Слайд 1«Формирование системы универсальных учебных действий
на уроках русского языка
в
начальной школе»
Подготовила :
учитель начальных классов
МАОУ «Гимназия (английская)» г. Магадана
Шопова Лилия Зуфаровна
Слайд 2Целью школьного образования является формирование
умения учиться.
Достижение этой цели становится
возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД).
Слайд 3УУД - совокупность способов действия учащегося (а также связанных с
ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению
новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Слайд 4Достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности,
которые включают:
познавательные и учебные мотивы;
учебную цель;
учебную задачу;
учебные действия и операции
(преобразование материала, контроль и оценка).
Слайд 5Универсальные учебные действия в процессе обучения в начальной школе выполняют
следующие функции:
1) обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить
учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
2) создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности
к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;
3) обеспечение успешного усвоения знаний, формирование умений, навыков и компетентностей
в любой предметной области.
Слайд 6Виды универсальных учебных действий:
Личностные (самоопределение, смыслообразование
и мотивация, нравственно-этическая ориентация
и моральное действие)
Коммуникативные (взаимодействие, кооперация/сотрудничество)
Познавательные (общеучебные, включая знаково-символические; логические, постановка
и решение проблем)
Регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция,
оценка, волевая саморегуляция)
Слайд 7Познавательные УУД
общеучебные
логические
постановка и решение
проблем
Слайд 8Логические УУД:
- Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
-
Синтез – составление целого из частей.
- Выбор оснований и критериев
для сравнения, классификации.
- Подведение под понятие, выведение следствий.
- Установление причинно-следственных связей.
- Построение логической цепи рассуждений.
- Доказательство.
- Выдвижение гипотез и их обоснование.
Слайд 9Упражнения на уроках русского языка, формирующие логические УУД.
Разбери слова по
составу: метро, вынуть, листочки, окружность.
Какое слово лишнее? Подчеркни его.
Учитель,
тетрадь, музыкант, шофер.
Чайка, море, скворец, сорока.
Спиши любую группу слов, вставляя пропущенные буквосочетания. Подбери другие слова, в которых есть буквосочетания «жи-ши».
Сне…нка …тель
Сме…нка Ма…на
Пасса…р Кув…нка
Пру…на Дру…ть
Слайд 10- Подбери и запиши слова. Составь анаграммы. Анаграммы – это
слова, которые получаются путем перестановки букв какого-нибудь слова (например: рост-сорт):
Кулон-клоун
Автор-товар
Коршун-шнурок
-
Разгадай шараду, запиши слово. Придумай такую же загадку.
А) Корень мой находится в цене.
В очерке найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке вы встречали.
Вся же – в дневнике я и в журнале (Оценка).
Слайд 11Б) Первая буква стоит за буквой «Т», вторая – за
буквой «Ц», третья – за буквой «З», четвертая – за
буквой «С», пятая –перед буквой «К», шестая – после буквы «К», седьмая – после буквы «ы». (Учитель)
- Составь предложение из слов, вставь в слова правильную букву.
1) Это, длинная, в, река, (Е,е)вропе, самая.
2) берёт, она, начало, своё, города, (Т,т)вери.
3) впадает, в, (В,в)олга, море, (К,к)аспийское.
- Собери пословицу:
Чему, не выучит, Ваня, не научился, Иван, того.
-- Разгадай ребусы:
1УМ, О5, Ш3Х, 1ОЧКА, 1БОР
- Из букв слова «Первоклассник» составь другие слова.
Слайд 121. Объясни значение слова «язык» в каждой фразе:
- Больно
прикусил язык.
- Язык до Киева доведёт.
- Разведчики взяли языка.
- Без языка и колокол нем.
- Прикуси язык!
- Язык под чесночным соусом.
2. Составьте предложения со словами, чтобы была понятна разница в лексическом значении.
Невежа (грубый, неучтивый человек) – невежда (малообразованный человек)
(работа с толковым словарем)
Эти задания способствуют формированию умения строить речевые высказывания в устной речи.
Слайд 133. Запиши, что означают данные фразеологизмы.
Задать головомойку (сильно отругать)
Язык проглотить
(замолчать, перестать говорить)
Повесить нос (приходить в уныние, сильно огорчиться)
В час
по чайной ложке (очень медленно)
4. Подбери к данным фразеологизмам антонимичные фразеологизмы.
Заварить кашу-
Жить душа в душу-
На ночь глядя-
Повесить нос-
Водой не разольешь –
5. Поставь ударения в словах:
Гусеница, магазин, документ, хвоя,
столяр, алфавит, портфель.
Слайд 14Особое значение для формирования познавательных универсальных учебных действий имеют нестандартные
олимпиадные задания. Усвоение приема решения олимпиадных заданий базируется главным образом
на сформированности логических операций – умении анализировать объект, осуществлять сравнение, выделять общее и различное, осуществлять классификацию, сериацию, логическую мультипликацию (логическое умножение), установление аналогии.
Из каждого слова возьми только первые слоги и составь новое слова.
Баран, рана, бантик, кора, лото.
Напиши слово, которое состоит
из 3 слогов, а указывает на семь дней.
Слайд 15Коммуникативные действия обеспечивают:
- социальную компетентность;
- учет позиции других людей, партнеров
по общению или деятельности;
умение слушать и вступать в диалог;
участие в коллективном обсуждении проблем;
- строительство продуктивного взаимодействия и сотрудничества
со сверстниками и взрослыми.
- интеграцию в группу сверстников.
Слайд 16Развитие коммуникативной деятельности:
Организация групповых, парных форм работы – помогает осмыслить
учебные действия, распределить нагрузку, дает эмоциональную и содержательную поддержку для
слабых и робких учеников.
Слайд 17Регулятивные УУД
целеполагание
планирование
прогнозирование
мотивация
контроль
коррекция
оценка
волевая саморегуляция
Слайд 18Овладение универсальными учебными действиями ведет к формированию способности самостоятельно успешно
усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса
усвоения, т. е. умение учиться. Данная способность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия - это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, - как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности.