Слайд 1Итоговое сочинение 2018-2019:
композиция сочинения, аргументация.
Примакова Н.А.,
МАОУ «Туртасская СОШ
Уватского
района Тюменской области
Слайд 2КАК ПИСАТЬ?
Шаг I. Выбор темы.
ПЕРЕФОРМУЛИРОВАТЬ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ.
Я
МОГУ ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ (РАСКРЫТЬ ТЕМУ)?– ВЫДВИНУТЬ ТЕЗИСЫ СОЧИНЕНИЯ (К1).
ЦЕЛЬ СОЧИНЕНИЯ – ОТВЕТИТЬ НА ЭТОТ ВОПРОС.
ИДЕЯ СОЧИНЕНИЯ – ЧТО Я ХОЧУ СКАЗАТЬ ПО ЭТОМУ ПОВОДУ?
Я МОГУ ПОДОБРАТЬ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, КОТОРЫЕ ПОМОГУТ ДОКАЗАТЬ МОЮ ПРАВОТУ (К2)?
Слайд 31. Задать себе вопросы:
— Что от меня требуют предложенные
темы? (надо обратить внимание на ключевые слова всех тем)
—
На каком материале можно раскрыть данные темы?
— Достаточно ли хорошо знаю (помню) тот материал, который буду брать в качестве аргументов?
2. Выбрать одну из предложенных тем.
При выборе темы надо помнить, что он должен определяться не моими симпатиями (этого писателя люблю, а этого нет), а знанием материала.
СОВЕТ: на выбор темы тратить не более 15 минут; в случае затруднения с выбором темы можно пользоваться методом исключения; не менять тему в процессе написания сочинения.
Слайд 41) Написать Введение, в котором нужно плавно подвести читателя к
тому, что Вы будете доказывать в Основной части.
2) Написать Основную
часть, в которой нужно доказать своё мнение с помощью литературных аргументов.
3) Написать Заключение, которое содержит главный вывод всего сочинения.
Слайд 5Алгоритм написания срчинения
Слайд 6После того как определитесь с темой, постарайтесь сформулировать основной тезис
— мысль, которую вы будете обосновывать в своём сочинении.
Чтобы
не отклоняться от темы, следите за тем, чтобы на протяжении всей работы вы придерживались изначально выбранной мысли и отвечали на поставленный вопрос.
Определите, на какие «смысловые части» можно разделить тезис — это поможет вам выстроить композицию сочинения. Продумайте, какой материал будет вспомогательным — его можно будет использовать для пояснения, конкретизации, аргументации основной мысли.
Слайд 8 раскрывая тему «Какой должна быть цель жизни?», можно нарисовать такую
схему:
Слайд 9План сочинения
План сочинения — это концепция и структура вашей работы,
кратко сформулированные основные мысли, которые будут развёрнуты в сочинении.
План
— это последовательность ваших мыслей, это ваши доводы и доказательства в работе.
Функцию плана могут выполнять схемы или таблицы, в которых намечена логика развёртывания мысли.
Развёрнутый план работы может напоминать конспект, в котором описаны идеи вступительной и заключительной частей, приведены цитаты, достаточно подробно прописаны некоторые фрагменты, продуманы логические переходы между частями.
Слайд 123. Работа над композицией сочинения
Критерием оценки сочинения №3 является композиция,
т.е. смысловая целостность сочинения, насколько продумано построение работы.
Традиционно выделяют три
части сочинения:
1) введение, задача которого — ввести в тему, дать предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой;
2) основная часть, в которой непосредственно раскрывается тема сочинения, приводятся рассуждения, анализируется текст художественного произведения;
3) заключение, в котором подводится итог, обобщается написанное.
Отсутствие в сочинении одного из этих элементов композиции рассматривается как ошибка и учитывается при выставлении баллов.
Слайд 13Структура сочинения
Введение
Подготовка к восприятию основных мыслей работы
Основная часть
Тезис 1.
Доказательства, примеры (один или несколько)
Микровывод (обобщение написанного)
Логический переход к
новой мысли
Тезис 2
Доказательства, примеры
Микровывод
Логический переход к новой мысли
Тезис 3
Доказательства, примеры
Микровывод
Заключение
Обобщение по всей теме. Выводы (если их несколько, то каждый вывод пишется с новой строки)
Слайд 14Как писать основную часть
Основная часть — это проверка того, насколько
верно понята тема. Основная часть сочинения должна быть посвящена раскрытию
конкретной темы.
чёткое членение текста на абзацы.
Каждый абзац — это относительно законченное целое. Абзац должен быть посвящён изложению одной идеи. Он не должен начинаться с одной идеи и заканчиваться другой.
Предложения должны быть логически связаны так, чтобы каждое последующее было ответом на вопрос, возникающий у читателя после прочтения предыдущего предложения.
Новый абзац — это новая мысль, так или иначе связанная с предыдущей, поэтому необходимо продумать грамотные логические переходы от одной мысли к другой
Слайд 15Вы можете использовать следующие слова и словосочетания для выражения связи
между абзацами:
● вначале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, итак
и др. (последовательность развития мысли);
● однако, между тем, в то время как, тем не менее (отношения противоречия, противопоставления);
● следовательно, поэтому, благодаря этому, вследствие этого, кроме того, к тому же (причинно-следственные отношения);
● обратимся к..., вспомним также, остановимся на..., перейдём к...,необходимо остановиться на..., необходимо рассмотреть... (переход от одной мысли к другой);
● итак, таким образом, значит, в заключение хочу отметить, всё сказанное позволяет сделать вывод, подводя итог, следует сказать... (итог, вывод).
Слайд 16Использование литературных аргументов
В сочинении необходимо использовать литературный материал для построения
рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции, поэтому
от вас потребуется знание содержания художественных произведений и умение правильно включать литературный материал в текст своего сочинения.
При аргументации вашего мнения следует избегать изложения сведений, не имеющих прямого отношения к теме.
Также не рекомендуется пересказывать текст литературного произведения.
Слайд 17заключение
Заключение должно подводить итог всей вашей работе, логично завершать ваши
размышления над темой сочинения. Заключение, как и введение, должно быть
органично связано с основным текстом.
Обратите внимание на то, что вывод — это не простое повторение аргументов, как это часто бывает в работах учеников. Это обязательно новая информация, имеющая обобщающий характер.