Слайд 1Главные члены предложения.
Подлежащее.
Урок русского языка в 8 классе
Королева Ирина
Ивановна
МОУ СОШ № 40 города Твери
Учитель русского языка и литературы
Слайд 2Повторение.
«Виды связи
в словосочетании»
Слайд 3
Виды связи слов в словосочетании
согласование
управление
примыкание
зависимое слово отвечает на вопросы КАКОЙ?
КОТОРЫЙ? ЧЕЙ?
согласуется с главным в роде, числе, падеже
зависимое слово
отвечает на вопросы
падежей
зависимое слово – неизменяемая часть речи: наречие, деепричастие, инфинитив, притяжательное местоимение: её, его, их
Слайд 4
1.В каком словосочетании вид связи – управление?
а) запах черемухи
в) приятный
запах
б) цветочный аромат
Слайд 52.Определите вид связи в словосочетании приятный запах
а) управление
б) согласование
в)
примыкание
Слайд 63.В каком словосочетании связь – согласование?
а) душистая черемуха
б) наслаждается красотой
в)
любуясь цветами
Слайд 74.В каком словосочетании связь – управление?
а) цветущие сады
в) ветка
черемухи
б) чудесный букет
Слайд 85.Укажи «третье лишнее»
а) ветка сирени
в) наш подъезд
б) стать читателем
Слайд 96.В каком словосочетании связь – примыкание?
а) написать диктант
в) хорошая
оценка
б) написать отлично
Код
1.а)
2.б)
3.а)
4.в)
5.в)
6.б)
Молодцы!
Слайд 10Какое сочетание слов не является словосочетанием? Почему?
Черемуха душистая с весною
расцвела.
?
а)черемуха душистая
б)черемуха расцвела
в)расцвела с весною
Слайд 11
Главные члены
предложения.
Подлежащее.
Сказуемое.
Слайд 12Главные члены предложения
называет
отвечает
Слайд 13
Главные члены предложения
сказуемое
подлежащее
называет
О ком или о чем говорится в предложении
Что
говорится о подлежащем
отвечает
Кто?
Что?
что делает предмет? каков он? что он такое?
Слайд 14Способы выражения подлежащего
1.Имя существительное в именительном падеже
2. Местоимение, числительное в
именительном
падеже
3.Любая часть речи в значении существительного
4.Инфинитив
5. Неделимое словосочетание
Слайд 15
Поезд мчался в неясную даль.
Светлое завтра в наших руках.
Слайд 16
Все утомились за день до изнеможения.
Двое уже обогнали меня.
Десять делится
на два.
Слайд 17
Вот раздалось ау вдалеке.
Слабенькое гав-гав собачонки никого не пугало.
Во время
детского чая большие сидели на балконе.
Танцующие теснились и толкали друг
друга.
Слайд 18
Врага уничтожить – большая заслуга, а друга спасти
– это высшая честь.
Слайд 19
Две капли брызнули в стекло.
Мы с приятелем
вдвоем замечательно живем.
Слайд 20
Подчеркните подлежащее и дополнение
1.Хороший снежок урожай сбережет.
2.Проспект засыпал снег.
3.Кленовый лист срывает ветер сильный.
Слайд 21
Проверка
1.Хороший снежок урожай сбережет.
2.Проспект засыпал снег.
3.Кленовый лист срывает ветер сильный.
Слайд 22
Найди подлежащее
1.Гости приехали утром.
2.Он был в музее.
3.Старшие помогали младшим.
4.Желающие могли
покататься на лодке.
5.Два да два – четыре.
6.Курить- здоровью вредить.
7.Завтра не
наступит никогда.
8.Га-га-га слышалось на лугу.
9.Мы с сестрой радовались возвращению домой.
Слайд 23Проверка
1.Гости
2.Он
3.Старшие
4.Желающие
5.Два да два
6.Курить
7.Завтра
8.Га-га-га
9.Мы с сестрой
Слайд 24Способы выражения сказуемого
Глагол
Имя существительное
Краткое прилагательное
Числительное
Слайд 25Способы выражения сказуемого
Она врач.
Наша задача – хорошо учиться.
Пятью пять –
двадцать пять.
Земля прекрасна.
Слайд 27Наступило новое утро.
От скуки девочка начала придумывать разные истории.
Гадкий утенок
стал прекрасным лебедем.
Щенок стал весело бегать за собственным хвостом.
Мама вернулась
из поездки усталая.
ОПРЕДЕЛИТЕ ВИД СКАЗУЕМОГО.
Слайд 28Наступило новое утро(П.Г.С.)
От скуки девочка начала придумывать разные истории(С.Г.С.)
Гадкий утенок
стал прекрасным лебедем(С.И.С.)
Щенок стал весело бегать за собственным хвостом(С.Г.С.)
Мама вернулась
из поездки усталая(С.И.С.)
ОПРЕДЕЛИТЕ ВИД СКАЗУЕМОГО
Слайд 291.Мартышка вздумала трудиться.
2. Воздух, резко подувший с севера, становился чистым,
морозным.
3.Червонец был запачкан и в пыли.
«ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ»
Слайд 301.Шли два приятеля вечернею порой.
2.Герои решили разобраться.
3.Множество людей вышли
было на улицу.
«ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ»
Слайд 311. Наш сосед по номеру оказался профессором.
2.Состав, загнанный в
тупик, начали разгружать.
3. Улыбнувшись, она продолжила петь.
«ТРЕТИЙ
ЛИШНИЙ»
Слайд 321.Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?
2. Восточная половина неба была залита
нежно-алым цветом.
3. Поставь рябиновую ветвь на стол в стакане.
«ТРЕТИЙ
ЛИШНИЙ»
Слайд 33Из каждого ряда слов составьте предложение так, чтобы между подлежащим
и сказуемым было тире. Подчеркните грамматическую основу.
а) не думая, не
целясь, говорить, стрелять;
б) это, родной, изучение, дело, речи, великое;
в) в юности, это, в старости, знание, мудрость.
Слайд 34Т е с т
I.Укажите верное утверждение:
а) в предложении должны обязательно
быть подлежащее и сказуемое;
б) подлежащее может выражаться только существительными и
местоимениями;
в) подлежащее может выражаться практически всеми частями речи;
г) между подлежащим и сказуемым всегда ставится тире;
д) подлежащее и сказуемое являются словосочетанием.
Слайд 35II. Укажите односоставное предложение.
1.Жил старик со страхую у самого синего
моря.
2.Наш шофёр – пожилой загорелый мужчина.
3.Жара.
4.Силы его ослабели.
Слайд 36III. Найдите предложения с составным глагольным сказуемым.
а) Он пустился бежать
наперегонки.
б) Путь был нелёгким.
в) Он вам расскажет правду.
Слайд 37IV. Найдите предложение, где подлежащее выражено словосочетанием.
а) Глупый осудит, умный
рассудит.
б) И тридцать витязей прекрасных чредой из волн выходят ясных.
в)
От горячих лучей солнца стал плавиться снег.
г) Звезды этой нескончаемой ночи стали блекнуть, исчезать.
Слайд 38V. Найдите предложения, где между подлежащим и сказуемым надо поставить
тире.
а) Жить народу служить.
б) Сердце не камень.
в) Редкий гость никогда
не в тягость.
г) Азбука к мудрости ступенька.
Слайд 39Итоги урока
Что нового вы узнали о подлежащем?
Какими частями речи может
быть выражено подлежащее?
Что нового вы узнали о сказуемом?
Какими частями речи
может быть выражено сказуемое?