Разделы презентаций


Фразеологизм как единица языка

Содержание

сформировать у учащихся представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи. Цель:

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Автор: учитель русского языка и литературы
Меркушева Надежда Николаевна , МБОУСОШ
п. Коммунистический, Советского района
ХМАО – Югра

2013

Мультимедийный урок

Фразеологизмы
6 класс


Слайд 2
сформировать у учащихся представление о фразеологизме как единице языка,

об особенностях его строения и употребления в речи.
Цель:

сформировать у учащихся представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в

Слайд 3Задачи:
Образовательные:
познакомить учащихся с фразеологизмами и фразеологическими оборотами, учить находить

их в речи и правильно употреблять.


Развивающие :
активизировать познавательную

деятельность учащихся, развивать внимание, логическое мышление, коммуникативные способности обучающихся .

Воспитательные:
воспитывать интерес к богатству русского языка, обогащать словарный запас школьников.
Задачи:Образовательные: познакомить учащихся с фразеологизмами и фразеологическими оборотами, учить находить их в речи и правильно употреблять. Развивающие

Слайд 4 Организационный момент.
Актуализация знаний.

Объяснение нового материала.
Закрепление изученного

материала.
Подведение итогов урока.
Задание на дом.
Рефлексия.
План урока.

Организационный момент. Актуализация знаний. Объяснение нового материала. Закрепление изученного материала. Подведение итогов урока. Задание на дом.Рефлексия.

Слайд 5Лексический диктант
1.Лексика
2.Омонимы
3.Общеупотребительные
4.Заимствованные
5.Диалектные
6.Профессиональные
7.Неологизмы
8.Толковый
9.Значение
10.Антоним
11.Многозначным
12.Переносное
13. Синонимы
Критерии оценки:

12 -13 - «5»
9 -11

- «4»
7 – 8 - «3»

Лексический диктант1.Лексика2.Омонимы3.Общеупотребительные4.Заимствованные5.Диалектные6.Профессиональные7.Неологизмы8.Толковый9.Значение10.Антоним11.Многозначным12.Переносное13. СинонимыКритерии оценки:12 -13  - «5»9 -11  -  «4»7 – 8 -

Слайд 6Сравним предложения
Бежать быстро должен тот
спортсмен, который
рассчитывает на победу.
Дождь полил

такой сильный,
что ребята бросились бежать со всех ног.



Сравним предложенияБежать быстро должен тотспортсмен, который рассчитывает на победу.Дождь полил такой сильный, что ребята бросились бежать со

Слайд 7Отличие фразеологизмов от свободных словосочетаний
1.Любое из слов можно
заменить другими

словами.
1.В их составе нельзя заменять
одно слово другим.
2.Слова сохраняют
свою

смысловую
самостоятельность.

2.Слова теряют свою
смысловую самостоятельность.

3.Создаются в процессе
речи, не требуют
запоминания.

3.Не создаются в речи,
а используются готовыми ,
требуют запоминания.

Отличие фразеологизмов от свободных словосочетаний1.Любое из слов можно заменить другими словами.1.В их составе нельзя заменять одно слово

Слайд 8 Фразеологизм – это неделимое сочетание слов, в котором:
значение

имеет не каждое слово в отдельности,
а весь фразеологизм в целом;

слова употребляются в переносном смысле;

подчеркивается как один член предложения.

Фразеологизм – это неделимое сочетание слов, в котором: значение имеет не каждое слово в отдельности,а весь

Слайд 9Фразеология ( от греч.)
фразис – «выражение»
логос – «учение»
Фразеологизмы – это

устойчивые сочетания слов, равные по значению либо одному слову, либо

целому предложению.
Фразеология ( от греч.)фразис – «выражение»логос – «учение»Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, равные по значению либо

Слайд 10Найти фразеологизмы в тексте. Объяснить их значение.
Бывает частенько ,что слово

одно,
Но очень по – разному служит оно.
Примеры тут можно найти

без труда,
Возьмем хоть короткое слово «вода».
С тех пор уж немало воды утекло.
О смелом мы вправе сказать наперед:
«Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдет!»
Случилось с тобою: ты правил не знал,
Молчал при опросе! Воды в рот набрал!
Найти фразеологизмы в тексте. Объяснить их значение.Бывает частенько ,что слово одно,Но очень по – разному служит оно.Примеры

Слайд 11Физкультминутка
«Минутка час бережет»
Что мы можем сделать за минутку?
• Поморгать.

