Слайд 1 ТЕМА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ:
Игровые технологии на уроках русского языка как
средство развития познавательной активности у учащихся.
Слайд 2 Цель:
показать опыт по внедрению
игровых технологий в учебный процесс и эффективность метода.
Задачи:
1. Раскрыть
особенности педагогических игр;
2. Показать возможную методику организации уроков с использованием игровых технологий;
3. Определить, какое место игровые технологии занимают в учебно-воспитательном процессе;
Слайд 3Гипотеза: Игровые технологии способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности
учащихся.
Слайд 4Сухомлинский говорил: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки,
музыки, рисунка, фантазии, творчества!»
В современной школе возникает насущная потребность в
расширении активных форм обучения. К таким активным формам обучения относятся игровые технологии.
Задача учителя – научить каждого ребёнка самостоятельно учиться, сформировать у него потребность активно относится к учебному процессу. Одно из средств, которое окажет реальную помощь ученикам – игра.
Слайд 5Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет
сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом
уровне, но и будничные шаги по изучению предметов. Занимательность условного мира игры делает положительной, эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации. А эмоциональность игрового действия активизирует познавательную деятельность.
Слайд 6Мне бы хотелось остановиться на трёх основных видах игр:
ДИДАКТИЧЕСКИЕ
ИГРЫ
СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
Слайд 7ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА
Одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес к
занятиям по русскому языку, является дидактическая игра. Цель игры пробудить
интерес к познанию, науке, книге, учению. В младшем школьном возрасте игра наряду с учением занимает важное место в развитии ребенка. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность значительно повышается.
Слайд 8ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
Ведь то, что игра – это часть учебного процесса,
ни для кого не секрет. Игра помогает формированию фонематического восприятия
слова , обогащает ребенка новыми сведениями, активирует
мыслительную деятельность, внимание, а главное- стимулирует речь. В результате чего у детей появляется интерес к русскому языку. Не говоря уже о том, что дидактические игры по русскому языку способствуют формированию орфографической зоркости младшего школьника.
Слайд 9ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
На протяжении нескольких лет работы в начальных классах я
наблюдала, что занятия русским языком не всегда вызывают у учащихся
интерес. Некоторые дети считают его скучным предметом. Нежелание заниматься русским языком порождает неграмотность. Я задумалась над тем, как пробудить интерес к занятиям, как повысить грамотность письма. Перечитала много литературы, проанализировала свои уроки и пришла к выводу, что пробудить интерес к русскому языку можно, если систематически накапливать и отбирать увлекательный материал, способный привлечь внимание каждого ученика.
Слайд 10ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ, КОТОРЫЕ Я ИСПОЛЬЗОВАЛА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.
I. «Выбери
три слова» ( Ее можно использовать на закрепление любых темах
по русскому языку)
На 9 карточках записаны девять слов:
1-й набор: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб.
2-й набор: подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей.
Слайд 11Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого
окажутся три слова , имеющую одинаковую орфограмму.
подъезд съемка
подъем
склад град клад
ворона ворота воробей
рыбка дубки гриб
вьюга варенье ручьи
чулок чучело чум
Слайд 12II. «ПОЧТАЛЬОН».
Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения.
Дети
определяют, куда их пригласили.
Слайд 13ПОЧТАЛЬОН
огород
гря-ки
кали-ка
реди-ка
морко-ка
парк
доро-ки
бере-ки
ду-ки
ли-ки
Слайд 14ПОЧТАЛЬОН
море
пло-цы
фла-ки
ло-ки
остро-ки
школа
кни-ки
обло-ки
тетра-ка
промока-ка
Слайд 15ПОЧТАЛЬОН
столовая
хле-цы
пиро-ки
сли-ки
голу-цы
зоопарк
кле-ка
марты-ка
тра-ка
реше-ка
Слайд 16Важная роль занимательных дидактических игр состоит еще и в том,
что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у
детей, чувствующих свою собственную несостоятельность, создает положительный эмоциональный настрой в ходе урока.
Ребенок с удовольствием выполняет любые задания и упражнения учителя. И учитель, таким образом, стимулирует правильную речь ученика как устную, так и письменную.
Слайд 17СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ
Уроки с использованием игр или игровых ситуаций являются эффективным
средством обучения и воспитания, поскольку отход от традиционного построения урока
и введение игрового сюжета привлекают внимание учащихся всего класса. Содержание игры – это всегда осуществление ряда учебных задач. В игре ученики попадают в ситуацию, позволяющую им критически оценивать свои знания в действии, привести эти знания в систему.
Слайд 18СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА
Сюжетно-ролевые игры носят, преимущественно, коллективный характер. Основные компоненты ролевой
игры – тема, содержание, воображаемая ситуация, сюжет и роль.
Усваивая разные
понятия на уроках, учащиеся становятся «участниками» событий, представляют себя специалистами разных профессий. Ролевую игру можно готовить заранее, можно проводить с одним учеником, с группой учащихся или со всем классом.
Слайд 19СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА.
Считаю, что уроки в начальной школе должны проходить в
доступной и игровой форме. Это позволяет постоянно поддерживать внимание и
интерес детей необычностью и новизной. Они с большим восторгом встречают все новое, им самим предоставляется возможность фантазировать, развивать творческое воображение. Урок для них становится интересным и нескучным. Казалось бы, сложные упражнения выполняются легко и непринужденно.
Подобные уроки всегда вызывают интерес у детей, все зависит от творчества педагога, его желания экспериментировать и творить.
Слайд 20В своём классе сюжетно – ролевые игры я использую на
уроках путешествиях, грамматических сказках.
УРОК – ПУТЕШЕСТВИЕ.
Слайд 21ГРАММАТИЧЕСКАЯ СКАЗКА.
В роли актёров участвуют ученики.
Слайд 22Жил-был корень, обычный, не очень сложный, но очень древний. За
долгую жизнь обзавелся он большой семьей. Тут и существительные: стройка,
строитель, строительство, строение и прилагательные: строительный, строевой, и глаголы : строить, строиться. Видятся родные и близкие нечасто, письма писать некогда, вот и решил наш старец собрать всю свою большую родню. Разослал пригласительные открытки. Первыми откликнулись братья - глаголы строить и строиться с семействами. Не заставили себя ждать долго и остальные. Явились. Выстроились. Все как на подбор, любят дело делать, у каждого для того своя приставка имеется: у кого вы, у кого до, есть и за, на, от, по, од, при. Порадовался гостеприимный хозяин, возгордился: "Молодцы, родственники, вон какую богатую коллекцию приставок собрали!" Глаголы деловые, энергичные. И сегодня работают, и в прошедшем потрудились они на славу, и о будущем не забывают. Существительные от них не отстают - спешат в гости к деду. У них и приставок много, и суффиксами они не бедны.
Задания:
1. Попробуйте записать этих многочисленных родственников.
2. Как же зовут старца - прародителя, от которого все они произошли?
Слайд 24 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В
НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
«Научить
человека жить в информационном мире – важнейшая задача современной школы!» А.П.Семёнов
Информационно-коммуникативные технологии
Цели использования ИКТ:
осуществить переход от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному;
способствовать активизации познавательной сферы обучающихся;
повысить положительную мотивацию обучения;
использовать как средство самообразования;
повышение уровня знаний
осуществление проектной деятельности младших школьников с использованием ИКТ
Слайд 26Спектр использования возможностей ИКТ достаточно широк.
Однако, работая с детьми
младшего школьного возраста, необходимо помнить заповедь: “Не навреди!” Следовательно, ИКТ
должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребенку разобраться в потоке информации, воспринять ее, запомнить, а ни в коем случае не подорвать здоровье. Применение ИКТ на уроках должно носить щадящий характер. Планируя урок в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ.
Слайд 27 ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА.
Во всем мире интерактивные доски
используются в образовательной сфере, они могут применяться на любых уроках
и при преподавании любых дисциплин.
Что дает использование интерактивных досок в школе?
Ясную, эффективную и динамичную подачу учебного материала
Используя интерактивную доску, преподаватели могут сделать свои занятия более яркими, могут выбирать различные стили обучения, работать с различными приложениями и ресурсами, ориентироваться на определенные потребности разных возрастных групп.
Слайд 31Ученик – это не сосуд,
который надо заполнить, а факел,
который надо зажечь.
Л.Г. Петерсон