Разделы презентаций


Практикум по подготовке к сжатому изложению

Содержание

Практикум по подготовке к сжатому изложениюГИА. Русский язык. Часть 1. Сжатое изложение. О сколько нам открытий чудныхГотовит просвещенья духИ опыт, сын ошибок трудных,И гений, парадоксов друг,И случай, бог изобретатель.А. С.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Работа учителя русского языка и литературы Люковец Ольги Анатольевны 2014 год

Работа учителя русского языка и литературы  Люковец Ольги Анатольевны

Слайд 2
Практикум по подготовке к сжатому изложению
ГИА. Русский язык. Часть 1.

Сжатое изложение.
О сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья

дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель.
А. С. Пушкин
Практикум по подготовке к сжатому изложениюГИА. Русский язык. Часть 1. Сжатое изложение.  О сколько нам открытий

Слайд 3Цели нашего занятия:
научиться выделять микротемы;
составлять план, собирать рабочие материалы;
использовать различные

приемы сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение).

ПОВТОРИМ!


Цели нашего занятия:научиться выделять микротемы;составлять план, собирать рабочие материалы;использовать различные приемы сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение).ПОВТОРИМ!

Слайд 4ПРИЁМЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА



Исключение подробностей и деталей
Обобщение конкретных, единичных явлений
Упрощение синтаксических

структур

ПРИЁМЫ СЖАТИЯ ТЕКСТАИсключение подробностей и деталейОбобщение конкретных, единичных явленийУпрощение синтаксических структур

Слайд 5Исключения

Исключать можно:
-вводные слова,
- однородные члены предложения,
-повторы,
-однотипные примеры,
-риторические вопросы, восклицания,
-цитаты,
-детали, не влияющие на ход мыслей,
-пояснения, описания, рассуждения,
-слова-предложения, которые могут быть удалены без ущерба для
текста.
При исключении необходимо:
Выделить главные (ключевые) с точки зрения основной мысли
текста слова.
Убрать подробности и детали.
Объединить полученное, используя основные средства связи между
предложениями

Исключения

Слайд 6Обобщение или объединение


1.Парцеллированные предложения.
2.Ряд предложений, связанных одной
мыслью.
3. Части сложных

предложений.
4.Конкретные единичные факты, события,
явления.
При объединении необходимо:
1.Найти в тексте мелкие

единичные факты.
2. Выявить общее.
3. Объединить факты на основе общего.
4. Сформулировать оставшееся в
предложения.


Обобщение или объединение1.Парцеллированные предложения.2.Ряд предложений, связанных одной мыслью.3. Части сложных предложений.4.Конкретные единичные факты, события, явления.При объединении необходимо:1.Найти

Слайд 7
Упрощение

Заменять можно:
-однородные предложения обобщающим словом;
- сложные предложения простыми;
части предложения или

ряд предложений
общим понятием или выражением;
- прямую речь косвенной;
-

часть текста одним предложением.
При замене необходимо:
-Найти слова, смысловые части или предложения,
которые можно сократить с помощью замены
обобщающим словом.
- Сформулировать данное предложение.

УпрощениеЗаменять можно:-однородные предложения обобщающим словом;- сложные предложения простыми;части предложения или ряд предложений общим понятием или выражением;- прямую

Слайд 8Исключение слов, словосочетаний, фрагментов предложений и целых предложений

Есть люди, которым

всё всегда ясно. Это они, по их же собственному мнению,

лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании – короче говоря, в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются, а потому и не способны совершить открытие, даже самое маленькое. Вообще, люди, которым всё ясно, - безнадежные люди.
(По В. И. Курбатову)


Есть люди, которым всё всегда ясно. Они, по их мнению, лучше всех разбираются в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются и не способны совершить открытие. Люди, которым всё ясно, - безнадёжные люди.


Прочитайте текст. Выделите второстепенную информацию

Исключение слов, словосочетаний, фрагментов предложений и целых предложенийЕсть люди, которым всё всегда ясно. Это они, по их

Слайд 9.
Языковое обобщение
замена однородных членов их обобщенным наименованием


Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами.
(С. Газарян)


Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не мешает.

.Языковое обобщениезамена однородных членов их обобщенным наименованием

Слайд 10 Выделяя микротемы текста, мы тем самым составляем

его план, хорошо составленный план – отличное подспорье для написания

изложения.

ПОПРОБУЕМ!
(Текст есть у вас на столах)

Микротема — тема каждой смысловой части текста, которая отражает часть общей темы, единой для всего текста.

Выделяя микротемы текста, мы тем самым составляем его план, хорошо составленный план – отличное

Слайд 12Попробуем на практике. Сократим первый абзац
Мамы

давно уже нет… А я всё ещё мысленно говорю: «Прости

меня, мама…» Она рассказывала близким, знакомым и даже не очень близким, какой у неё сын: очень хотела, чтобы люди ко мне хорошо относились, уважали меня. Я и в самом деле старался спасти её от болезней, от житейских невзгод, торопился выполнить её нечастые просьбы. А слов, которыми сейчас до того переполнен, что они подступают к горлу, не высказал. Многое мы, увы, осознаём запоздало, когда исправить уже ничего нельзя. Случалось, забывал прозвонить в назначенный час. «Я понимаю, как ты занят!» Иногда раздражался по пустякам… «Я понимаю, как ты устал!» Она всё стремилась понять, исходя из интересов сына, которые были для неё подчас выше истины. Если бы можно было сейчас позвонить, прибежать, высказать! Поздно. (119 слов)

Попробуем на практике. Сократим первый абзац     Мамы давно уже нет… А я всё

Слайд 13
Используем разные приёмы
А я всё ещё мысленно

говорю: «Прости меня, мама…» Это прямая речь. ЗАМЕНЯЕМ:
А

я всё еще мысленно прошу у мамы прощения.
Она рассказывала близким, знакомым и даже не очень близким, какой у неё сын: очень хотела, чтобы люди ко мне хорошо относились, уважали меня. Я и в самом деле старался спасти её от болезней, от житейских невзгод, торопился выполнить её нечастые просьбы. – Это предложения с однородными членами.
ИСКЛЮЧАЕМ ИХ, ЗАМЕНЯЯ ДРУГИМИ СЛОВАМИ:
Она всем рассказывала, какой у неё хороший сын, потому что хотела, чтобы ко мне хорошо относились, уважали меня. я тоже старался спасти её от житейских невзгод, торопился выполнить её просьбы.
А слов, которыми сейчас до того переполнен, что они подступают к горлу, не высказал. Сложное предложение,
ИСКЛЮЧАЕМ ПРИДАТОЧНОЕ: Но нужных слов не нашёл, не высказал.
Используем разные приёмы   А я всё ещё мысленно говорю: «Прости меня, мама…» Это прямая речь.

Слайд 14
Многое мы, увы, осознаём запоздало, когда исправить уже

ничего нельзя. Случалось, забывал прозвонить в назначенный час. «Я понимаю,

как ты занят!» Иногда раздражался по пустякам… «Я понимаю, как ты устал!» Она всё стремилась понять, исходя из интересов сына, которые были для неё подчас выше истины. Если бы можно было сейчас позвонить, прибежать, высказать! Поздно.
ПРОБУЕМ ИСКЛЮЧИТЬ ВВОДНЫЕ СЛОВА (УВЫ, СЛУЧАЛОСЬ),
ЗАМЕНИТЬ РЯД ПРЕДЛОЖЕНИЙ ОДНИМ ВЫРАЖЕНИЕМ: Многое мы осознаём слишком поздно, когда уже ничего нельзя изменить. Как часто я забывал позвонить, раздражался по пустякам, А мама всё пыталась понять: интересы сына для неё выше истины.
Сейчас уже не позвонишь, не прибежишь, не выскажешь.
Поздно.

Многое мы, увы, осознаём запоздало, когда исправить уже ничего нельзя. Случалось, забывал прозвонить в назначенный

Слайд 15
Итак, что же у нас получилось?

Мамы давно уже нет…А я всё еще мысленно прошу у

неё прощения. Мама всем рассказывала, какой у неё хороший сын, потому что хотела, чтобы ко мне хорошо относились. Я тоже старался спасти её от житейских невзгод, хотел сказать много доброго, но нужных слов не нашёл. Многое мы осознаём слишком поздно, когда уже ничего нельзя изменить. Я забывал позвонить, раздражался по пустякам. А мама всё пыталась понять: интересы сына для неё выше истины.
Сейчас уже ничего не исправишь.
Поздно. (80 слов)



Итак, что же у нас получилось?     Мамы давно уже нет…А я всё еще

Слайд 18
Это для вас!
Берегите зрение!

Это для вас!Берегите зрение!

Слайд 19
Пользуясь разными приёмами сжатия текста, попытайся максимально сократить его.

«Берегите матерей!» - провозгласил

в поэме один маститый поэт. Хорошо было бы добавить: «Берегите матерей так, как они берегут нас!» Этот призыв выглядел бы красивым, но нереальным: то, что может мать, может только она. Сейчас я думаю, что мы порой чересчур уж бездумно принимаем жертвы матерей своих. Принимая их, мы обязаны всякий раз задать себе вопрос: «Не отдаёт ли нам мать последнее? Не отдаёт ли то, без чего не может выжить на земле человек?»
Жертвенность материнского чувства естественна, но естественной обязана быть и наша готовность противостоять благородной «неразумности» материнских щедрот.
«В муках мы мать вспоминаем», - писал Н. А. Некрасов. И за спасением от детских недугов тоже обращаемся к ней. «Ничего страшного: я с тобой. Всё пройдёт…» - шепчет мама. И болезнь отступает, потому что рядом Она. «Ах, если б навеки так было!»
Я прихожу к маме, склоняюсь над гранитной плитой. То в реальности, а то мысленно… Вовремя, при жизни их, должны мы сказать матерям всё доброе, что можем сказать, и сделать для них всё доброе, что можем сделать. Прости меня, мама
Пользуясь разными приёмами сжатия текста, попытайся максимально сократить его.        «Берегите

Слайд 20
Подсказка

Синий цвет – предложения с прямой речью.
Зелёный – сложные предложения.
Фиолетовый

парцеллированное предложение.
Чёрный цвет – повторы.

ПодсказкаСиний цвет – предложения с прямой речью.Зелёный – сложные предложения.Фиолетовый парцеллированное предложение.Чёрный цвет – повторы.

Слайд 21
Проверим?...
Какой-то поэт призывал беречь матерей, а

я бы добавил: « Надо их беречь, как они нас».

Но это призыв красивый, но нереальный. Только мать способна на жертвы, мы же лишь бездумно принимаем жертвы матерей, не задумываясь, не отдаёт ли мать последнее, то, без чего не может выжить на земле человек.
Надо разумно и с благодарностью принимать материнские щедроты.
Некрасов писал: «В муках мы мать вспоминаем». Когда нам трудно, мы обращаемся к ней. И трудности отступают, потому что рядом мама. Но так было только тогда, когда она была жива…
То в реальности, то мысленно склоняюсь я над гранитной плитой. Как жаль, что я вовремя не сказал матери добрых слов, не сделал добрых дел… Прости меня, мама!

(113слов)
113 +80 =193 ( А в исходном тексте было 284 слова).
Проверим?...    Какой-то поэт призывал беречь матерей, а я бы добавил: « Надо их беречь,

Слайд 22
Таким образом, мы свою задачу выполнили, сумели:
1. Передать основное содержание

прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы.
2. Правильно

применить не менее 2 разных приёмов сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение) и использовал их для сжатия не менее микротем текста.
3. Сохранили смысловую цельность, речевую связность и последовательность изложения

Таким образом, мы свою задачу выполнили, сумели:1. Передать основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его

Слайд 23Домашнее задание:


Сочинение – размышление
«Берегите матерей»

Домашнее задание:Сочинение – размышление «Берегите матерей»

Слайд 24успехов на экзамене!

успехов  на  экзамене!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика