Слайд 1Готовимся к ГИА
по русскому языку 2013
Презентация подготовлена учителем русского языка
Ванчевой Н.В.
Слайд 2Часть 1 С1
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.
Объём изложения – не менее
70 слов
Слайд 3Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания теста А1- А7; В1-
В-9
Задания A1–A7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста.
К
каждому заданию А1–А7 даны четыре варианта ответа, из которых только один правильный.
Номера выбранных ответов на задания А1–А7 обведите кружком.
Слайд 4А1
Укажите вариант ответа, в котором содержится
информация, необходимая для обоснования
ответа на вопрос: например, «Почему Королёв за испытания в сурдокамере
поставил Гагарину высший балл?»
Совет: внимательно читайте текст, вы должны понять его суть. Если сомневаетесь, переходите к
следующему заданию, к этому вернётесь после выполнения всех заданий.
Слайд 5А2
Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово: например, «золотую»
( в предложении 4).
1) достойную
2) сияющую
3) блестящую
4) счастливую
Прочитайте предложение и
определите, в каком значении употребляется это слово в данном тексте. Ответ – в счастливую пору. Это больше подходит к данному словосочетанию.
Слайд 6А3
Укажите предложение, в котором средством
выразительности речи является фразеологизм.
1)
И по тому, как дружно грохнули окружающие, понял, что…..
2) Гагарин
пригляделся к курсанту: ноги иксом,
беспомощные глаза…
3) И песню споёт, хотя ему медведь на ухо наступил.( Это правильный ответ)
Слайд 7Средства выразительности речи
Эпитет – образное определение предметов, передаёт чувство автора
к изображаемому, выражается обычно прилагательными в переносном значении.
Например, «роща золотая,
слепая ночь, печальная природа», «Он был солнечным человеком с горячим сердцем», «…глухим зимним метельным утром…». «Он говорил сжатым голосом».
Слайд 8Метафора
Слово или выражение, употреблённое в переносном значении. В основе переноса
лежит сходство предметов или явлений. Например, «тёплый бархат ночи богато
расшит», «пожаром жары сожжено бледное небо», «в глазах извергались вулканы…»
Нос лодки, подошва горы, на заре человечества, «слёзы отогрели сердце, «разразилась гневной тирадой», «мысль вспыхнула…», «музыка пригвоздила к земле»
Слайд 9Олицетворение
Разновидность метафоры. Неодушевлённым предметам присваиваются свойства живых существ.
«В степи грустят
стога», «месяц рогом облако бодает», «грустит наша дума на сжатых
полях».
«плачет у окошка пасмурная буря», «и мне весь свет улыбки шлёт». (С. Есенин)
Слайд 10Метонимия
Перенос наименования, в основе которого лежит смежность предметов, понятий, различная
связь между ними.
Связь между предметом и его содержимым: «шипенье пенное
бокалов».
Автор и его произведение: «Шопен громыхал во весь зал», читали Пушкина
Между местом действия и людьми: «театр полон, ложи блещут», «ликует Рим». «Кепка бежит, за ней - сторож».
Слайд 11Фразеологизм
Это устойчивое сочетание слов, употреблённое в переносном значении.
Сломя голову (быстро)
мчался домой.
Ну заварили мы кашу…, придётся расхлёбывать самим. (Затеяли какое-то
дело). Сделать на скорую руку (быстро)
Перемывать косточки- обсуждать.
Хоть шаром покати – нет ничего.
Слайд 12Парцелляция
Это художественный приём, состоящий в расчленении предложения на отдельные фрагменты,
которые представляют собой неполные предложения.
«…построен новый город. Город как город.
Даже хороший. Но не больше этого…»
Мы должны любить своё отечество. Свой город. Улицу. Отчий дом.
Слайд 13Анафора
Повторение слов или фраз в начале предложений (обычно в стихах).
Жди
меня, и я вернусь. Только очень жди. Жди, когда наводят
грусть жёлтые дожди.
Эпифора – повторение слов или фраз в конце предложений.
Слайд 14Антитеза
Это резкое противопоставление понятий, мыслей,
образов. Обычно основывается на употреблении
антонимов.
«Ты и убогая, ты и обильная. Ты и могучая, ты
и бессильная, матушка Русь!»
Слайд 15Задание А-4
Укажите ошибочное суждение
1.В слове РОССИЮ буква Ю сочетает звук
Й и звук У.
2.В слове ПОЗДНО звук Д - непроизносимый
согласный
3.В слове ЕЁ звуков больше, чем букв.
4.В слове ЖЁЛТОЙ все согласные твёрдые
Слайд 16Задание А-5
Укажите слово с чередующейся гласной в корне
1. косогор
1.расточитель
2. косилка 2. растворитель
3. коснулся 3. растительность
4. косный 4. растоптанный
------------------------------------------------------------------
1. опериться 1.гористый
2. оперировать 2. горцы
3. запереть 3. загорелый
4. запершить 4. горевать
Слайд 17Задание А-6
В каком слове приставка обозначает «нахождение вблизи»
1. приблизиться
2. пригородный
3.
приобрести
4. присмотреться
Слайд 18В каком слове правописание приставки определяется правилом правописания приставок на
–З,-С
1. разномастный
2. разбойник
3. разбавлять
4. разбросать
Слайд 19Задание А-7
В каком слове правописание суффикса является исключением из правил?
1. багряный
2. юный
3. серебряный
4. оловянный
Слайд 20Задание А-7
В каком слове правописание –Н- и –НН- в суффиксе
определяется правилом написания кратких страдательных причастий.
1. взволнованно
2. рассеяны
3. туманны
4. воспитанны
Слайд 21Задания В1-В9 записывайте словами или цифрами в клеточках бланка
В1. Замените
разговорное слово ЗАНЯТНО
В предложении: «Написано занятно, но сколько непонятностей!»- стилистически
нейтральным
В1. Замените разговорное слово «ПОТЕШАЛСЯ» в предложении: «Все хохотали, особенно потешался Митя.»
Слайд 22Задание В2
Замените словосочетание «скромно сказал», построенное на основе примыкания, синонимичным
словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ
Замените словосочетание «пушкинского слова» синонимичным со связью
УПРАВЛЕНИЕ
Слайд 23Задание В3
Выпишите грамматическую основу предложения: «Он заставлял своих актёров носить
костюм роли в обыденной жизни»
Ответ: он заставлял носить (подлежащее выражено
местоимением, сказуемое- составное глагольное).
Слайд 24Задание В4
Найти предложение с обособленным определением:
Океан представляет собой огромный
резервуар, расходующий свою влагу на орошение суши.
Обособленное определение выражено причастным
оборотом, стоящим позади главного слова (резервуар)
Слайд 25Задание В5
Выпишите цифры, обозначающие запятую при вводном слове:
«Для чего люди
читают? Очевидно,(1) можно выделить три причины, (2) побуждающие людей к
творчеству. Во-первых, (3) они читают для овладения специальностью. Во-вторых,(4) читают, (5) чтобы удовлетворить художественные запросы.
Слайд 26Задание В6
Укажите количество грамматических основ в предложении:
«Я смотрел, и мне
казалось, что она живая, и дымка то надвигается, то сходит
с её милого лица».
Ответ: 4
Слайд 27Задание В7
Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными
подчинительной связью:
«После экзаменов,(1) в начале июня,(2) Володя уехал в деревню,
(3)и мы уехали с ним, (4) так как его мать пригласила нас погостить на даче. Я сообщил Мише,(5) что мне нужно сказать ему большой секрет.
Ответ: 4, 5
Слайд 28Задание В8
Найти сложное бессоюзное предложение:
1)А конец у номера клоуна Карандаша
был такой: человек в кепке встал на пьедестал.
2)Солнце садилось; я
пошёл вверх по реке.
Простые предложения в составе сложного соединяются интонацией, разделяются запятой, двоеточием, тире.
Слайд 29Задание В9
Найти предложение с последовательным подчинением придаточных:
«Она так полотно прижалась
к стволу черёмухи, что мы её не заметили и сели
на ольху, которая росла рядом с черёмухой.
Первое придаточное является главным для второго предложения. Предложения следуют одно за другим.
Слайд 30Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном
листе задание
С2.
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского: «Нет ничего
такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».
Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.
Начать сочинение Вы можете словами К.Г. Паустовского.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Слайд 31Образец сочинения С2
Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так. Нет
предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек.
При помощи слова он назвал не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Приведу примеры из текста.
Чтобы передать, что чувствовали дети, державшиеся близко друг к другу, автор использует разговорное слово «жмутся» (предложение 2).
А для определения состояния бедной матери, у которой отняли самое дорогое, письма погибшего сына, в предложении 52 писатель употребляет градацию: «Он угас, умер, погиб…» Эта стилистическая фигура усиливает смысловое и эмоциональное значение того, что чувствовала пожилая женщина.
Таким образом, могу сделать вывод, что прав был К. Г. Паустовский, утверждавший, что «…нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».(126 слов