Слайд 1Фразеологизмы
Цель:
1)Уметь определять лексическое значение фразеологизмов .
2) Употреблять фразеологизмы в
речи в соответствии с их лексическим значением и стилистическими свойствами.
Слайд 2Фразеология
Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному
слову.
Поэтому фразеологизмы часто можно заменить одним словом, менее выразительным.
Водить за
нос – обманывать,
дурачить.
Слайд 3Отгадайте, какой корень использует автор?
Если вашему знакомому медведь на
~о наступил (нет музыкального слуха), а он увяз по ~и
(полностью увлечён) в музыке и своими песнями уже прожужжал ~и (надоел), не стоит навострять -и (прислушиваться). Иначе можно растерять -и (заслушаться). Просто эти песни пропустите мимо -ей (не обращайте внимания). Он подумает, что вы туговаты на ~о (плохо слышите), и отстанет.
Слайд 4Верно ли рисунки показывают значение фразеологизмов?
Слайд 5Верно ли рисунки показывают значение фразеологизмов?
Слайд 6Словарная статья.
Заяц, зайца, м. 1. Небольшой зверёк из отряда грызунов,
а также мех этого зверька. 2. Перен. Разг. Безбилетный пассажир.
3. Перен. Трус. <0> Гоняться (или гнаться, погнаться) за двумя зайцами — стремиться выполнить одновременно два дела, достигнуть двух разных целей.
Слайд 7Определите, сколько фразеологизмов использовано в этом тексте?
КАК РАБОТАЕТ СЛОВО
Бывает частенько, что слово одно,
Но очень по-разному служит оно.
Примеры тут можно найти без труда,
Возьмём хоть короткое слово «вода».
Вот был я мальчишкой, да детство прошло.
С тех пор уж «немало воды утекло»,
О смелом мы вправе сказать наперёд:
Такой «сквозь огонь и сквозь воду пройдёт»!
А гуси и утки — сухие всегда.
Слайд 8Определите, сколько фразеологизмов использовано в этом тексте?
Заметили люди: «как с
гуся вода».
Случалось с тобою: ты правил не знал,
Молчал
при опросе? «Воды в рот набрал!»
Лентяй отдыхает, а время идёт —
«Под камень лежачий вода не течёт».
Сказать болтуну мы порою не прочь:
Довольно, мол, «воду-то в ступе толочь»!
Слайд 9Определите, сколько фразеологизмов использовано в этом тексте?
Не прочь и другому
сказать невзначай:
«Довольно лить воду! Ты дело давай!»
Работать впустую!..
Что скажут потом?
Не дело, мол, «воду носить решетом»!
Стихи я пишу, не жалея труда,
Чтоб вы не сказали: «В стихах-то — вода...»
(В. Суслов)
Слайд 10Назовите фразеологизмы, спрятанные в рисунке.
Слайд 11Ответы.
Поливать грязью,
парить в облаках,
висеть на хвосте.
Слайд 12Из истории фразеологизмов.
Тянуть канитель. В старину канителью называлась металлическая нить
для вышивания. Её вытягивали («волочили») клещами из раскалённой металлической проволоки.
Канитель (металлическая нить) была золотая, серебряная или позолоченная, посеребрённая. Канителью (нитью) вышивали по бархату, сафьяну или сукну. Это была крайне медленная, скучная и непроизводительная работа, и поэтому выражение тянуть канитель получило значение «терять время, очень медленно и бестолково что-нибудь делать» или «затягивать решение какого-нибудь вопроса».
Слайд 13Из истории фразеологизмов.
Плясать под чужую дудку. Две с половиной тысячи
лет назад, во время войны с мидянами, персидский царь Кир
тщетно пытался склонить на свою сторону малоазиатских греков. Когда же он покорил мидян, греки выразили готовность подчиниться ему. На это он рассказал их послам басню Эзопа «Рыболов и рыбы» о том, как один флейтист, увидевший рыб в море, стал играть на флейте, ожидая, что они выйдут к нему на сушу. Обманувшись в надежде, он взял сеть, закинул её и вытащил множество рыб. Видя, как рыбы бьются в сети, он сказал им: «Глупые! Перестаньте плясать. Когда я играл на флейте, вы не хотели делать это, а теперь, когда я перестал, вы пляшете».
Плясать под чужую дудку— значит «подчиняться кому-нибудь, действовать по чьему-либо внушению, следовать чужой воле».