Разделы презентаций


Способы словообразования 9 класс

Содержание

Кукарямба!Что такое кукарямба? Удалось ли Пеппи найти “новое слово, совсем новенькое, прямо с иголочки”?

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Урок русского языка
Тема: Способы словообразования

Урок русского языка Тема: Способы словообразования

Слайд 2Кукарямба!
Что такое кукарямба?
Удалось ли Пеппи найти
“новое слово,
совсем

новенькое,
прямо с иголочки”?

Кукарямба!Что такое кукарямба? Удалось ли Пеппи найти “новое слово, совсем новенькое, прямо с иголочки”?

Слайд 3Заимствование слов из других языков
Образование новых слов с помощью словообразующих

аффиксов
Пополнение словарного состава языка

Заимствование слов из других языковОбразование новых слов с помощью словообразующих аффиксовПополнение словарного состава языка

Слайд 4«Не можешь оторвать глаз от лесенки слов, на которой покоится

жизнь с ее прошлым, с ее нынешним пульсом , со

взглядом в завтра…»
В. Песков
«Не можешь оторвать глаз от лесенки слов, на которой покоится жизнь с ее прошлым, с ее нынешним

Слайд 5Цель нашего занятия

повторить, что такое словообразование и какова его

функция, единицы словообразования;
закрепить знания о способах словообразования;
отработать умения определять способ

образования слова.

Цель нашего занятия повторить, что такое словообразование и какова его функция, единицы словообразования;закрепить знания о способах словообразования;отработать

Слайд 6Терминологический диктант:
Словообразование
Морфема
Окончание
Корень
Основа
Приставка - префикс
Суффикс
Однокоренные
Омонимичными
Несклоняемые
Нулевым
Производные
Производящая

Терминологический диктант: СловообразованиеМорфемаОкончаниеКореньОсноваПриставка - префикс СуффиксОднокоренныеОмонимичнымиНесклоняемыеНулевым ПроизводныеПроизводящая

Слайд 71. Упрямство, упрямый, упрямость , упрямиться.
2. Водяной, водолаз, водить.
3.Дар,

дарить, подарок.
4. Славный, славить, слава, прославлять.
5. Переносица, носить,

носилки.
6. Речка, заречье, наречие, междуречье.
7. Слово, словарь, дословный.
8. Обсудить,  суд, судоходство, присудить.
1. Упрямство, упрямый, упрямость , упрямиться.2. Водяной, водолаз, водить. 3.Дар, дарить, подарок. 4. Славный, славить, слава, прославлять.

Слайд 8Водить, переносица, наречие, судоходство

Водить, переносица, наречие, судоходство

Слайд 9Мандарин – мандариновый,
охота – охотник,


брат

– братья,
думать – думал,
зависть – завистливый,
принц – принцесса,
решать – решил, 
степь – степной,
ученик – ученики, 
город – пригород.

Мандарин – мандариновый,  охота – охотник,

Слайд 10О,О,Ф,Ф,О,О,Ф,О,Ф,О

О,О,Ф,Ф,О,О,Ф,О,Ф,О

Слайд 11Две минуты на ответ.
1) Можно ли по морфеме определить часть

речи? Докажите.
-ЕШЬ , -ИТ , -ОГО , -Л- , -ИЕ

, -И И .
2) Можно ли, не определяя часть речи, правильно разобрать по составу слова СТЕКЛО, КРАСИВО? Почему? Объясните графически.

Две минуты на ответ.1) Можно ли по морфеме определить часть речи? Докажите.-ЕШЬ , -ИТ , -ОГО ,

Слайд 13Из коллекции ошибок

Из коллекции ошибок

Слайд 14Из коллекции ошибок

Из коллекции ошибок

Слайд 15Из коллекции ошибок

Из коллекции ошибок

Слайд 16Из коллекции ошибок

Из коллекции ошибок

Слайд 17Из коллекции ошибок

Из коллекции ошибок

Слайд 18Из коллекции ошибок

Из коллекции ошибок

Слайд 19«Право на ошибку»
Хорош – о – хороший (бессуффиксный);
после

– военный – военный (основосложение);
по – темнеть – темнеть

(приставочный);
пере – нос – иц – а – нос (приставочно-суффиксальный);
диван – кровать – диван, кровать (основосложение);
лед – о – кол – лёд, колоть (основосложение);
зап – части – запасные части (словосложение);
АИСИ – Астраханский инженерно-строительный институт (аббревиация).

«Право на ошибку»Хорош – о – хороший (бессуффиксный); после – военный – военный (основосложение); по – темнеть

Слайд 20Хорош – о – хороший (суффиксальный);
после – военный

– военный (приставочный);
по – темнеть – темнеть (префиксальный);
пере

– нос – иц – а – нос (приставочно-суффиксальный);
стучать – ся – стучать (постфиксальный);
диван – кровать – диван, кровать (словосложение);
лед – о – кол – лёд, колоть (основосложение);
зап – части – запасные части (аббревиация);
АИСИ – Астраханский инженерно-строительный институт (аббревиация).

Хорош – о – хороший (суффиксальный); после – военный – военный (приставочный); по – темнеть – темнеть

Слайд 21Способы словообразования
Морфологический
способ
Неморфологический способ

Способы словообразованияМорфологический способНеморфологический способ

Слайд 22Способы словообразования
Морфологический
способ

Приставочный
Приставочно-
суффиксальный
Суффиксальный
Бессуффиксный
Сложение

Способы словообразованияМорфологический способПриставочныйПриставочно-суффиксальныйСуффиксальныйБессуффиксныйСложение

Слайд 23
преопасный опасный
кое-кто

кто
выбежать бежать





Приставочный способ

- появление новых слов в результате присоединения
к производящей основе приставки

преопасный     опасныйкое-кто       ктовыбежать

Слайд 24
Желток желтый
Глазастый

глаз
Зеленеть

зеленый




Суффиксальный способ

- появление новых слов в результате присоединения
к производящей основе суффикса

Желток       желтыйГлазастый        глазЗеленеть

Слайд 25
сокурсник курс
переносица

нос
вчитаться читать
Проверь!

Нет однокоренного слова «курсник»
не приставочный способ. Нет однокоренного слова «сокурс» не суффиксальный способ.




Приставочно- суффиксальный способ

появление новых слов путём одновременного
присоединения к основе приставки и суффикса

сокурсник      курспереносица      носвчитаться

Слайд 26
Заплыв заплывать
Синь

синий
Привал привалить
Проверь! Существительное

должно иметь значение действия (существительное образовано от глагола, а не наоборот) или значение признака (существительное образовано от прилагательного, а не наоборот)




Бессуффиксный способ

- появление новых слов без добавления аффиксов.

Заплыв      заплыватьСинь      синийПривал

Слайд 27
Сложение
образование новых слов путём соединения двух
или более

Сложение образование новых слов путём соединения двух или более

Слайд 28Способы словообразования

Неморфологический способ
Морфолого-синтаксический
Лексико-семантический
Лексико-синтаксический

Способы словообразованияНеморфологический способМорфолого-синтаксическийЛексико-семантическийЛексико-синтаксический

Слайд 29
- появление новых слов в результате изменений в значении уже

существующих в русском языке слов
Прапорщик(воинское звание)

прапорщик (знаменосец)
Бригадир (руководитель трудового коллектива) бригадир (воинское звание)

Лексико- семантический



- появление новых слов в результате изменений в значении уже существующих в русском языке слов  Прапорщик(воинское

Слайд 30появление новых слов в результате перехода слов из одной части

речи в другую Столовая (помещение) [ сущ.] столовая (ложка) [ прилаг.] Караул! [

междомет.] караул [ сущ.]

Морфолого- синтаксический



появление новых слов в результате перехода слов из одной части речи в другую  Столовая (помещение) [

Слайд 31
- появление новых слов в результате сращений сочетаний слов

Высококачественный

высоко +

качественный
Тотчас тот + час

Лексико- синтаксический способ



- появление новых слов в результате сращений сочетаний слов Высококачественный

Слайд 32

Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей!

От слова дом за 2 минуты образуйте как можно больше слов, определяя при этом способ.

"Кто больше?"


Слайд 33Подберезовик, законодатель, бумажник, малышка, самокритика, антициклон, негромкий, безуспешный, безрезультатный, прибежать,

межконтинентальный, паровозный.

Подберезовик, законодатель, бумажник, малышка, самокритика, антициклон, негромкий, безуспешный, безрезультатный, прибежать, межконтинентальный, паровозный.

Слайд 34Проверь себя

Проверь себя

Слайд 35Прочитайте предложения и выполните данные ниже задания

1)Повести Василя Быкова – это рассказы очевидца

о событиях Великой Отечественной войны. (2) Герои его книг – офицеры и рядовые Советской Армии, которые в тяжёлых, беспощадных условиях смогли остаться верными своему долгу, своей Родине.

Из предложения 2 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
Из предложений 1-2 выпишите слово, образованное способом перехода из одной части речи в другую.
Укажите способ образования слова рассказы.

Прочитайте предложения и выполните данные ниже задания       1)Повести Василя Быкова –

Слайд 36Богатейшая словообразовательная система русского языка является основным источником расширения лексики.

Это ещё раз подчёркивает тесную взаимосвязь всех разделов лингвистики и

важность каждого из них. Только внимательное и бережное отношение к слову, позволит вникнуть в его глубину и постичь всю суть и красоту его:
И если ты в эту проникнешь суть -
Слово тебе сотворит добро.

Богатейшая словообразовательная система русского языка является основным источником расширения лексики. Это ещё раз подчёркивает тесную взаимосвязь всех

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика