Слайд 1Дисграфия.
Методы коррекции.
Учитель-логопед
МБОУ «Ново-Ямская СОШ»
Иванова О.А.
Слайд 2Причины возникновения нарушений письма
Внутри-утробные
Родовые травмы
Влияние негативных факторов в раннем детстве
Социально-психологические
Педагогическая
запущенность
Слайд 3Дисграфия
80 %
учащиеся начальных классов
60%
учащиеся среднего звена
Слайд 5Сравните "предложение" — "бретлошение" и "предложение" — "придложение". В этом
примере отчетлива видна разница между простым незнанием правильного написания (правила)
и дисграфией.
Слайд 6Дисграфия — это не психическое заболевание, но и не «пройдет само».
Слайд 7Дисграфия
Артикуляторно-акустическая
Неправильное произношение звуков
На основе нарушения фонемного распознавания или акустическая
Недостаточность слуховых
дифференцировок
На почве нарушения языкового анализа и синтеза
Аграмматическая
Оптическая
Нарушение языкового анализа и
синтеза
Недоразвитие грам. строя речи
Несформирован-ность зрительно- пространственных функций
Слайд 8АРТИКУЛЯТОРНО-АКУСТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ
Слайд 10Коррекционная работа.
Оптическая дисграфия.
Упражнение на дифференциацию простых символов и изображений, которые
наложены друг на друга.
Слайд 11Коррекционная работа.
Оптическая дисграфия.
Задание на развитие восприятия величины предметов.
Слайд 12Коррекционная работа.
Оптическая дисграфия.
Развитие корректной ориентации в окружающем пространстве и
зрительно-моторной координации.
Слайд 13Коррекционная работа.
Оптическая дисграфия.
Найти на изображении правильно написанные буквы и
закрасить их.
Слайд 14Коррекционная работа.
Оптическая дисграфия.
Распознавания букв со схожим графическим выражением.
Буква «и» обозначается
цифрой 2, потому что в ней 2 крючочка, а буква
«ш» обозначается цифрой 3, потому что в ней 3 крючочка, то как правильно записать зашифрованные слова:
— мальч2к;
— л2л2я;
— л2сток;
— 3таны;
— ло3адь;
— 323ка.
Слайд 16Коррекционная работа.
Акустическая дисграфия.
1. Дифференциация оппозиционных звуков (звонкие и глухие согласные).
2.
Найди по звуку слово.
3. Назови слово, которое отличается от остальных.
УДОЧКА-УДОЧКА-УТОЧКА-УДОЧКА;
ДАЧКА - ТАЧКА - ТАЧКА –ТАЧКА.
4. Игры с мячом.
"Я знаю пять слов".
«Любопытный».
«Будь внимательным».
Слайд 17Коррекционная работа.
Акустическая дисграфия.
5. Игры со словами.
Угадай слово. *Педагог на доске
пишет только согласные буквы с-п-г-, м-л-к-. .
Подбери слова к заданным схемам.
-а-, -а-а,
Составь слова из данных букв. (л,к,ж,у,а) (р,ы,б,а,к)
Придумай из каждой буквы данного слова другие слова КОШКА
Запиши слова, в которых 3,4,5,6 букв
Составить как можно больше слов из букв данного слова. СТРОИТЕЛЬ
Соль, тесто, роль, рис, отель, лес, лось, литр, лист, :..
Расшифруй слова и назови одним словом.
а) п,и,к,а,т, т,ф,и,у,л, б,и,и,т,н,о,к, г,а,о,п,и,с
б) ь,о,ч,н, ч,е,е,р,в, у,о,р,т, н,е,д,ь
Слайд 18Коррекционная работа.
Акустическая дисграфия.
5. Игры со словами.
"Путаница".
1.Раздели слово ЧЕРЕПАХА на
слоги.
2.Прочитай слово по слогам, начиная с конца.
3.Прочитай слово, пропустив первый
или несколько заданных слогов
4.Прочитай слово по заданной последовательности 2,4,1,3; 4,1,3,2
Слайд 20Коррекционная работа.
Аграмматическая дисграфия.
1. Замени словосочетание словом с приставкой. Образец: часы
на стене – настенные часы
Час перед рассветом
Переход под землей
Повязка на
руке
Камни под водой
Шаг без шума
Совет без пользы
Слайд 21Коррекционная работа.
Аграмматическая дисграфия.
2. Поиграй с волшебными суффиксами - ИК-, -ИЩ-,
-ИН-.
Преврати предметы для гнома в маленькие, а для великаны в большие
РУКА НОГА ДОМ
СТОЛ УСЫ НОС
Слайд 22Коррекционная работа.
Аграмматическая дисграфия.
3. Запиши предложения, используя предлоги К - ОТ
Слайд 23Коррекционная работа.
Аграмматическая дисграфия.
4. Составь рассыпавшиеся предложения. Запиши предложения и укажи
в них предлоги С-СО.
Лампу, стола, со, убрали.
Кошка, котёнком, спят, с,
крыше, на.
5. Рассели слова в домики. Проведи от слов к домикам стрелки по образцу.
работа.
Аграмматическая дисграфия.
7. Прочитай слова. Составь из них словосочетания.
6. Собери цепочку
из слов-предметов и слов – признаков, используя картинки и вопросы. Запиши получившиеся цепочки слов.
Слайд 25Коррекционная работа.
Аграмматическая дисграфия.
8. Почему их так назвали? Образец: Пчеловод разводит
(кого) ... .
Рыболов, лесоруб, пчеловод, свинопас, цветовод, землекоп, дровосек,
садовод, сталевар, полотер, скотовод;
9. Закончить предложения, используя слова, данные в скобках.
Стол изготовлен из ... . Стакан сделан из ... . Сапоги сшиты из ... . Коньки сделаны из ... . Носки связаны из ... . Шубка сшита из ... .
Слова для справок: шерсть, стекло, кожа, дерево, мех, сталь.
10. Замени словосочетания из существительных словосочетаниями из прилагательных. Ветка сосны – сосновая ветка; кора дуба----- ; поля картофеля – -----; зверь леса – -----; цветок поля – ------ .
Слайд 26ДИСГРАФИЯ НА ПОЧВЕ НАРУШЕНИЯ ЯЗЫКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
Слайд 27Коррекционная работа.
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
1.Подружи слова.
Найди ошибки в употреблении слов и предлогов (маленьких слов). Прочти
правильно, запиши.
Птица летит над небом.
На столе лежит красная яблоко.
2.Тесты с пропусками гласных. Разные уровни сложности. Вставь гласные. Запиши.
Б_лк_.
Б_лк_ ж_в_т в д_пл_. _ б_лк_ п_ш_ст_йхв_ст . _ б_лк_ т_пл__ шк_рк_йз_м_йт_пл_.
3.Сбежавшие гласные. Вставь в набор из согласных слева гласные, стоящие справа.
Смьрзтмрь–днрзтржь. е а о е о и а о е
Бзтрд н втщшь _ pбкпрд. Е уа е ыаи и ыу и уа
4. Буквы-прилипалы. Вычеркни повторяющиеся буквы, составь предложения. Прочти рассказ(запиши).
Слклолронлаллстлулплилтзлиллмлал.
Слайд 28Коррекционная работа.
Дисграфия из-за проблем языкового анализа и синтеза.
5.Морской бой. Прочитай шифр
и напиши слова.
А1Г3 – Г2А4Д3 –
Д1Б2 – Б3Д2 –
Г4Д4
- Б4А2 –
Слайд 29Коррекционная работа.
Дисграфия из-за проблем языкового анализа и синтеза
Филворд. Найди и
подчеркни названия птиц (читая буквы по вертикали и
горизонтали)
Дидактическая игра «Улитка».
Слайд 30Чего нельзя делать?
НЕ ПРЕДЛАГАЙТЕ ДЕТЯМ ИСПРАВЛЯТЬ ОШИБКИ.
НАУЧИТЕ ИХ
НЕ ДЕЛАТЬ ОШИБОК.