Слайд 1Авторская программа учителя русского языка и литературы МОУ «Гимназия №1»
г. Балаково Саратовской области
Натальи Викторовны Талановой
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ДЛЯ 10-11 КЛАССОВ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ
«ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОМОНИМИЯ»
Слайд 2ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА:
-нестандартность предлагаемого аспекта рассмотрения
ранее изученных разделов лингвистики;
-вариативность содержательной и организационной составляющих, т. е.
возможность выбора объема содержания, форм организации и последовательность изучения материала курса;
-реализация универсального и интеграционного подходов при конкретизации тематики и методики изучения элективного курса;
-индивидуализация и дифференциация обучения;
-ориентация в практической части на языковой материал русской классической литературы;
-преимущество самостоятельности учащихся в учебной, творческой и исследовательской деятельности.
Слайд 3ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОМОНИМИЯ»:
профессиональная ориентация учащихся выпускных классов;
интеграция сложившихся у них знаний и представлений о частях речи
в целостную картину;
поддержка изучения базовых курсов и установление преемственности между базовыми и элективными курсами.
Слайд 4ЗАДАЧИ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:
1. дать научную интерпретацию самому явлению грамматической омонимии,
поставить ее в связь со смежными явлениями: с общей омонимикой,
многозначностью, синонимией- т.е. в связь с общими семантическими законами, действующими в языке на всех его уровнях;
2.представить для изучения полный состав явлений, рассматриваемых как переходные в области частей речи;
3. раскрыть картину взаимодействия частей речи, открытости их границ как в диахронном, так и в синхронном аспектах;
4. познакомить с приемами анализа сходных фактов языка и активно формировать у учащихся исследовательские навыки;
5.повысить интерес к гуманитарному образованию и к занятиям лингвистикой как наукой.
Слайд 5ЗАДАЧИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:
1.научиться извлекать лингвистическую информацию из различных источников; 2совершенствовать
навыки морфологического анализа слова и определения его синтаксического поведения;
3. осваивать
разные способы сбора и обобщения лингвистической информации; 4.развивать исследовательские навыки.
Слайд 6ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Одинаковые формы - наиболее трудный материал для анализа, и
тема элективного курса предполагает не обходить трудное, но на нем
учиться:
выявлять синтаксическое поведение омонимов,
сопоставлять их морфологические и словообразовательные характеристики;
конструировать словосочетания и предложения;
составлять схемы и таблицы, позволяющие увидеть индивидуальное и общее в рассматриваемых словах;
осознанно выбирать или отвергать возможные различительные признаки грамматических омонимов;
быть грамотными при грамматическом анализе слова, выполнении орфографических заданий и написании диктантов.
Все это вместе взятое поможет ученику успешно сдать ЕГЭ и достойно выдержать вступительные экзамены в гуманитарные вузы.
Слайд 7ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОМОНИМИЯ»
1. Введение (2час).
Предмет и
задачи курса. Многообразие «сходного» в языке: варианты - орфографические, произносительные,
грамматические, стилистические (колач - калач; творог- творог; жираф - жирафа); лексико-семантические варианты одного многозначного слова (лес горит-горит желанием); звуковые совпадения словоформ разных парадигматических рядов (обмер-сущ.; обмер - глаг.); звуковые совпадения словоформ одного парадигматического ряда (коня - р.п.; коня-в.п.); лексические омонимы (помешать - что?; помешать-кому?); разные типы грамматических омонимов (на бок- сущ.; набок - нареч.).
2.Омонимия и многозначные слова.(1 час)
3. Омонимия и синонимия. (1 час)
4. Типы омонимов (1 час).
Омофоны (плот-плод); омографы (замок-замок); омоформы (учитель-выключатель); собственно омонимы (брак-брак); омонимы синтаксические (чтение Маяковского - родительный субъекта и родительный объекта); разные типы грамматических омонимов.
5.Понятие грамматической омонимии (1 час).
Слайд 86. Переходные явления в системе частей речи как способ образования
грамматических омонимов (2часа).