Потянуться и при этом улыбнуться.
• Налево повернуться.
• Направо повернуться.
• Не

забудьте улыбнуться!
• Покачаться, повертеться!
• Три секунды помолчать.
• Взявшись за руки , друг другу только мира пожелать!
 
Физкультминутка «Минутка час бережет»Что мы можем сделать за минутку?• Поморгать.• Потянуться и при этом улыбнуться.• Налево повернуться.•

Слайд 12Мы исходили городок
Буквально вдоль и…
Подскажи словечко
поперек.
И так устали мы

в дороге,
Что еле …
волочили ноги.
Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать

из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь …

медвежью услугу.

Фальшивят, путают слова,
Поют кто в лес, …

кто по дрова

Ребята слушать их не станут:
От этой песни уши …

вянут.

Дружнее этих двух ребят
На свете не найдешь.
О них обычно говорят:
Водой …

не разольешь.

Мы исходили городокБуквально вдоль и… Подскажи словечкопоперек.И так устали мы в дороге,Что еле … волочили ноги.Товарищ твой

Слайд 13ПО значению выделяются
тертый калач,
стреляный воробей
(в зачении «опытный человек»)
фразеологизмы –
синонимы
фразеологизмы -

антонимы
непочатый край
(в значении «много»),
раз – два

и обчелся
( в зачении «мало»)
ПО значению выделяютсятертый калач,стреляный воробей(в зачении «опытный человек»)фразеологизмы –синонимыфразеологизмы -     антонимынепочатый край(в значении

Слайд 14Подобрать к иллюстрациям фразеологизмы
Море по колено
Водить за нос

Подобрать к иллюстрациям фразеологизмыМоре по коленоВодить за нос

Слайд 15Плясать под чужую дудку
Мухи не обидит

Плясать под чужую дудкуМухи не обидит

Слайд 16Сесть на шею
Витать в облаках

Сесть на шеюВитать в облаках

Слайд 17… фразеологизмы составляют народную физиономию языка,
его оригинальные средства и

самобытное, самородное богатство.

В.Г.Белинский
… фразеологизмы составляют народную физиономию языка, его оригинальные средства и самобытное, самородное богатство.

Слайд 18 Домашнее задание
(на выбор )


Написать об истории

возникновения одного из известных вам фразеологизмов.

Нарисовать иллюстрацию к фразеологизму.

Упр.100

стр.48
Домашнее задание (на выбор )Написать об истории возникновения одного из известных вам фразеологизмов. Нарисовать

Слайд 19

Рефлексия
Беседа с обучающимися:

Что нового,

интересного узнали на уроке?

Что на уроке особенно понравилось?

Какие

задание вызвали затруднения?

Рефлексия Беседа с обучающимися:Что нового, интересного узнали на уроке? Что на уроке

Слайд 20 Список использованной литературы:

1.Г.Александрова.Занимательный русский язык. – Санкт-

Петербург: «Тригон», 1998.
2. И.В.Шустина.Кроссворды для школьников.Русский язык.– Ярославль: «Академия развития»

,1997.
3. Учебник русского языка для 6 класса. /авторы:М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба/-Москва: «Просвещение»,2011.
4.Школьный фразеологический словарь русского языка.
/В.П.Жуков,А.В.Жуков/- Москва: «Просвещение»,1994.

Список использованной литературы:	1.Г.Александрова.Занимательный русский язык. – Санкт- Петербург: «Тригон», 1998.	2. И.В.Шустина.Кроссворды для школьников.Русский язык.–

Слайд 21Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика