Слайд 2Скажи мне - и я забуду,
Покажи мне - и я
запомню.
Дай мне действовать самому -
и я научусь.
(Китайская мудрость)
Слайд 3Тема: “Учимся писать разделительный
твёрдый знак.”
Тип урока: изучение нового материала
Урок проведён
во 2 классе.
Предмет: русский язык.
Преподаватель: Гусакова Л.Н.
Слайд 4
В школу мы пришли учиться,
В жизни это пригодится!
Тот, кто хочет
много знать,
Должен сам всё постигать!
Согласны ли вы с его содержанием?
Как
вы понимаете слова о том, что учение пригодится в жизни?
Выделите главное слово в последней строке и объясните свой выбор.
Слайд 5На доске написаны слова:
поёт, подъезд, принёс, печка.
Прочитайте слова
на доске. Найдите среди них лишнее. Докажите.
Вспомним, как правильно писать
букву “Ъ”.
Соединим “Ъ” с другими буквами.
(Анализ соединений. Запись по 1 с образца)
Догадайтесь, о чем пойдет сегодня речь на уроке.
Что бы вы хотели узнать о “Ъ” ?
Сформулируйте тему нашего урока.
Какую цель поставим перед собой?
Слайд 6Правила работы в группе:
В группе должен быть ответственный.
Работать должен каждый
на общий результат.
Один говорит, другие слушают.
Свое несогласие высказывай вежливо.
Если не
понял - переспроси.
Слайд 7Распределите слова в 2 группы, обозначив каждую группу своим цветом.
ПОЕХАЛ
ОТЪЕХАЛА
СЪЯЗВИТЬ
ЗАЯВИМ
ПРИЁМ
ОБЪЁМ
НАЕЗД
ПРЕДЪЮБИЛЕЙНЫЙ
Слайд 8Распределите слова в 2 группы, обозначив каждую группу своим цветом.
ПОЕХАЛ
ОТЪЕХАЛА
СЪЯЗВИТЬ
ЗАЯВИМ
ПРИЁМ
ОБЪЁМ
НАЕЗД
ПРЕДЪЮБИЛЕЙНЫЙ
Слайд 9
Чем похожи слова первого и второго столбика?
(В каждом
слове есть приставка.)
Выделим приставки.
Выполним транскрипцию слов
ПОЕХАЛ и ОТЪЕХАЛА.
Слайд 10 [ПАЙ’Э́ХАЛ]
поехал
приём
наезд
заявим
[АТЙ’Э́ХАЛА]
отъехала
объём
предъюбилейный
съязвить
Слайд 11В словах ПОЕХАЛ и ОТЪЕХАЛА встречается
звук [Й’] .
Встречается
ли этот звук в других словах?
Какими буквами он обозначен? (е,
ё, ю, я)
В словах первого и второго столбика
слышим звук [Й’] .
Почему в первом столбике нет “Ъ”, а во втором – есть?
Слайд 12Обратим внимание на приставки.
Что можно сказать о приставках первой группы?
(Оканчиваются на гласную букву.)
Второй группы ?
(Оканчиваются на
согласную букву.)
Учащиеся делают вывод:
“Ъ” пишется после приставок, которые оканчиваются на согласную букву.
Слайд 13Назовите гласные буквы, с которых начинается корень в словах с
“Ъ”? (е, ё, ю, я)
Какие еще гласные буквы вы знаете?
(а, о, у, э, ы, и)
Нужен ли будет в словах Ъ, если корень начинается с гласных а, о, у, э, ы, и?
Давайте проверим наши предложения.
Попробуем образовать слова с помощью приставки
об- и слов “учить”, “ездить”, “играть”, “являть”.
Игра “В гости ходит твёрдый знак”.
Сделаем вывод. (В словах, корень которых начинается с других гласных , нет звука [Й’].)
Слайд 14Попробуем обобщить наши знания.
Определим место и роль ” Ъ”
в словах.
На доске конструируем правило:
Какую роль выполняет ” Ъ”
в словах?
(Разделяет согласную от гласной.)
Зачем? (Чтобы услышать звук [Й’].)
Как можно назвать ” Ъ” ? (разделительный)
согл.
Ъ
е
ё
ю
я
Слайд 17Упражнение №3
об-, под-, с-,
от-, в-, из-, без-
объезд
подъезд
съезд
съехать
объяснить
Упражнение №3
(тетрадь с. 86)
Контроль
и самоконтроль
Слайд 18
Подводим итог урока и обсуждаем следующие вопросы:
Какие цели мы ставили
перед собой на уроке?
Достигли этих целей?
Что получилось сегодня в работе?
Что
не получилось? Почему?
Как вы думаете, какой материал мы будем изучать на следующем уроке?
Что нужно сделать, чтобы на следующем уроке всё получилось?