, влияющие на появление паузы хезитации
психолингвистические – связано с основными
этапами порождения высказывания (ориентировка, внутреннее программирование, реализация плана, контроль);
языковые
– связано с уровнями языка (можно выделить орфоэпические (трудности произнесения), лексические (выбор или поиск адекватного слова) и грамматические (морфологические и синтаксические));
социолингвистические - образование, возраст, пол, профессия, статус говорящего, тип языкового коллектива и др.;
индивидуальные - узкий кругозор говорящего, слабые речевые навыки, небольшой словарный запас, привычки;
психологические - волнение, темперамент, эмоциональное возбуждение, плохая память, рассеянное внимание, ощущение неловкости, нежелание говорить и др.;
физиологические - плохое самочувствие.
Слайд 6Паузы хезитации на телевидении
Слайд 9Исследования
Мешают ли паузы хезитации восприятию текста на слух или это
явление уже стало неотъемлемым в речевой практике старшеклассников и не
мешает им получать информацию?
Мы провели небольшое исследование и ответили на этот вопрос.
Слайд 10Выводы
речь учащихся десятых классов перенасыщена паузами хезитации.
в условиях официального устного
общения ответы учащихся на уроках литературы, истории и обществознания изобилуют
в большей степени заполненными паузами типа «…ну-у-у…», «…э-э-э…» и «…а-а-а…»,
телевидение влияет на формирование устной речевой культуры, предлагая примеры и образцы вовсе не для подражания.
акцент на этой проблеме, поднятой в нашей работе, позволит следить за своей речью и постараться приблизить свою устную речь к возможному идеалу.