Слайд 1Формы и приёмы повышения интереса к изучению русского языка и
литературы
Подготовила учитель русского языка и литературы Воробьёва Вера Николаевна МКОУ
Малышевская СОШ
Слайд 2 Одной из главных задач современной школы сегодня должно стать
создание условий для самостоятельного выбора человека, формирования готовности и способности
действовать на основе постоянного выбора и умение выходить из ситуации выбора без стрессов.
Цель педагогического процесса – обеспечить формирование у школьников отношения к языку и литературе как важнейшей сфере человеческого бытия, способу самовыражения и посреднику между «Я» и миром, средству, отражающему и созидающему мир личности.
Слайд 3 Условия достижения цели:
Направленность образовательного процесса на формирование и развитие
ценностно- смысловых отношений учащихся к миру и себе;
Использование в качестве
основной формы организации образовательного процесса мастерской – учебного занятия, отличного и по целевой ориентации, и по структуре, и по содержанию от традиционного урока.
Слайд 4 «Приёмы педагогической техники – это сеть. Они поддерживают друг
друга, складываясь в нечто целое, в систему». (А. Гин)
Приёмы
– это детали метода, его элементы, составные части или отдельные шаги в той познавательной работе, которая происходит при применении данного метода. Они не имеют самостоятельной учебной задачи, а подчиняются задаче, решение которой достигается определённым методом.
Приёмы можно классифицировать по этапам. Одни и те же приёмы допустимы на разных этапах урока, другие помогают в организации учебного процесса.
Повышение интереса к уроку можно достичь, используя приёмы
Повторение изученных ранее тем.
Домашнее задание.
Коллективная учебная деятельность.
Игровая учебная деятельность.
Приёмы устного опроса.
Резюме
Конструктор урока.
Планирование уроков русского языка и литературы
Слайд 5 В своей работе на уроках русского языка в средних
классах я использую следующие приёмы
Лингвистическая разминка.
В 6 классе
по теме по теме « Местоимение» даю такое задание.
Записать под диктовку предложение, затем проверить по записи, открытой на доске, объяснить орфограммы и знаки препинания, определить разряд местоимений.
Бродит маленький фонарщик
От звезды к звезде.
И когда его не станет,
Что же , люди , будет с нами ?
В небе добрыми руками
Кто затеплит это пламя ?
В. Ланцберг
Слайд 6Синтаксическая разминка
Занимательная лингвистика
Выполнение комплексного задания
Интегрированное задание
Игры («4-й лишний», «В стране
ошибки», «Отгадайте»)
Слайд 7Сложность возникает у учащихся при заучивании словарных слов или слов-исключений.
В качестве домашнего задания даю составить словарный диктант (обычно 10
слов). На следующем уроке 3 ученика по очереди проводят каждый свой диктант, дома проверяют работы и выставляют оценки. После проверки учителя выставляется оценка в журнал и тем , кто писал, и тем , кто проверял. Если при проверке не все найдены ошибки, снижаю оценку на один балл. Проводят такие диктанты не только сильные ученики, но и слабые. Эта работа нравится учащимся, и они ждут с нетерпением следующего диктанта.
Слайд 8В старших классах, чтобы разнообразить уроки, даю задания творческого характера.
Это В 9,10,11 классах даю такое задание. Прочитайте заявление о
приеме на работу. Почему оно вызывает смех?
Убедительно прошу принять меня на работу с 1 октября сего года столяром – краснодеревщиком во вверенный вам мебельный комбинат. Так как очень хочу работать, потому что много слышал о вас хорошего и о фабрике тоже. Я уж не подведу и премного вам буду благодарен. А вы не пожалеете. Говорят, у меня золотые руки, а трудиться я люблю и умею.
С глубоким почтением Соколов.
Смех вызывает неуместное употребление эмоционально – окрашенной лексики.
- Попробуйте составить такое же заявление о приёме в школу.
Слайд 9Речевая деятельность учащихся многообразна: слушание, чтение, говорение, письмо. Наше время
требует грамотного, нравственного овладения не просто речью, а хорошей речью.
У кого же учиться как не у мастеров слова – писателей и поэтов. Уроки русского языка строятся на материале художественных текстов изучаемых произведений. На уроках литературы анализируется язык художественных произведений (лексика, синтаксис, изобразительно – выразительные средства).
Эти приёмы не новы, но. Используя их в системе, можно добиться определённых результатов. От отношения к учителю. От отношения к предмету – зависит успех ребёнка в обучении.
Слайд 10«Современный урок литературы – урок с применением ИКТ». Использование ИКТ
экономит время на уроке, наполняет урок новым содержанием, развивает творческий
подход к окружающему миру, любознательность обучающегося, формирует элементы информационной культуры учащегося, развивает навыки рациональной работы с компьютерными приёмами, позволяет учителю идти в ногу со временем
Слайд 11На уроках литературы игровые моменты пробуждают, поддерживают и развивают интерес
к процессу обучения и учебному предмету игровые приёмы, бесспорно, активизируют
учебный процесс. » Надо прогнать с уроков бога сна Морфея и чаще приглашать бога смеха Момуса», - утверждает Шалва Амонашвили.
Слайд 12В качестве приёмов игрового характера подбираю вопросы. Например,
В стилистике Леонида
Андреева расскажите сказку про репку.
А.П.Чехоа назвал прозу И.А.Бунина «концентрированным бульоном»
. Каков рецепт этого « бульона »?
Накройте праздничный стол блюдами, которые упоминаются в художественных произведениях.
Приём « Жокей и лошадь»
«Лови ошибку»
Приём « Согласен - не согласен»
«Чтение с остановками»
«Индивидуальное сообщение»
Проблемные вопросы
Ключевые слова
Литературные вечера и литературные викторины
Творческие задания