МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия
Бессоюзная и союзная связь
между
частями сложного предложенияГотовимся к ОГЭ
по русскому языку
в 9 классе
Готовимся к ОГЭ
по русскому языку
в 9 классе
ЦЕЛЬ УРОКА:
Чтобы выполнить это задание,
попробуйте составить
алгоритм действия
бессоюзная связь: части сложного предложения связаны без союзов, по смыслу
подчинительная связь: от
главного предложения придаточному можно задать вопрос; союзы и союзные слова: ЧТО,
КОГДА, КАК, ЕСЛИ, ТАК КАК, ПОТОМУ ЧТО, БУДТО,КОТОРЫЙ …
То [ солнце тусклое блестит ], то [ туча чёрная висит ].
Не то [ светало, не то [ темнело ].
[ Я вернулся в город] , ( где прошло моё детство).
( Если открыть окно) , [комната наполнится ароматом летних цветов].
[ Отец, ( когда вернулся с рыбалки ), похвастался невиданным уловом ].
Виды придаточных предложений.
+
2
3
4
1
5
+
2
3
4
6
5
1
Этих реплик хватило для того, чтобы суматошная, искрящаяся мысль о побеге с урока вспыхнула молнией. (7) Наш класс считался образцовым, в нём учились восемь отличников, и было нечто забавно-пикантное в том, что именно мы, добропорядочные, примерные дети, странной, необычной выходкой поразим всех учителей, украсив тусклую однотонность школьных будней яркой вспышкой сенсации. От восторга и от тревоги ёкало сердце, и, хотя никто не знал, во что выльется наше приключение, обратной дороги уже не было.
+
3
2
1
+
2
4
3
1
+
5
+
2
3
4
6
5
1
На мостике стояли капитан Замятин, начальник экспедиции и несколько человек из команды. С напряжёнными, сосредоточенными лицами они глядели на море и небо. Все понимали, что суда проходят теперь особенно опасный участок Баренцева моря: в любую минуту может вынырнуть из глубины перископ подводной лодки, а в небе появиться фашистский самолёт. Эта собранность моряков передалась ребятам: они стали сдержаннее. Десятки глаз следили за поверхностью беспокойного моря, за серыми, быстро бегущими облаками.
+
2
4
3
5
1
+
2
3
4
5
6
1
7
+
2
6
4
3
5
1
+
2
3
4
5
1
+
2
4
3
6
5
1
Старик разгладил длинную бороду.
— Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово. Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Старик, наклонившись к самому уху мальчика, прошептал что-то.
1
2
3
4
+
5
1
+
2
4
1
5
3
+
2
3
4
1
+
5
+
6
+
7
+
8
+
9
+
10
+
1
3
8
4
2
5
6
7
Краб был страшно большой и плоский, и, присмотревшись, на нём можно было разглядеть бугры и колючки, какие-то швы, зубчатые гребешки. Если его засушить, получится, наверное, прекрасный сувенир! (4…Краб неделю просидел под кроватью. Он сидел всё в одном и том же месте, около ножки кровати, и, когда кто-нибудь наклонялся над ним, он с грозным бессилием выставлял вперёд зазубренную клешню. (6…)На третий день около усов показалась пена, но, когда Зыбин к нему притронулся, краб пребольно, до крови, заклешнил ему палец.
+
2
4
3
1
+
5
Использованный материал
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть