Слайд 1Подготовка к ЕГЭ
(Задания 20-24)
Щербакова Е.В.
МАОУ СОШ № 2
Слайд 2Задание 20.
Смысловая и композиционная целостность текста.
Какие из высказываний соответствуют
содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Подходы к участку обороны у
подножия Мамаева кургана днём насквозь простреливались противником.
2) Василий Конаков был командиром взвода.
3) В пятой роте, которой командовал Конаков, было три человека.
4) Конаков вдвоём со старшиной отбивал по несколько атак в день.
5) Василий Конаков часто встречался с рассказчиком после войны.
Слайд 3Задание 20
Задание интерпретировать высказывание автора (или героя текста) направлено на
проверку понимания одного конкретного высказывания. Часто такие высказывания содержат тропы,
то есть средства речевой выразительности, передающие мысль образно.
Слайд 4Задание 20
Совет:
Даже если задание не показалось вам сложным, не
выполняйте его в спешке, потому что оно требует тщательности.
Даже если
вам показалось, что верным ответом является первый предложенный вариант, обязательно проанализируйте все последующие варианты. Возможно, ваше мнение относительно правильности ответа изменится.
Слайд 5Задание 21.
Функционально-смысловые типы речи
Какие из перечисленных утверждений являются верными?
Укажите номера ответов.
1) Предложения 4—5 содержат описание.
2) В предложениях 22—23
содержится рассуждение.
3) Предложения 24—25 содержат повествование.
4) Предложения 37—41 содержат элементы описания.
5) В предложении 43 присутствует элемент описания.
Слайд 6Описание
Это чаще всего характеристика. Такой текст описывает место, обстоятельство, участников
событий, внешность, состояние человека или обстановки, в которой происходят события.
Самым типичным примером описания являются описания природы в художественной литературе. Описание невозможно без информации о признаках описываемого объекта. Поэтому описания насыщены прилагательными, выражающими признаки предмета, причастными оборотами, выражающими признак предмета по действию. В них часто используют назывные и безличные предложения. Для описаний характерно использование эпитетов, сравнений, метафор и других средств выразительности.
Слайд 7Повествование
сообщение о последовательности действий, о том, что происходило вначале, а
что потом, как развивались события. Во многих повествованиях выделяются этапы
развития событий, включающие начало, развитие, кульминацию, развязку. В таких текстах может быть много наречий, называющих признак действия, деепричастий и деепричастных оборотов, выражающих добавочные действия, а также глаголов, особенно глаголов СВ в прошедшем времени. Примером может служить краткий пересказ сюжета фильма или книги.
Слайд 8Рассуждение
тип текста, представляющий размышление, объяснение, доказательство точки зрения говорящего. Для
рассуждения характерны следующие компоненты содержания: тезис, аргументация, вывод. Рассуждения содержат
вводные слова, передающие связь и последовательность мыслей, такие как: во-первых, во-вторых, с одной стороны, с другой стороны, итак, значит, следовательно и другие подобные. Рассуждение используется для изложения и обоснования точки зрения, особенно при выражении отношения к чему-либо. Представьте себе, что вы столкнулись с проблемой. Обдумывание ситуации, анализ всех за и против, принятие решения и будут выражены в форме рассуждения.
Слайд 9Задание 22. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты.
Группы слов по происхождению и употреблению
Из предложений 25—34 выпишите синонимы
(синонимическую пару).
Слайд 10Задание 22
Для выполнения задания 22 необходимо понимать значение терминов:
прямое —
переносное значение слова,
синоним,
антоним,
контекстные синонимы, контекстные антонимы,
фразеологизм
Слайд 11
Задание 23.
Средства связи предложений в тексте
Среди предложений 1—8 найдите
такое, которое связано с предыдущим с помощью притяжательного местоимения. Напишите
номер этого предложения.
Слайд 12Задание 23
Задание 23 посвящено средствам связи предложений в тексте. Чтобы
выполнить это задание, нужно осознать, что текст — это не
набор случайных предложений. Его целостность не только смысловая. Она выражена языковыми средствами разных уровней.
Для этой цели служат союзы, повторы синтаксических конструкций (синтаксическое средство), повторы, вводные слова (лексическое средство), местоимения, повторы морфологических форм (морфологическое средство) и др.
Слайд 13Задание 24.
Речь. Языковые средства выразительности.
Для того чтобы перенести читателя
в военное время, В. П. Некрасовым наряду с лексикой тематической
группы «Война» («землянка», «пулемёты», «блиндаж», «шинель») используются и (А )__________ («клетушка», «помаленьку», «парень»). Автор скуп на развёрнутые описания. Тем выразительнее редкие тропы. Так, описывая оборону участка, автор использует троп — (Б) __________ («кровавые бои» в предложении 2, «отвратительными подходами» в предложении 3). Усиливает эффект от прочитанного (В) __________ («даже в голову не могло прийти» в предложении 36). Синтаксическое средство выразительности — (Г) __________ (предложение 37) — фиксирует внимание читателя на реалиях военного времени.
Слайд 14Список терминов:
1) эпитет
2) сравнительный оборот
3) восклицательные предложения
4) профессиональная лексика
5) фразеологизм
6)
лексический повтор
7) противопоставление
8) разговорная лексика
9) ряд однородных членов предложения
Слайд 15Задание 24
Задание формулируется в виде текста, названного фрагментом рецензии. В
нём якобы пропущены термины, которые нужно восстановить. Для справки даётся
список возможных терминов. Нужно понимать, что предложенный в качестве задания текст является искусственно созданным построением и никакого отношения к реальным рецензиям литературных критиков и литературоведов не имеет. Отвлекаться на содержание данных текстов-заданий не стоит. Напротив, я бы рекомендовала разделить текст на отдельные вопросы и последовательно на них ответить. Для ответов на вопросы нужно знать значения терминов.
Слайд 16Список терминов
Анафора (=единоначатие) - повторение слов или оборотов в начале
одного или нескольких предложений.
Антитеза – сопоставление противоположного.
Вопросно-ответная форма изложения –
изложение в виде последовательности: вопрос-ответ.
Слайд 17Список терминов
Восклицательное предложение – предложение, выражающее экспрессивность, эмоциональность, оценочность речи
говорящего. На письме в восклицательных предложений ставится восклицательный знак.
Гипербола
– преувеличение.
Градация – расположение однородных членов в порядке возрастания интенсивности признака, действия, состояния, количества и т.п., усиливающего эффект от перечисления.
Слайд 18Список терминов
Диалектизм – диалектное слово, употребление которого ограничено территориально, и
поэтому не входит в пласт общего литературного языка.
Инверсия –
изменение порядка слов с целью привлечь внимание к фразе или слову.
Слайд 19Список терминов
Индивидуально-авторское слово - авторский неологизм, слово, придуманное или образованное
автором текста.
Ирония - использование слов, высказываний с вложением в них
противоположного смысла.
Контекстные антонимы, контекстные синонимы – слова, служащие антонимами либо синонимами только в данном контексте, а в других контекстах ими не являющиеся.
Слайд 20Список терминов
Лексический повтор – повтор слова.
Литота – преуменьшение.
Метафора - перенос
значения по сходству.
Метонимия - перенос по смежности.
Слайд 21Ключи
20: 1, 3,4
21: 3, 4, 5
22: сложнотуготугосложно
23: 2
24: А8
Б1 В5 Г9
Слайд 22http://kolesnikovalud.ucoz.ru/_ph/4/342583940.jpg
http://chastnik.ru/upload/iblock/e73/e73fd7ff75f7a8b79f1b401170adaeaa.jpg
http://russkiy-na-5.ru/
http://dubovoe2011.okis.ru/img/dubovoe2011/DenBeguna2014/children-reading-books-clipart-317.png