Продуктивные (субстантивация, адъективация, адвербиализация, предикативация, препозиционализация, интеръективация)
и непродуктивные (нумерализация, прономинализация, вербализация, конъюкционализация, модаляция, партикуляция) явления переходности.
7.Субстантивация (3часа).
Субстантивация - один из способов образования существительных:
-субстантивация прилагательных (смелый человек - смелого пуля боится);
-субстантивация местоимений (найти свое Я; поэзию всякий любит и т.д.);
-субстантивация глаголов (за пропало дают чем попало);
-субстантивация причастий (подойти к беседующим ) ;
-субстантивация слов категории состояния (мокро сухо не живет);
-субстантивация числительных (все за одного, один за всех);
-субстантивация модальных слов (это «кажется» всего великолепнее);
-субстантивное употребление служебных слов (взвесить все «за» и против; есть целый ряд всяких «но» ; твоим «разве» конца не будет).
-субстантивация междометий (что значит это «ага»; меня возьмут, да еще и со спасибом).
Слайд 98. Адъективация (2часа).
Переход других частей речи в разряд прилагательных:
адъективация причастий (мыслящий человек); адъективация числительных (одних лет с нами).
9.Прономинализация
(1час).
Переход в местоимения прилагательных (целый день), причастий (записка следующего содержания), числительных (познакомился с одним нужным человеком), существительных (я тебе скажу такую вещь).
10.Предикативация (2часа).
Образование слов категории состояния путем перехода существительных (позор, страх, лень и т. д.), наречий (грустно, прекрасно, весело)
11.Нумерализация (1час).
Образование числительных за счет существительных, наречий и местоимений (пять, тьма, много).
Слайд 1012.Вербализация (1час).
Оглаголивание существительных типа «стать», «знать», «течь». Образование глаголов
прошедшего времени от древнерусских причастий на – л: бывалый -
бывал, лежалый - лежал.
13. Адвербиализация (3часа).
Переход в наречия существительных, числительных, деепричастий.
14.Препозиционализация (3часа).
Образование производных предлогов.
15. Модаляция (2часа)
существительных (факт, правда, право), наречий (безусловно, действительно), слов категории состояния (очевидно, вероятно), глаголов (предположим, понимаешь и т. д. ).
16.Конъюкционализация (1час)
переход наречий, существительных, глаголов, междометий в категорию союзов.
17.Партикуляция (1час). – образование частиц.
18.Интеръективация (1 час). – образование производных междометий.
19.Обобщающее занятие ( 3 часа).
20.Контрольный тест (2 часа).
Слайд 11УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОМОНИМИЯ»
Слайд 12
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ , СВЯЗАННЫЕ С ЯВЛЕНИЯМИ ГРАММАТИЧЕСКОЙ ОМОНИМИИ
Какими частями речи
являются выделенные слова:
1.«Меж ними все рождало споры».
2.Дождь все идёт.
3.Всё поле
покрыто травой.
4.Всё сильнее дует ветер.
Мы часто употребляем слово ЖАЛЬ
Что это за часть речи? Отвечая на этот вопрос, учтите и современный и исторический аспекты жизни слова. Можно ли на этом примере показать такие явления, как ОПРОЩЕНИЕ, КОНВЕРСИЯ, СУБСТАНТИВАЦИЯ?
Сочините лингвистическую миниатюру на одну из приведенных тем:
1.Слова- друзья и слова- враги.
2.Как слово встретило своего двойника.
4. Определите, какой частью речи является каждое слово фразеологизма
ЛУЧШЕ МЕНЬШЕ, ДА ЛУЧШЕ.
Слайд 13 Определите, к какой части речи относятся выделенные словоформы и
какую синтаксическую функцию они выполняют.
1.Онегин, я тогда моложе, я лучше,
кажется, была. (А.С. Пушкин)
2.И чем ярче становились воспоминания, тем громче и тоскливее скулила Каштанка. (А.П.Чехов)
3.Мы выбирали место поровнее. (А.И.Куприн)
4.О память сердца! Ты сильней рассудка памяти печальной.(К.Н.Батюшков)
5.Перед закатом в тайге стало душнее, тише и дремучей.(В.П.Астафьев)
Какую грамматическую роль играет слово «пропасть» в следующих контекстах:
1.Направо был утёс, налево пропасть такая, что целая деревушка осетин, живущих на дне её, казалась гнездом ласточки. (М.Ю.Лермонтов)
2.Я нашила пропасть, да после траура не решаюсь щеголять-то. ( А.Н. Островский). 3.«Тьфу пропасть»,- говорит она…(И.А.Крылов)
Напишите названия всех частей речи. Каково, на ваш взгляд, происхождение этих слов?
Слайд 14 Какой частью речи является слово ПРОСТО в следующих предложениях:
1.
Мне просто нужны деньги. 2. Все будет так же просто,
как это было в городе. 3. Он держался просто, по-дружески.
Какими частями речи могут быть слова ПЕРЕРЫВ, ПРОРЫВ, ВЗРЫВ?
Как образованы эти слова? Составьте с ними предложения.
Определите, от каких частей речи образованы следующие наречия, выделите в них фонетически сохранившиеся, но утратившие свои функции окончания и предлоги:
ВТРИДОРОГА, ДОТЛА, МОЛЧА, НЕВТЕРПЁЖ, НУЖНО, СПРОСОНОК, СЕЙЧАС, СВЕРХУ, УГРОЖАЮЩЕ.
Определите, в значении какой части речи употреблено слово ОДИН в данных предложениях:
1. Один знакомый рассказал мне удивительнейшую историю. 2. Он пришел сегодня один. 3. В комнате был только один человек.
Слайд 15 Составьте предложения со словами В ВАННЕ и В ВАННОЙ.
Чем отличаются эти слова по значению, какими частями речи они
являются?
Придумайте несколько предложений, в которых НЕ-ЗА-ЧЕМ писалось бы по- разному. Определите часть речи полученных слов.
Сколько частей речи в русском языке? Возможно ли по-разному ответить на этот вопрос? По поводу каких слов могут быть разные мнения? Мотивируйте свой ответ.
Можно ли однозначно ответить на предложенные ниже вопросы? Почему?
1. Какой частью речи является слово, если оно обозначает количество?
2. Какой частью речи является слово, обозначающее признак?
Отличаются ли с морфологической и синтаксической точек зрения выделенные слова в следующем предложении? Мотивируйте свой ответ.
Здесь было ещё просторнее, ещё синее было небо над головой, еще ярче блестело солнце.
Слайд 16Произвести морфологический разбор грамматических омонимов
при помощи сопоставительной таблицы.
Я наслаждался
жарким летом.
Летом я ездил в деревню.
Слайд 17Определить, какой частью речи является слово «хорошо».
1.Хорошо кресло старому, а
колыбель малому.
2.Хорошо худо не живет.
3. Вам хорошо, а нам подавно.
4.Говорил
хорошо, а делал скверно.
5. Я сделаю по-твоему, хорошо, что же дальше ?
6. Опять не слушаешься? Ну хорошо !
Слайд 18Сочинить стихотворение, употребив слово «тепло» в четырёх грамматических значениях.
Моя гимназия.
Люблю тепло гимназии моей.
Сюда хожу я с самых первых дней.
Здесь научились мы читать, писать и спорить.
Тепло нам здесь и в радости, и в горе.
Учителя нас сразу понимают.
Пусть знаний нам порою не хватает,
О них мы отзываемся тепло,
Ведь от улыбок их всегда светло.
Руководитель классный нам - вторая мама.
О ней любой из нас вам скажет прямо:
Лицо красиво, нежно и тепло,
И сердце доброе - ведь так и быть должно.
Мостовая Светлана – ученица 8 класса.
Слайд 19Моя семья
Люблю тепло родного дома.
Какая ни случись беда,
Тебе всегда
придут на помощь
Всего семейства верные сердца.
Сначала мама тепло взглянет,
И посочувствует
отец,
Сестренка нежно улыбнется-
И вот придет беде конец.
И сразу станет мне тепло
От их заботы и вниманья,
От их любви и пониманья,
Как будто солнышко сошло.
А на ночь мама подойдёт.
Её дыхание тепло.
Меня с любовью поцелует и скажет:
«Счастье ты моё!» Кудравец Дарья – ученица 8 класса.
Слайд 20ПРОИЗВЕСТИ СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВ
Слайд 21Вспомните художественные произведения, в названиях которых есть субстантивированные прилагательные.
Чехов «Толстый
и тонкий»
Стендаль «Красное и черное»
Герцен «Былое и думы»
Гюго «Отверженные»
Коллинз «Женщина
в белом»
Слайд 22 Найти субстантивированное слово, теоретически обосновать.
Добрые умирают, а дела их
живут.
Найти свое Я – вот цель всякого стремления.
Все за одного
– один за всех.
Отвяжись ты со своим спасибо.
Встань кормит, а лень портит.
Мокро сухо не живет.
Твоим «разве» конца не будет.
Завтра не будет похоже на сегодня.
Утопающий хватается за соломинку.
Слайд 23Список литературы.
Литература для учителя:
Бабайцева В. В.Место переходных явлений в
системе языка. В книге: Переходность и синкретизм в языке и
речи. М., 1991.
Белошапкова В. А. Современный русский язык. М., «Высшая школа», 1991.
Буланин Л. Л. Трудные вопросы морфологии. М., 1986.
Виноградов В. В. Грамматическое учение о слове. М., 1986.
Грамматика современного русского языка. М., 1980, под ред. Шведовой Н. Ю.
Земская В. И. Словообразование. Современный русский язык. М., 1991.
Ковалев В. П. Экспрессивное использование омонимии и паронимии в художественной прозе. Русский язык в школе. 1990.
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:
Словари русского языка:
1.Словарь грамматических трудностей русского языка. Ефремова Т. Ф., Костомаров В. Г., М., Рус. яз.,1997.
2.Словарь русского языка. Ожегов С.И., М., Рус. яз.,1990
3.Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы. Институт русского языка РАН. 1997.
4.Краткий словарь трудностей русского языка. Грамматические формы. Ударение. Еськова Н.А.1997.
Слайд 24Глоссарий
Адвербиализация – переход слов других частей речи в наречия.
Адъективация –
переход слов в категорию прилагательных.
Вербализация – переход слов в категорию
глаголов.
Диахрония – историческая последовательность развития отдельных языковых явлений.
Интеръективация – образование производных междометий.
Коннотатиция – добавочные семантические или стилистические оттенки, которые накладываются на основное значение слова, служат для выражения эмоционально-экспрессивной окраски.
Конъюкционализация – переход самостоятельных частей речи в союзы.
Многозначность слова – наличие у одного итого же слова нескольких связанных между собой значений.
Модаляция – образование вводных слов.
Нумерализация – переход слов в категорию числительных.
Омографы – слова, совпадающие по написанию, но различные по произношению.
Омофоны – слова, одинаково звучащие, но имеющие разное написание.
Омоформы – слова, морфемы которых совпадают по звуковому составу, но различаются по значению.
Слайд 25Омонимы лексические – слова, принадлежащие к одной и той же
части речи, одинаково звучащие, но разные по лексическому значению.
Омонимы
грамматические – слова, совпадающие по звучанию, близкие по лексическому значению, но различные по грамматическим характеристикам.
Парадигма- совокупность форм словоизменения одного и того же слова.
Партикуляция – образование частиц.
Предикативация – образование слов категории состояния.
Препозиционализация – образование производных предлогов.
Прономинализация – переход других частей речи в местоимения.
Семантика – смысловая сторона, значение отдельных языковых единиц: морфем, слов, словосочетаний, а также грамматических форм.
Синонимы- слова, близкие или тождественные по своему значению, но различающиеся или оттенками значений, или стилистической окраской.
Синхрония – состояние языка на определенном этапе исторического развития в качестве цельной системы лексических, грамматических и фонетических элементов.
Субстантивация – переход слов в категорию имён существительных