Разделы презентаций


Подготовка к ГИА

Исходный текст – (1)Бабуля, это к тебе, – сказала Танечка, входя в квартиру в сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика. (2)Слепая Анна

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 ГИА 2012
Задание С2.1

ГИА 2012   Задание С2.1

Слайд 2Исходный текст

– (1)Бабуля, это к тебе, – сказала Танечка, входя в

квартиру в сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика. (2)Слепая Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, что ребятишки застенчиво жмутся у порога.
– (3)Проходите в комнату и рассказывайте, по какому делу пришли, – сказала она.
– (4)Ваша внучка Таня рассказала, что у вас на войне убили сына и что он вам писал письма. (5)А мы взяли почин: «Нет неизвестных героев». (6)И ещё она сказала, что вы ослепли от горя.
(7)Мальчик выпалил всё одним духом и замолчал.
(8)Анна Федотовна уточнила:
– (9)Сын успел написать всего одно письмо. (10)А второе написал после его смерти его товарищ.
(11)Она протянула руку, взяла с привычного места папку и открыла её. (12)Дети недолго пошушукались, и большая девочка сказала с нескрываемым недоверием:
– (13)Это же всё ненастоящее!
– (14)Правильно, это копии, потому что настоящими письмами я очень дорожу, – пояснила Анна Федотовна, хотя ей не очень-то понравился тон. – (15)Откройте верхний ящик комода. (16)Достаньте деревянную шкатулку и передайте её мне.
Исходный текст         – (1)Бабуля, это к тебе, – сказала

Слайд 3 (17)Когда ей положили на

руки шкатулку, она открыла её, бережно достала бесценные листочки. (18)Дети

долго разглядывали документы, шептались, а потом мальчик нерешительно сказал:
– (19)Вы должны передать эти документы нам. (20)Пожалуйста.
– (21) Эти письма касаются моего сына, почему же я должна передать их вам? – почти весело удивилась она.
– (22)Потому что у нас в школе создают музей ко Дню великой Победы.
– (23)Я с удовольствием отдам вашему музею копии этих писем.
– (24)А зачем нам ваши копии? – с вызывающей агрессией вдруг вклинилась в разговор старшая девочка, и Анна Федотовна подивилась, каким официально-нечеловеческим может стать голос ребёнка. – (25)Музей не возьмёт копии.
– (26)Не возьмёт, и вы не берите. – (27)Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии. – (28)И пожалуйста, верните мне все документы.
(17)Когда ей положили на руки шкатулку, она открыла её, бережно достала

Слайд 4 (29)Они

молча отдали ей письма и похоронку. (30)Анна Федотовна ощупала каждый

листок, удостоверилась, что они подлинные, аккуратно сложила в шкатулку и сказала:
– (31)Мальчик, поставь шкатулку на место. (32)И задвинь ящик плотно, чтобы я слышала.
(33)Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её, удивил и обидел.
– (34)Трус несчастный, – вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая девочка. – (35)Только пикни у нас.
– (36)Всё равно нельзя, – горячо и непонятно зашептал мальчик.
– (37)Молчи лучше! – оборвала его девочка. – (38)А то мы тебе такое устроим, что наплачешься.
(39)Но и этот громкий голос пролетел, видимо, мимо сознания Анны Федотовны. (40)Она ждала скрипа задвигаемого ящика, вся была сосредоточена на этом скрипе и, когда наконец он раздался, вздохнула с облегчением:
– (41)Ступайте, дети. (42)Я очень устала.
(43)Делегация молча удалилась.
(29)Они молча отдали ей письма и похоронку. (30)Анна

Слайд 5 (44)Горечь и не

очень понятная обида скоро оставили Анну Федотовну...

(45)Вечером внучка как обычно читала ей письмо сына, но Анна Федотовна вдруг проговорила:
– (46)Он чего-то не хотел, а они грозились, пугали его. (47)Таня! (48)Загляни в шкатулку!
– (49)Нету, – тихо сказала Таня. – (50) И похоронка на месте, и фотографии, а писем нет.
(51)Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней. (52)Он угас, умер, погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда. (53)Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…
(По Б. Васильеву)
(44)Горечь и не очень понятная обида скоро оставили Анну Федотовну...

Слайд 6Формулировка задания
Напишите сочинение-рассуждение,

приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь

языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Аргументируя свой ответ, приведите по 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего 2 примера).
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложе-ний или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистичес-ком стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Г.Степанова.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Формулировка  задания      Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста

Слайд 7Теория

Лексика – словарный

состав языка


Грамматика – раздел языкознания,

изучающий свойства слов, изменения слов, соединение слов в словосочетания и предложения
Морфология + синтаксис
Теория      Лексика – словарный состав языка     Грамматика –

Слайд 8 Лексические и грамматические

понятия
Лексическое значение слова
Однозначные

и многозначные слова
Прямое и переносное значение слова
Омонимы, синонимы, антонимы
Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении
Историзмы, архаизмы, неологизмы
Заимствованные слова
Фразеологизмы


Части речи, морфологические (род, число, падеж, разряды, время, лицо, вид, наклонение, склонение, спряжение, неизменяемость) и синтаксические признаки
Строение и значение синтаксических единиц: словосочетания и предложе-ния (члены предложения, виды предложений, осложня-ющие элементы, виды придаточных, способы передачи чужой речи и т. д.)


Лексические  и  грамматические

Слайд 9Тезис

Г. Степанов, известный русский лингвист, считает: «Словарь языка свидетельствует,

о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.


Тезис          Г. Степанов, известный русский лингвист, считает: «Словарь

Слайд 10Аргументы
Все слова «словаря языка»

имеют собст-венное лексическое значение, с помощью которого мы передаём свои

мысли собесед-нику. Слова соединяются в синтаксические единицы – словосочетания, предложения, текст. Знание их строения помогает форми-ровать умение логически стройно выражать наши мысли.

Аргументы     Все слова «словаря языка» имеют собст-венное лексическое значение, с помощью которого мы

Слайд 11Контекст №1
– (3)Проходите

в комнату и рассказы-вайте, по какому делу пришли, – сказала

она.
– (4)Ваша внучка Таня рассказала, что у вас на войне убили сына и что он вам писал письма. (5)А мы взяли почин: «Нет неизвестных героев».

Контекст №1       – (3)Проходите в комнату и рассказы-вайте, по какому делу

Слайд 12Пример №1

Возьмём, например, предложение 4. Это сложноподчинённое

предложение с прида-точными дополнительными. В тексте оно служит средством передачи косвенной речи. Главное предложение – это слова автора, а придаточные передают содержание чужой речи. То есть мы узнаём, кто говорил (внучка Таня) и что говорил (убили сына, он писал матери письма).

Пример №1            Возьмём, например, предложение 4.

Слайд 13Вывод

Таким образом, лексика и грам-матика действительно свидетельст-вуют, о чём и

как думают люди.




Вывод          Таким образом, лексика и грам-матика действительно свидетельст-вуют,

Слайд 14Образец сочинения №1
Г. Степанов,

известный русский лингвист, считает: «Сло-варь языка свидетельствует, о чём думают

люди, а граммати-ка – как они думают». Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.
Все слова «словаря языка» имеют собственное лексическое значение, с помощью которого мы передаём свои мысли собе-седнику. Слова соединяются в синтаксические единицы – сло-восочетания, предложения, текст. Знание их строения помога-ет формировать умение логически стройно выражать наши мысли.
Возьмём, например, предложение 4. Это сложноподчинён-ное предложение с придаточными дополнительными. В тексте оно служит средством передачи косвенной речи. Главное предложение – это слова автора, а придаточные передают со-держание чужой речи. То есть мы узнаём, кто говорил (внуч-ка Таня) и что говорил (убили сына, он писал матери письма).
Таким образом, лексика и грамматика действительно свидетельствуют, о чём и как думают люди. (116 слов)
Образец сочинения №1      Г. Степанов, известный русский лингвист, считает: «Сло-варь языка свидетельствует,

Слайд 15Контекст №2
– (1)Бабуля,

это к тебе, – сказала Танечка, входя в квартиру в

сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика.(2)Слепая Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, что ребятишки застенчиво жмутся у порога.
(12)Дети недолго пошушукались, и большая девочка сказала с нескрываемым недоверием:
(43)Делегация молча удалилась.

(39)Но и этот громкий голос пролетел, видимо, мимо сознания Анны Федотовны. (40)Она ждала скрипа задвигаемого ящика, вся была сосредоточена на этом скрипе и, когда наконец он раздался, вздохнула с облегчением:

Контекст №2       – (1)Бабуля, это к тебе, – сказала Танечка, входя

Слайд 16Пример №2
Возьмём, например,

синонимы – слова, различ-ные по звучанию, но близкие по лексическому

зна-чению. В данном тексте «двух девочек и одного серьёзного мальчика» автор называет «ребятишки», «дети» и даже «делегация» (предложения 2, 12, 43). Эти слова помогают понять, как менялось отноше-ние автора и героини к пришедшим ребятам. Сино-нимы «Анна Федотовна» и «она» связывают предло-жения 39 и 40 и тоже позволяют избежать неоправ-данных повторов одного и того же слова.
Пример №2      Возьмём, например, синонимы – слова, различ-ные по звучанию, но близкие

Слайд 17Образец сочинения №2
Г.

Степанов, известный русский лингвист, считает: «Словарь языка свидетельствует, о чём

думают люди, а грамматика – как они думают». Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.
Все слова «словаря языка» имеют собственное лексическое значение, с помощью которого мы передаём свои мысли собеседнику. Слова соединя-ются в синтаксические единицы – словосочетания, предложения, текст. Знание их строения помогает формировать умение логически стройно выражать наши мысли.
Возьмём, например, синонимы – слова, различные по звучанию, но близкие по лексическому значению. В данном тексте «двух девочек и одного серьёзного мальчика» автор называет «ребятишки», «дети» и даже «делегация» (предложения 2, 12, 43). Эти слова помогают понять, как менялось отношение автора и героини к пришедшим ребятам. Синонимы «Анна Федотовна» и «она» связывают предложения 39 и 40 и тоже позволяют избежать неоправданных повторов одного и того же слова.
Таким образом, лексика и грамматика действительно свидетельствуют, о чём и как думают люди. (132 слова)
Образец сочинения №2       Г. Степанов, известный русский лингвист, считает: «Словарь языка

Слайд 18Контекст №3
(29)Они молча отдали ей письма и

похоронку. (30)Анна Федотовна ощупала каждый листок, удостоверилась, что они подлинные,

аккуратно сложила в шкатулку и сказала:
– (31)Мальчик, поставь шкатулку на место.
Контекст №3   (29)Они молча отдали ей письма и похоронку. (30)Анна Федотовна ощупала каждый листок, удостоверилась,

Слайд 19Пример №3

В качестве примера возьмём предложение 30.

Глаголы «ощупала», «удостоверилась», «сложила» и «сказала» обозначают в нём последовательные дей-ствия героини. Они относятся к одному слову (Анна Федотовна), отвечают на один вопрос (что сделала?), занимают позицию одного члена предложения (ска-зуемого), то есть являются однородными членами. Предложения с однородными членами характеризу-ются большей выразительностью, так как содержат больше информации о действительности.
Пример №3            В качестве примера возьмём

Слайд 20Образец сочинения №3
Г.

Степанов, известный русский лингвист, считает: «Словарь языка свидетельствует, о чём

думают люди, а грамматика – как они думают». Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.
Все слова «словаря языка» имеют собственное лексическое значение, с помощью которого мы передаём свои мысли собеседнику. Слова соединя-ются в синтаксические единицы – словосочетания, предложения, текст. Знание их строения помогает формировать умение логически стройно выражать наши мысли.
В качестве примера возьмём предложение 30. Глаголы «ощупала», «удо-стоверилась», «сложила» и «сказала» обозначают в нём последовательные действия героини. Они относятся к одному слову (Анна Федотовна), отве-чают на один вопрос (что сделала?), занимают позицию одного члена пред-ложения (сказуемого), то есть являются однородными членами. Предложе-ния с однородными членами характеризуются большей выразительнос-тью, так как содержат больше информации о действительности.
Таким образом, лексика и грамматика действительно свидетельствуют, о чём и как думают люди. (157 слов)
Образец сочинения №3       Г. Степанов, известный русский лингвист, считает: «Словарь языка

Слайд 21Задание для самостоятельной работы

Напишите доказательную часть
сочинения-рассуждения,
используя следующие примеры:

1. предложение 5
или
2. предложение 11.

Задание  для самостоятельной работы

Слайд 22Использованные материалы
Русский язык. Теория. 5-9 кл.: учеб. для обще-образоват. учреждений

/ В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. – М.: Дрофа,

2012. – 319с.
http://www.fipi.ru (Демоверсия КИМ ГИА - 9 2012 г.)
Использованные материалыРусский язык. Теория. 5-9 кл.: учеб. для обще-образоват. учреждений / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика