Слайд 1Словарная работа
на уроках русского языка
как один из путей
развития речи и обогащения словарного запаса учащихся.
Тимиркина Светлана Евгеньевна
Учитель русского
языка
и литературы
МОУ Телешовской основной общеобразовательной школы
Слайд 2«Для всего, что существует в природе, - воды, воздуха, неба,
облаков, солнца, дождя, лесов, болот, рек и озёр, лугов и
полей, цветов и трав,- в русском языке есть великое множество хороших слов и названий».
К. Паустовский
Слайд 3«Сотни слов, родных и метких,
Сникнув, голос потеряв.
Взаперти как птицы в
клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни,
Чтобы
речь - людское чудо –
Не скудела в наши дни».
Вадим Шефнер
Слайд 4
Слово рассматривается в четырёх аспектах
Орфоэпический (написанное на доске слово должно
прозвучать);
Лексический ( выяснение значения слова);
Орфографический (учимся писать это слово);
В контексте
с другими словами (составляем словосочетания или предложения).
Слайд 5Основные приёмы семантизации
Указание на род и видовой признак;
Обращение к лексическому
значению исходного слова и значению словообразовательной морфемы.
Слайд 6Проталина – это место, где протаял снег, и открылась земля
место,
где от снега открылась земля
Проталина – протаять.
Слайд 7Сопоставление неизвестного слова с известным – синонимом или антонимом.
Использование наглядности
(рисунок, схема или сам предмет) для общего представления лексического слова.
Подбор
однокоренных слов и подбор слов на смысловую тему.
Однозначное или многозначное слово.
Дополнительные приёмы семантизации
Слайд 8 «Объясни разницу»
Прогресс и регресс.
Слайд 9Вариант задания для всестороннего анализа слова
указать лексическое значение слова;
составить словосочетание по схеме «прилагательное + существительное» или «глагол +
существительное»;
Подобрать синонимы (если они есть);
определить употребляется ли слово в переносном значении (если да, то привести пример);
Произвести фонетический разбор;
Указать часть речи и грамматические признаки;
Разобрать слово по составу и подобрать не менее пяти однокоренных слов. Среди них выделить слово в котором были бы корень, суффикс, окончание);
Указать стилистическое качество слова (разговорное, научное и т.д.);
В родственных словах указать «интересные» орфограммы и объяснить их правописание.
Слайд 10Снег – атмосферные осадки (лексическое значение);
Белый снег;
У слова снег
нет синонимов;
В переносном смысле не употребляется;
Снег – односложное слово;
С -
[с] – согласный, глухой, твёрдый
Н - [н'] – согласный, звонкий, непарный мягкий
Е - [э] – гласный
Г - [к] – согласный, глухой, твёрдый;
Снег – снежный, снеговик, снежок, снегирь, подснежник;
Слово подснежник образовано морфологическим способом из сочетания под снегом путём одновременного присоединения приставки под- и суффикса –ник;
Слово снег нейтральное, может употребляться в любом стиле.
Снежок – безударная гласная проверяется: снег; ударение падает на последний слог, значит, надо писать после шипящей не е, а о.
Слайд 11Виды упражнений
Орфоэпический диктант
Ровесник, президиум, приоритет, каталог, мельком, красивее, свёкла.
Расставить ударение
и правильно их прочитать.
«Выбери словечко»
дОсуг или досУг, фОрзац или форзАц,
нАчал или начАл, квАртал или квартАл, звОнит или звонИт,
стОляр или столЯр.
Слайд 12«Угадай слово»
Раздел науки о языке, который изучает части речи (Морфология)
Коллективная
спортивная игра на льду с шайбой (хоккей)
Плавучая ледяная гора, от
коловшаяся от прибрежного ледника (айсберг)
Объявление о спектакле, концерте, вывешиваемое в публичных местах (афиша)
Игра «Лингвистическое лото»
«Одно из двух»
Долго плутали мы в … (темном, мрачном) лесу. Наконец набрели на … (старую, ветхую) избушку. … (оглушительный, громкий) выстрел разорвал тишину.
Слайд 13«Составь пару»
извлекать выгоду
бездельничать
кот наплакал
мутить воду
бить баклуши
мало
«Объясни разницу»
Представить – предоставить, пребывание
– прибывание, одеть – надеть, экономный – экономичный.
Слайд 15Творческий диктант
«Бюро находок»
«Зима»
Слова: оттепель, начал таять, заснеженный, трескучий мороз, капель,
завьюжило, солнечный, иней, короткий, лёгкий ветерок, ручейки.
«Голоса птиц»
Слова: барабанить, выть,
бормотать, чирикать, трещать, щебетать, курлыкать, рычать, свистеть, хрюкать.
«Замени близким по смыслу прилагательным»
Человек с эмоциями - …
Рассказ с юмором - …
Шляпа изо льна - …
Жидкость без цвета - ..
Ночь без сна - …
Человек без страха - …
Слайд 16УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ СТИЛЕЙ РЕЧИ
Среди данных слов – синонимов назовите
книжные слова, употребляющиеся в официально-деловом стиле: советовать – рекомендовать, приезжать
– прибывать, не разрешается – воспрещается, терять – утрачивать.
К данным книжным словам подберите и запишите нейтральные синонимы: безотлагательно, оповещать, близлежащий, расточить, возмездие.
В каких ситуациях вы употребили бы слова – синонимы: просить, ходатайствовать, клянчить, попрошайничать; сообщать, уведомлять, рассказать, растрезвонить.
Слайд 17«Игра «Кто больше»
Кто больше и лучше расскажет о слове.
Слова: претензия,
орнамент, коллекция, реформа, трибуна, экземпляр, поражение.
Сочинение – миниатюра
Слова :рюкзак, завтрак,
фотоаппарат, вокзал, касса, шоссе, карабкаться, чувствовать, коллекция, гербарий, стрекоза, ромашка, бинокль, котелок, вагон, маршрут.
Слайд 18
Подбери подходящее по смыслу слово.
орнамент
интерьер
терраса
пейзаж
Слайд 19«Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, тёмно понимает
или вовсе не понимает его настоящего значения, всегда будет страдать
от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета»
К.Д. Ушинский