Разделы презентаций


Готовимся к ОГЭ по русскому языку в 9 классе. Бессоюзная и союзная связь между частями сложного предложения

Содержание

продолжить подготовку к ОГЭ по русскому языку в 9 классе; систематизировать знания о бессоюзной и союзной (сочинительной и подчинительной) связи между частями сложного предложения;отрабатывать навык выполнения задания данного типа ЦЕЛЬ УРОКА:

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Автор презентации:
Печказова Светлана Петровна,
учитель русского языка и литературы

МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия
Бессоюзная и союзная связь
между

частями сложного предложения

Готовимся к ОГЭ
по русскому языку
в 9 классе

Автор презентации: Печказова Светлана Петровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики МордовияБессоюзная и

Слайд 2продолжить подготовку к ОГЭ по русскому языку в 9 классе;

систематизировать знания о бессоюзной и союзной (сочинительной и подчинительной) связи

между частями сложного предложения;
отрабатывать навык выполнения задания данного типа

ЦЕЛЬ УРОКА:

продолжить подготовку к ОГЭ по русскому языку в 9 классе; систематизировать знания о бессоюзной и союзной (сочинительной

Слайд 3Задание по данной теме
в КИМах формулируется
следующим образом:

Среди предложений … найдите

сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной (подчинительной) связью между

частями. Напишите номер этого предложения.

Чтобы выполнить это задание,
попробуйте составить
алгоритм действия

Задание по данной темев КИМах формулируетсяследующим образом:Среди предложений … найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной

Слайд 4Алгоритм выполнения
данного задания

Определите количество грамматических основ в предложении
Одна грамматическая

основа
предложение
простое
Две и более
грамматических основ
предложение
сложное
сложное
бессоюзное
сложно-
сочинённое
сложно-
подчинённое

Алгоритм выполнения данного заданияОпределите количество грамматических основ в предложенииОдна грамматическая основапредложениепростоеДве и более грамматических основпредложениесложноесложноебессоюзноесложно-сочинённоесложно-подчинённое

Слайд 5Алгоритм выполнения
задания

Найди предложение, в котором
более двух грамматических основ
Установи

тип связи между простыми предложениями
в составе сложного
сочинительный тип связи:
предложения
относительно

самостоятельны, связаны
союзами И, ДА(=И), НО,
ЗАТО, ОДНАКО, ДА(=НО),
А, ИЛИ, ЛИБО, ТО-…ТО…

бессоюзная связь: части сложного предложения связаны без союзов, по смыслу

подчинительная связь: от
главного предложения придаточному можно задать вопрос; союзы и союзные слова: ЧТО,
КОГДА, КАК, ЕСЛИ, ТАК КАК, ПОТОМУ ЧТО, БУДТО,КОТОРЫЙ …

Алгоритм выполнения заданияНайди предложение, в котором более двух грамматических основУстанови тип связи между простыми предложениями в составе

Слайд 6Бессоюзное сложное предложение

,
;

Бессоюзное сложное предложение, ;

Слайд 7Сложносочинённое предложение

[ ] , сочинительный союз [ ].
[

Лишь иволги кричат ], да [ кукушки наперебой отсчитывают кому-то непрожитые годы ].
[ Упали две-три крупные капли дождя ],

и [ вдруг блеснула молния ].

То [ солнце тусклое блестит ], то [ туча чёрная висит ].

Не то [ светало, не то [ темнело ].

Сложносочинённое предложение[  ] , сочинительный союз [  ].[ Лишь иволги кричат ], да [ кукушки наперебой отсчитывают кому-то непрожитые годы ].[

Слайд 8Сложноподчинённое предложение

[ ] , (подчинительный союз …) .

(Подчинительный союз

…) , [ ] .

[… , (подчинительный союз …)

, … ] .

[ Я вернулся в город] , ( где прошло моё детство).

( Если открыть окно) , [комната наполнится ароматом летних цветов].

[ Отец, ( когда вернулся с рыбалки ), похвастался невиданным уловом ].

Виды придаточных предложений.

Сложноподчинённое предложение[  ] , (подчинительный союз …) .(Подчинительный союз …) , [  ] .[… ,

Слайд 9Придаточные обстоятельственные


Придаточные обстоятельственные

Слайд 10Инструкция по работе
с учебным тренажёром
Каждое задание имеет несколько вариантов

ответа. Вы должны выбрать один правильный.

2. Если вы выбрали правильный

ответ, то по щелчку мыши появляется значок «плюс» (правильно).

3. Если вы выбрали неверный ответ, то по щелчку мыши появляется значок «минус» (неправильно).

4. Переход к следующему заданию осуществляется щелчком мыши.
Инструкция по работе с учебным тренажёромКаждое задание имеет несколько вариантов ответа. Вы должны выбрать один правильный.2. Если

Слайд 11Проверьте свои знания

Среди предложений 1–5 найдите сложное предложение с бессоюзной

и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Дождь заливал лес; на опушке, где находился Горбунов, образовались кипящие озера. Ветви деревьев трепетали под тяжестью рушившейся на них воды. В омрачённом, перекосившемся воздухе не стало видно немецких укреплений. Но навесной обстрел противника не утихал. Синеватые, призрачные столбы разрывов метались в тёмной толще ливня; вспышки огня перебегали по полю. 

+

2

3

4

1

5

Проверьте свои знанияСреди предложений 1–5 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите

Слайд 12Проверьте свои знания

Среди предложений 1–6 найдите сложное предложение с бессоюзной

и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Ребята облазили весь остров в поисках нерастаявшего снега. Серёже удалось найти в расселинах между скалами остатки прошлогоднего, спрессовавшегося, как лёд, снега. Тайком от Петровича Серёжу спустили, на верёвке, он топором рубил снег и в ведре отправлял его наверх. Лазить по скалам было опасно. Петрович категорически запретил это делать, но ребята украдкой приносили Ильиничне вёдра прошлогоднего снега. Она всё ворчала, грозила пожаловаться бригадиру, но от снега не отказывалась: надо же было готовить обед.

+

2

3

4

6

5

1

Проверьте свои знанияСреди предложений 1–6 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите

Слайд 13Проверьте свои знания

Среди предложений 1–3 найдите сложное предложение с  бессоюзной

и союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер

этого предложения.

Этих реплик хватило для того, чтобы суматошная, искрящаяся мысль о побеге с урока вспыхнула молнией. (7) Наш класс считался образцовым, в нём учились восемь отличников, и было нечто забавно-пикантное в том, что именно мы, добропорядочные, примерные дети, странной, необычной выходкой поразим всех учителей, украсив тусклую однотонность школьных будней яркой вспышкой сенсации. От восторга и от тревоги ёкало сердце, и, хотя никто не знал, во что выльется наше приключение, обратной дороги уже не было.

+

3

2

1

Проверьте свои знанияСреди предложений 1–3 найдите сложное предложение с  бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью между

Слайд 14Проверьте свои знания

Среди предложений 1–5 найдите сложные бессоюзные предложения. Напишите

номера этих предложений.
Мне никогда до войны

не приходилось возвращаться домой после долгой разлуки. Но и уезжать надолго не приходилось. Самый первый раз я уезжал из дома в пионерский лагерь, второй раз я уезжал уже на фронт. Но и тот, кто до войны возвращался домой после долгой разлуки, не испытывал тогда того, что испытываем мы сейчас. Они возвращались соскучившиеся – мы возвращаемся живые...

+

2

4

3

1

+

5

Проверьте свои знанияСреди предложений 1–5 найдите сложные бессоюзные предложения. Напишите номера этих предложений.    Мне

Слайд 15Проверьте свои знания

Среди предложений 1–6 найдите сложное предложение с бессоюзной

и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Бабушка целыми днями сидела на завалинке под расколовшейся черешней. У черешни уже высох один ствол, тот, что обнимал и хранил дом. Бабушка ждала внука и медленно, незаметно впадала в дремоту. (4) И не слышала она уже ни шороха листьев над головой, ни птичьего перезвона - мир потухал и отдалялся от неё со всей своей суетой. Лишь грохот войны ещё слышала она и вздрагивала от этого грохота. И думалось ей: из-под корней этой косолапой черешни, которую она когда-то и зачем-то посадила, идёт он, из самого нутра земли.

+

2

3

4

6

5

1

Проверьте свои знанияСреди предложений 1–6 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите

Слайд 16Проверьте свои знания

Среди предложений 1–5 найдите сложное предложение с  бессоюзной

и союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер

этого предложения.

На мостике стояли капитан Замятин, начальник экспедиции и несколько человек из команды. С напряжёнными, сосредоточенными лицами они глядели на море и небо. Все понимали, что суда проходят теперь особенно опасный участок Баренцева моря: в любую минуту может вынырнуть из глубины перископ подводной лодки, а в небе появиться фашистский самолёт. Эта собранность моряков передалась ребятам: они стали сдержаннее. Десятки глаз следили за поверхностью беспокойного моря, за серыми, быстро бегущими облаками.

+

2

4

3

5

1

Проверьте свои знанияСреди предложений 1–5 найдите сложное предложение с  бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью между

Слайд 17Проверьте свои знания

Среди предложений 1–7 найдите сложное предложение с бессоюзной

и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Туловище у кайры вальковатое, ноги отодвинуты далеко назад, а пальцы соединены плавательными перепонками. По земле она передвигается медленно и неуклюже, взлететь может только со скалы и с воды. (3) Она отлично плавает, а нырять может на глубину до десяти метров, под водой передвигается с помощью крыльев. Весит кайра до двух килограммов, мясо её съедобно. Единственное яйцо она кладёт прямо на скалы, оно имеет такую форму, что не скатывается с камней. Яйцо кайры равно по весу двум куриным и не уступает им в питательности. Местные промышленники собирают яйца кайры также и для приманки песцов.

+

2

3

4

5

6

1

7

Проверьте свои знанияСреди предложений 1–7 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите

Слайд 18Проверьте свои знания

Среди предложений 1–6 найдите сложное предложение с бессоюзной

и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Дни стоят уже необычно тёплые. В весеннем воздухе разлита прохлада. Величава и спокойна тайга, но это только кажущееся спокойствие: внутри каждого дерева, каждого кустика идёт огромная работа. День и ночь корни всеми своими мочками вбирают влагу из земли, обильно напоённой недавно стаявшим снегом. Уже распушились белоснежные барашки на тальниках, пожелтели серёжки на ольхе, хотя корни лежат ещё под снегом. На крошечных лужайках пока нет зелени, цветов, но и тут идёт неутомимая деятельность.

+

2

6

4

3

5

1

Проверьте свои знанияСреди предложений 1–6 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите

Слайд 19Проверьте свои знания

Среди предложений 1–7 найдите сложное предложение с бессоюзной

и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Тридцать лет прошло с тех пор, но я до сих пор помню тот случай с книгой, когда я нечаянно разрушил огромный дом человеческой веры. Я сделал больно другому и не нашёл в себе мужества исправить ошибку. (25)И наша жизнь пошла по другой дороге, где всем больно и одиноко, где нет тех, кто может поднять упавших. Боль стала моей неразлучной спутницей. (…..Она смотрит на меня глазами долговязого восьмиклассника и терпеливо напоминает: человеческая жизнь коротка, поэтому никогда не жалей того, что можешь дать, никогда не отнимай того, что у тебя просят.

+

2

3

4

5

1

Проверьте свои знанияСреди предложений 1–7 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите

Слайд 20Проверьте свои знания

Среди предложений 1–6 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите

номер этого предложения.
Девочка звала собаку к

себе:
—  Кусачка, пойди ко мне! Ну, хорошая, ну, милая, пойди! Сахару хочешь? Ну, пойди же!
Но Кусака не шла: боялась. 

+

2

4

3

6

5

1

Старик разгладил длинную бороду.
—  Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово. Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Старик, наклонившись к самому уху мальчика, прошептал что-то.

1

2

3

4

+

5

1

Проверьте свои знанияСреди предложений 1–6 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.    Девочка

Слайд 21Проверьте свои знания

Среди предложений 1–5 найдите сложное предложение с бессоюзной

и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Он сидел передо мной такой шоколадный, и у него были разные глаза: один его собственный – жёлтый стеклянный, а другой большой белый – из пришитой пуговицы от наволочки. Но это было неважно, потому что Мишка смотрел на меня своими разными глазами и обе лапы поднял кверху, как будто он уже заранее сдаётся. И я вдруг вспомнил, как давным-давно я с этим Мишкой ни на минуту не расставался. Я повсюду таскал его за собой, и сажал его за стол рядом с собой обедать, и спать его укладывал, и укачивал его, как маленького братишку. Я его любил тогда, любил всей душой, я за него тогда жизнь бы отдал.

+

2

4

1

5

3

Проверьте свои знанияСреди предложений 1–5 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите

Слайд 22Проверьте свои знания

Среди предложений 1–10 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите

номер этого предложения.
–  Ого! – сказал Мишка.

–  Где достал? Дашь мне его домой?
–  Нет, не дам: это подарок.
Мишка надулся и отодвинулся от меня. На дворе стало ещё темнее, а мама всё не шла. Тут Мишка говорит:
–  Не дашь, значит, самосвал?
И протянул мне коробку от спичек. Я взял её, открыл и сначала  ничего не увидел, а потом увидел маленький светло-зелёный огонёк, как будто я держал сейчас в руках крошечную звёздочку.

+

2

3

4

1

+

5

+

6

+

7

+

8

+

9

+

10

Проверьте свои знанияСреди предложений 1–10 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения. – 

Слайд 23Проверьте свои знания

Среди предложений 1–5 найдите сложное предложение с бессоюзной

и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
– 

Он чего-то не хотел, а они грозились, пугали его. (47..Таня!  Загляни в шкатулку!
–  Нету, – тихо сказала Таня. –  Похоронка на месте, фотографии, а писем нет.
Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней. Он угас, умер, погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда. Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…

+

1

3

8

4

2

5

6

7

Проверьте свои знанияСреди предложений 1–5 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите

Слайд 24Проверьте свои знания

Среди предложений 1–5 найдите сложные предложения с  бессоюзной

и союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номера

этих предложений.

Краб был страшно большой и плоский, и, присмотревшись, на нём можно было разглядеть бугры и колючки, какие-то швы, зубчатые гребешки. Если его засушить, получится, наверное, прекрасный сувенир! (4…Краб неделю просидел под кроватью. Он сидел всё в одном и том же месте, около ножки кровати, и, когда кто-нибудь наклонялся над ним, он с грозным бессилием выставлял вперёд зазубренную клешню. (6…)На третий день около усов показалась пена, но, когда Зыбин к нему притронулся, краб пребольно, до крови, заклешнил ему палец. 

+

2

4

3

1

+

5

Проверьте свои знанияСреди предложений 1–5 найдите сложные предложения с  бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью между

Слайд 25Оцените свою работу
на уроке

МОЛОДЦЫ!
Знания прочные:
можно работать с тестом
БУДЬТЕ


ВНИМАТЕЛЬНЫ
Было много ошибок:
нужно повторить правило

Оцените свою работу на урокеМОЛОДЦЫ!Знания прочные: можно работать с тестомБУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫБыло много ошибок: нужно повторить правило

Слайд 26Всем
спасибо
за работу!

Всемспасибоза работу!

Слайд 27Иванова Ю.С. Русский язык: помощь в подготовке к сдаче практического

экзамена. – М.: Тригон, 2013.

Макарова Б.А. Абсолютная орфографическая грамотность за

30 дней. – М.: АСТ Астрель, 2014.

3. Новикова Л.И. Пособие для подготовки к школьников к централизированному тестированию. – М.: Экзамен, 2014.

4. Федеральный институт педагогических измерений: http://opengia.ru/subjects/russian-9/topics/6?page=3

Использованный материал

Иванова Ю.С. Русский язык: помощь в подготовке к сдаче практического экзамена. – М.: Тригон, 2013.Макарова Б.А. Абсолютная

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика