Слайд 1Готовимся к ГИА
Приемы компрессии текста
(пишем сжатое изложение)
Часть 1. С 1.
Слайд 2 Задание С1 подразумевает написание сжатого изложения исходного текста. Максимум баллов
за это задание ученик получает, если:
1) передал основное содержание прослушанного
текста, отразив все важные для его восприятия микротемы;
2) правильно применил не менее 2 разных приемов сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение) и использовал их для сжатия не менее 3 микротем текста, или правильно применил 1 прием сжатия текста, использовав его на протяжении всего текста;
3)работа характеризуется смысловой цельностью,
речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность
изложения не нарушена; в работе нет нарушений
абзацного членения текста.
Слайд 3Памятка
1. Не стремиться воспроизвести текст дословно.
2.Не повторять одни и те
же слова (имена собственные, глаголы движения и речи и т.д.).
3.Чередовать
разные типы предложений и употреблять только изученные.
4.Правильно употреблять личные местоимения.
5.Перечитать готовое изложение и
а) устранить повторы;
б) снять логическое противоречие;
в) исправить неточное
употребление слова.
Слайд 4Основные способы сжатия текста
• предложений или их фрагментов, содержащих второстепенные
факты (подробности, детали, примеры, числовые данные, отступления и т.д.);
• предложений
с описаниями и рассуждениями;
• повторов;
• одного или нескольких синонимов.
Исключение
Слайд 5Основные способы сжатия текста
• обобщение нескольких однородных мелких (частных, единичных)
вопросов, фактов, примеров. (В этом случае надо сначала найти в
тексте эти однородные частные факты, вычленить в них общее, а затем подобрать языковую форму их обобщенной передачи, то есть переформулировать мысль своими словами. Например: В коробке лежали синие, красные, зеленые и жёлтые шары. = В коробке лежали разноцветные шары.)
• образование сложного предложения путем
слияния двух смежных предложений,
повествующих об одном и том же
предмете речи.
Обобщение
Слайд 6Основные способы сжатия текста
Упрощение
разбивка сложного предложения на сокращенные простые;
•
замена сложноподчинённого предложения простым.
• перевод диалога или прямой речи в
косвенную;
• замена фрагмента текста синонимичным выражением;
• формулирование мысли своими словами.
Слайд 7Работаем с текстом
Выделим микротемы.
1 абзац.
Доставшееся нам историческое и культурное наследие
надо оберегать, но в памяти все же возникают горестные картины.
Слайд 8Работаем с текстом
Выделим микротемы.
2 абзац.
Взорвав чугунный памятник на могиле Багратиона,
преступники запятнали одно из благородных чувств – признательность защитнику национальной
свободы России.
Слайд 9Работаем с текстом
Выделим микротемы.
3 абзац.
Путевой дворец Растрелли, стоявший недалеко от
аэродрома Ленинграда, был разрушен во время войны немцами и до
сих пор не восстановлен. Утрата любого памятника невосстановима.
Слайд 10Работаем с текстом
Выделим микротемы.
4 абзац.
«Запас» культурной среды ограничен в мире,
так как многие забыли, что любовь к родному краю, к
родной культуре начинается с малого – с любви к своей семье, с уважения к окружающим людям.
Слайд 11Работаем с текстом
Как относиться к историческому и культурному наследию своей
страны? Каждый ответит, что его надо оберегать, но в памяти
всё же возникают иные, горестные картины.
Слайд 12Использованные приёмы сжатия
Замена фрагмента текста
(доставшееся нам наследство – его).
Исключение фрагментов
предложения (жизненный опыт, а порой).
Исключение синонима
(грустные).
Обобщение
(образование сложного предложения
путем слияния двух смежных).
Слайд 13Работаем с текстом
Довелось мне как–то побывать на Бородинском поле вместе
с замечательным человеком – реставратором Н.И.Ивановым. Мы оба обнажили головы
перед памятниками, воздвигнутыми на этом месте благодарными потомками. И это здесь, на поле нашей славы, в 1932 году произошло невиданное поругание народной святыни: был взорван чугунный памятник на могиле Багратиона. Преступники запятнали одно из благородных чувств – признательность защитнику национальной свободы России.
Слайд 14Использованные приёмы сжатия
Упрощение (замена имени и отчества инициалами, местоимением)
Исключение предложения,
содержащего второстепенные факты (Он уже и позабыл, когда уходил в
отпуск: не может ни дня прожить без Бородинского поля!..)
Замена фрагмента текста синонимичным выражением ( сделавшие это совершили преступление - преступники запятнали);
Исключение фрагментов предложения и переформули-рование мысли своими словами.
Слайд 15Работаем с текстом
Я родился и большую часть жизни прожил в
Ленинграде, архитектура которого связана с именами Растрелли, Росси, Захарова. По
дороге с аэродрома стоял Путевой дворец Растрелли, разрушенный войной, но сохранённый нашими бойцами. Отреставрировать его – и какая праздничная увертюра к Ленинграду. Снесли!
Теперь на этом месте пусто, пусто и в душе, потому что утрата любого памятника невосстановима.
Слайд 16Использованные приёмы сжатия
Образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений,
исключение синонимов, упрощение;
Исключение предложения, содержащего второстепенные факты
Слайд 17Работаем с текстом
«Запас» культурной среды ограничен в мире, так как
многие забыли, что любовь к родному краю, к родной культуре
начинается с малого – с любви к своей семье, с уважения к окружающим людям.
Слайд 25Самостоятельная работа
Самым значительным изобретением за всю
историю человечества учёные из разных стран признали книгу, потому что
благодаря этому изобретению стали возможны и многие другие.
1 абзац.
Микротема.
Слайд 26Самостоятельная работа
2 абзац.
Микротема.
Сегодня книга -
по-прежнему самый надёжный и долговечный аккумулятор знаний, ведущий к добру.
Слайд 27Самостоятельная работа
3 абзац.
Микротема.
Достоверным является лишь
слово, закрепленное на бумаге, слово, услышанное и затем прочитанное, надолго
сохраняется в памяти.
Слайд 28Самостоятельная работа
4 абзац.
Микротема.
Ум ограничен и
скован без чтения книг, потому что в них обобщён опыт
десятков поколений.