Слайд 1Урок русского языка
Тема: Способы словообразования
Слайд 2Кукарямба!
Что такое кукарямба?
Удалось ли Пеппи найти
“новое слово,
совсем
новенькое,
прямо с иголочки”?
Слайд 3Заимствование слов из других языков
Образование новых слов с помощью словообразующих
аффиксов
Пополнение словарного состава языка
Слайд 4«Не можешь оторвать глаз от лесенки слов, на которой покоится
жизнь с ее прошлым, с ее нынешним пульсом , со
взглядом в завтра…»
В. Песков
Слайд 5Цель нашего занятия
повторить, что такое словообразование и какова его
функция, единицы словообразования;
закрепить знания о способах словообразования;
отработать умения определять способ
образования слова.
Слайд 6Терминологический диктант:
Словообразование
Морфема
Окончание
Корень
Основа
Приставка - префикс
Суффикс
Однокоренные
Омонимичными
Несклоняемые
Нулевым
Производные
Производящая
Слайд 71. Упрямство, упрямый, упрямость , упрямиться.
2. Водяной, водолаз, водить.
3.Дар,
дарить, подарок.
4. Славный, славить, слава, прославлять.
5. Переносица, носить,
носилки.
6. Речка, заречье, наречие, междуречье.
7. Слово, словарь, дословный.
8. Обсудить, суд, судоходство, присудить.
Слайд 8Водить, переносица, наречие, судоходство
Слайд 9Мандарин – мандариновый,
охота – охотник,
брат
– братья,
думать – думал,
зависть – завистливый,
принц – принцесса,
решать – решил,
степь – степной,
ученик – ученики,
город – пригород.
Слайд 11Две минуты на ответ.
1) Можно ли по морфеме определить часть
речи? Докажите.
-ЕШЬ , -ИТ , -ОГО , -Л- , -ИЕ
, -И И .
2) Можно ли, не определяя часть речи, правильно разобрать по составу слова СТЕКЛО, КРАСИВО? Почему? Объясните графически.
Слайд 19«Право на ошибку»
Хорош – о – хороший (бессуффиксный);
после
– военный – военный (основосложение);
по – темнеть – темнеть
(приставочный);
пере – нос – иц – а – нос (приставочно-суффиксальный);
диван – кровать – диван, кровать (основосложение);
лед – о – кол – лёд, колоть (основосложение);
зап – части – запасные части (словосложение);
АИСИ – Астраханский инженерно-строительный институт (аббревиация).
Слайд 20Хорош – о – хороший (суффиксальный);
после – военный
– военный (приставочный);
по – темнеть – темнеть (префиксальный);
пере
– нос – иц – а – нос (приставочно-суффиксальный);
стучать – ся – стучать (постфиксальный);
диван – кровать – диван, кровать (словосложение);
лед – о – кол – лёд, колоть (основосложение);
зап – части – запасные части (аббревиация);
АИСИ – Астраханский инженерно-строительный институт (аббревиация).
Слайд 21Способы словообразования
Морфологический
способ
Неморфологический способ
Слайд 22Способы словообразования
Морфологический
способ
Приставочный
Приставочно-
суффиксальный
Суффиксальный
Бессуффиксный
Сложение
Слайд 23
преопасный опасный
кое-кто
кто
выбежать бежать
Приставочный способ
- появление новых слов в результате присоединения
к производящей основе приставки
Слайд 24
Желток желтый
Глазастый
глаз
Зеленеть
зеленый
Суффиксальный способ
- появление новых слов в результате присоединения
к производящей основе суффикса
Слайд 25
сокурсник курс
переносица
нос
вчитаться читать
Проверь!
Нет однокоренного слова «курсник»
не приставочный способ. Нет однокоренного слова «сокурс» не суффиксальный способ.
Приставочно- суффиксальный способ
появление новых слов путём одновременного
присоединения к основе приставки и суффикса
Слайд 26
Заплыв заплывать
Синь
синий
Привал привалить
Проверь! Существительное
должно иметь значение действия (существительное образовано от глагола, а не наоборот) или значение признака (существительное образовано от прилагательного, а не наоборот)
Бессуффиксный способ
- появление новых слов без добавления аффиксов.
Слайд 27
Сложение
образование новых слов путём соединения двух
или более
Слайд 28Способы словообразования
Неморфологический способ
Морфолого-синтаксический
Лексико-семантический
Лексико-синтаксический
Слайд 29
- появление новых слов в результате изменений в значении уже
существующих в русском языке слов
Прапорщик(воинское звание)
прапорщик (знаменосец)
Бригадир (руководитель трудового коллектива) бригадир (воинское звание)
Лексико- семантический
Слайд 30появление новых слов в результате перехода слов из одной части
речи в другую
Столовая (помещение) [ сущ.]
столовая (ложка) [ прилаг.]
Караул! [
междомет.] караул [ сущ.]
Морфолого- синтаксический
Слайд 31
- появление новых слов в результате сращений сочетаний слов
Высококачественный
высоко +
качественный
Тотчас тот + час
Лексико- синтаксический способ
Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей!
От слова дом за 2 минуты образуйте как можно больше слов, определяя при этом способ.
"Кто больше?"
Слайд 33Подберезовик, законодатель, бумажник, малышка, самокритика, антициклон, негромкий, безуспешный, безрезультатный, прибежать,
межконтинентальный, паровозный.
Слайд 35Прочитайте предложения и выполните данные ниже задания
1)Повести Василя Быкова – это рассказы очевидца
о событиях Великой Отечественной войны. (2) Герои его книг – офицеры и рядовые Советской Армии, которые в тяжёлых, беспощадных условиях смогли остаться верными своему долгу, своей Родине.
Из предложения 2 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
Из предложений 1-2 выпишите слово, образованное способом перехода из одной части речи в другую.
Укажите способ образования слова рассказы.
Слайд 36Богатейшая словообразовательная система русского языка является основным источником расширения лексики.
Это ещё раз подчёркивает тесную взаимосвязь всех разделов лингвистики и
важность каждого из них. Только внимательное и бережное отношение к слову, позволит вникнуть в его глубину и постичь всю суть и красоту его:
И если ты в эту проникнешь суть -
Слово тебе сотворит добро.