Разделы презентаций


"Словарная работа на уроках русского языка как один из путей развития речи и обогащения словарного запаса учащихся"

Содержание

«Для всего, что существует в природе, - воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождя, лесов, болот, рек и озёр, лугов и полей, цветов и трав,- в русском языке есть великое множество хороших

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Словарная работа
на уроках русского языка
как один из путей

развития речи и обогащения словарного запаса учащихся.
Тимиркина Светлана Евгеньевна

Учитель русского

языка
и литературы
МОУ Телешовской основной общеобразовательной школы
Словарная работа на уроках русского языка как один из путей развития речи и обогащения словарного запаса учащихся.Тимиркина

Слайд 2«Для всего, что существует в природе, - воды, воздуха, неба,

облаков, солнца, дождя, лесов, болот, рек и озёр, лугов и

полей, цветов и трав,- в русском языке есть великое множество хороших слов и названий».

К. Паустовский

«Для всего, что существует в природе, - воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождя, лесов, болот, рек и

Слайд 3«Сотни слов, родных и метких,
Сникнув, голос потеряв.
Взаперти как птицы в

клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни,
Чтобы

речь - людское чудо –
Не скудела в наши дни».

Вадим Шефнер

«Сотни слов, родных и метких,Сникнув, голос потеряв.Взаперти как птицы в клетках,Дремлют в толстых словарях.Ты их выпусти оттуда,В

Слайд 4
Слово рассматривается в четырёх аспектах
Орфоэпический (написанное на доске слово должно

прозвучать);
Лексический ( выяснение значения слова);
Орфографический (учимся писать это слово);
В контексте

с другими словами (составляем словосочетания или предложения).
Слово рассматривается в четырёх аспектахОрфоэпический (написанное на доске слово должно прозвучать);Лексический ( выяснение значения слова);Орфографический (учимся писать

Слайд 5Основные приёмы семантизации
Указание на род и видовой признак;
Обращение к лексическому

значению исходного слова и значению словообразовательной морфемы.

Основные приёмы семантизацииУказание на род и видовой признак;Обращение к лексическому значению исходного слова и значению словообразовательной морфемы.

Слайд 6Проталина – это место, где протаял снег, и открылась земля

место,

где от снега открылась земля
Проталина – протаять.

Проталина – это место, где протаял снег, и открылась земляместо, где от снега открылась земляПроталина – протаять.

Слайд 7Сопоставление неизвестного слова с известным – синонимом или антонимом.

Использование наглядности

(рисунок, схема или сам предмет) для общего представления лексического слова.

Подбор

однокоренных слов и подбор слов на смысловую тему.

Однозначное или многозначное слово.

Дополнительные приёмы семантизации

Сопоставление неизвестного слова с известным – синонимом или антонимом.Использование наглядности (рисунок, схема или сам предмет) для общего

Слайд 8 «Объясни разницу»
Прогресс и регресс.

«Объясни разницу»Прогресс и регресс.

Слайд 9Вариант задания для всестороннего анализа слова
указать лексическое значение слова;

составить словосочетание по схеме «прилагательное + существительное» или «глагол +

существительное»;
Подобрать синонимы (если они есть);
определить употребляется ли слово в переносном значении (если да, то привести пример);
Произвести фонетический разбор;
Указать часть речи и грамматические признаки;
Разобрать слово по составу и подобрать не менее пяти однокоренных слов. Среди них выделить слово в котором были бы корень, суффикс, окончание);
Указать стилистическое качество слова (разговорное, научное и т.д.);
В родственных словах указать «интересные» орфограммы и объяснить их правописание.


Вариант задания для всестороннего анализа слова указать лексическое значение слова; составить словосочетание по схеме «прилагательное + существительное»

Слайд 10Снег – атмосферные осадки (лексическое значение);
Белый снег;
У слова снег

нет синонимов;
В переносном смысле не употребляется;
Снег – односложное слово;
С -

[с] – согласный, глухой, твёрдый
Н - [н'] – согласный, звонкий, непарный мягкий
Е - [э] – гласный
Г - [к] – согласный, глухой, твёрдый;
Снег – снежный, снеговик, снежок, снегирь, подснежник;
Слово подснежник образовано морфологическим способом из сочетания под снегом путём одновременного присоединения приставки под- и суффикса –ник;
Слово снег нейтральное, может употребляться в любом стиле.
Снежок – безударная гласная проверяется: снег; ударение падает на последний слог, значит, надо писать после шипящей не е, а о.

Снег – атмосферные осадки (лексическое значение); Белый снег;У слова снег нет синонимов;В переносном смысле не употребляется;Снег –

Слайд 11Виды упражнений

Орфоэпический диктант

Ровесник, президиум, приоритет, каталог, мельком, красивее, свёкла.
Расставить ударение

и правильно их прочитать.

«Выбери словечко»
дОсуг или досУг, фОрзац или форзАц,

нАчал или начАл, квАртал или квартАл, звОнит или звонИт,
стОляр или столЯр.
Виды упражненийОрфоэпический диктантРовесник, президиум, приоритет, каталог, мельком, красивее, свёкла.Расставить ударение и правильно их прочитать.«Выбери словечко»дОсуг или досУг,

Слайд 12«Угадай слово»
Раздел науки о языке, который изучает части речи (Морфология)
Коллективная

спортивная игра на льду с шайбой (хоккей)
Плавучая ледяная гора, от

коловшаяся от прибрежного ледника (айсберг)
Объявление о спектакле, концерте, вывешиваемое в публичных местах (афиша)

Игра «Лингвистическое лото»


«Одно из двух»
Долго плутали мы в … (темном, мрачном) лесу. Наконец набрели на … (старую, ветхую) избушку. … (оглушительный, громкий) выстрел разорвал тишину.

«Угадай слово»Раздел науки о языке, который изучает части речи (Морфология)Коллективная спортивная игра на льду с шайбой (хоккей)Плавучая

Слайд 13«Составь пару»







извлекать выгоду
бездельничать
кот наплакал
мутить воду
бить баклуши
мало
«Объясни разницу»
Представить – предоставить, пребывание

– прибывание, одеть – надеть, экономный – экономичный.

«Составь пару»извлекать выгодубездельничатькот наплакалмутить водубить баклушимало«Объясни разницу»Представить – предоставить, пребывание – прибывание, одеть – надеть, экономный –

Слайд 14Зрительный диктант

Зрительный диктант

Слайд 15Творческий диктант
«Бюро находок»
«Зима»
Слова: оттепель, начал таять, заснеженный, трескучий мороз, капель,

завьюжило, солнечный, иней, короткий, лёгкий ветерок, ручейки.

«Голоса птиц»
Слова: барабанить, выть,

бормотать, чирикать, трещать, щебетать, курлыкать, рычать, свистеть, хрюкать.

«Замени близким по смыслу прилагательным»
Человек с эмоциями - …
Рассказ с юмором - …
Шляпа изо льна - …
Жидкость без цвета - ..
Ночь без сна - …
Человек без страха - …

Творческий диктант«Бюро находок»«Зима»Слова: оттепель, начал таять, заснеженный, трескучий мороз, капель, завьюжило, солнечный, иней, короткий, лёгкий ветерок, ручейки.«Голоса

Слайд 16УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ СТИЛЕЙ РЕЧИ
Среди данных слов – синонимов назовите

книжные слова, употребляющиеся в официально-деловом стиле: советовать – рекомендовать, приезжать

– прибывать, не разрешается – воспрещается, терять – утрачивать.
К данным книжным словам подберите и запишите нейтральные синонимы: безотлагательно, оповещать, близлежащий, расточить, возмездие.
В каких ситуациях вы употребили бы слова – синонимы: просить, ходатайствовать, клянчить, попрошайничать; сообщать, уведомлять, рассказать, растрезвонить.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ СТИЛЕЙ РЕЧИСреди данных слов – синонимов назовите книжные слова, употребляющиеся в официально-деловом стиле: советовать

Слайд 17«Игра «Кто больше»
Кто больше и лучше расскажет о слове.

Слова: претензия,

орнамент, коллекция, реформа, трибуна, экземпляр, поражение.




Сочинение – миниатюра

Слова :рюкзак, завтрак,

фотоаппарат, вокзал, касса, шоссе, карабкаться, чувствовать, коллекция, гербарий, стрекоза, ромашка, бинокль, котелок, вагон, маршрут.


«Игра «Кто больше»Кто больше и лучше расскажет о слове.Слова: претензия, орнамент, коллекция, реформа, трибуна, экземпляр, поражение.Сочинение –

Слайд 18
Подбери подходящее по смыслу слово.
орнамент
интерьер
терраса
пейзаж

Подбери подходящее по смыслу слово.орнаментинтерьертеррасапейзаж

Слайд 19«Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, тёмно понимает

или вовсе не понимает его настоящего значения, всегда будет страдать

от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета»

К.Д. Ушинский
«Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, тёмно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения,

Слайд 20Спасибо
за внимание!

Спасибо   за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика