Слайд 2Цели и задачи:
1. Образовательные :
повторить и систематизировать понятия
лексическое значение слова- синонимы.
познакомить учащихся со словами,противоположными по значению, ввести
понятие « антоним ».
научить подбирать антонимы к словам и находить их в тексте,
познакомить учащихся с использованием антонимов в пословицах.
2. Развивающие :
развивать навык работы со словарной статьей,умение определять лексическое значение слова.
развивать речь учащихся,обогащать словарный запас детей.
Развивать сообразительность,мышление,внимание,память.
3. Воспитательные :
Создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность.
Воспитывать эстетический вкус,чувство прекрасного
Воспитывать внимание,доброе отношение друг к другу
Воспитывать видеть и чувствовать прелести природы,беречь её дары
Слайд 4Эпиграф к уроку:
«Чтобы радость людям дарить,
надо добрым и вежливым быть».
Слайд 7Что такое «Лексика»?
Что вы знаете о лексическом значении слов?
Какие
слова называются однозначными?
Какие слова называются многозначными?
Какие слова
называются синонимами?
Что такое синонимический ряд?
Что такое доминанта?
Слайд 11Бывает он в холод,
Бывает он в зной,
Бывает он добрый,
Бывает он
злой.
В открытые окна,
Нежданно влетит,
То что-то прошепчет,
То вдруг загудит,
Притихнет, умчится,
Примчится опять.
То
вздумает по морю
Волны гонять.
Слайд 12Вывод :
Все слова образуют его словарный состав,или лексику. Каждое слово
имеет лексическое значение. Лексическое значение слова – это то,что обозначает
данное слово. Лексическое значение слов разъясняется в толковых словарях (түсіндірме сөздігінде). Синонимы – это слова, очень близкие по значению. Они могут обозначать один и тот же предмет (дорога, путь), один и тот же признак предмета ( веселый, радостный ), одно и то же действие ( убирать, снимать урожай ).
Слайд 14 Двадцать второе октября
Антонимы
Слайд 15Антонимы -
( От греческого Анти – против, оним – имя).
Это
слова одной и той же части речи с противоположным лексическим
значением.
оживляют речь, делают ее выразительнее.
Слайд 18
Слово – дело великое.
Великое потому, что словом
можно
соединить людей , можно и разъединить их ,
словом можно служить любви и миру , словом же можно служить вражде и ненависти.
Л.Н.Толстой
Слайд 19Большой (…), много (…), высокий (…), веселый (…),
хорошо (…), день
(…),
далеко (…), конец (…), Сабит (…), синий (…), я (…),
мир (…), Уалихан (…), золотой (…),
десятый (…), черный( … ) ты (…).
Игра «Смотри, не ошибись»
Слайд 20Вывод :
Нет антонимов у имен собственных, местоимений, числительных, прилагательных, обозначающих
цвета(кроме черный –белый ), прилагательных, образованных от названия
металлов.
Слайд 23Ранняя и поздняя осень
Работа по учебнику ( стр. 53
)
Выписываем из текста слова, противоположные по значению.
Слайд 24Упражнение 120. Прочитайте. Определите тему текста, озаглавьте его, найдите антонимы.
Странный в сентябре лес – в нем рядом
весна и осень. Желтый лист и зеленая травинка. Поблекшие травы и зацветающие цветы. Сверкающий иней и бабочки. Теплое солнце и холодный ветер.Увядание и расцвет. Песни и тишина.
И грустно , и радостно.
Слайд 25Странный – оғаш, әдеттен тыс
Поблёкшие травы – солып қалған шөптер
Зацветающие
цветы – гүлдей бастаған гүлдер
Сверкающий иней – жалтылдаған қырау
Увядание и
расцвет – солу мен гүлдеу
Словарная работа
Слайд 26
Игра: «Кто внимательный?»
Найти антонимы к словам:
Слайд 27
Упражнение 123. Прочитайте диалог, а потом разыграйте по ролям.
Какие антонимы можно подобрать к выделенным словам?
Быстрее -
Прохладно -
Грязно –
Конец
–
Поздняя -
Слайд 28( от греческого слова диалогос – «беседа»
Диалог – разговор двух
или нескольких лиц.
( от греческих слов моно- « один
» + логос – « речь » ).
Монолог – речь одного лица.
Речь
Диалогическая
Монологическая
Слайд 29 Немного отдохнем, и на загадки дадим отгадки.
Я
– антоним к слову « лето »
В шубу снежную
одета ,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я …
( Зима )
Я – антоним шума,стука,
Без меня вам ночью мука,
Я для отдыха,для сна
Называюсь …
( Тишина)
Слайд 32
Антонимы используются для характеристики героев в пословицах, поговорках, крылатых
выражениях.
Правой рукой строит, а левой разрушает.
Ученье - свет, неученье
– тьма.
Сытый голодного не разумеет
Слайд 34Игра в мяч
И нам с тобой пришел черед:
Сыграть в игру
« Наоборот ».
Скажу я слово высоко ,
А ты ответишь …
Скажу
я слово далеко,
А ты ответишь …
Скажу я слово потерял
И скажешь ты …
Скажу тебе я слово трус
Ответишь ты …
Теперь начало я скажу
Ну,отвечай …
Слайд 35
СКОЛЬКО ПАР АНТОНИМОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ?
Найти пары слов –
антонимов в предложении, расположив их в следующем порядке:
положительные - отрицательные.
Есть люди добрые и злые , храбрые и трусливые, красивые и уродливые , здоровые и больные , веселые и угрюмые , старые и молодые , прямые и скрытные, откровенные и хитрые.
Обобщающее задание:
— Что такое антонимы?
— Для чего нужны эти слова?
— А где можно уточнить
лексическое значение слова, узнать о синонимах, антонимах, если есть затруднения?
Рефлексия
Выставление оценок
Слайд 38
Задания на дом:
1. Найти пословицы, поговорки, загадки об осени и других
временах года, записать в тетрадь и выучить.
2. Составить мини-рассказ о красоте осенней природы
(для сильных учащихся).
Слайд 39
Спасибо за внимание .
До новых встреч !