Разделы презентаций


Интеллектуальная викторина "Своя игра"

Содержание

КатегорииФинал

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Интеллектуальная

викторина по русскому языку «Своя игра»


Интеллектуальная

Слайд 2 Категории
Финал

КатегорииФинал

Слайд 3
ВОПРОС

Что изучают лексика и фразеология?



ОТВЕТ

ВОПРОСЧто изучают лексика и фразеология?ОТВЕТ

Слайд 4
ОТВЕТ

Лексика (гр. lexikуs – «относящийся к слову», logos – «учение»)

- это раздел науки о языке, который изучает словарный состав

языка.

Фразеология (от греч. phrásis – «выражение» и logos – «учение») - раздел языкознания, изучающий фразеологический состав языка.


ОТВЕТЛексика (гр. lexikуs – «относящийся к слову», logos – «учение») - это раздел науки о языке, который

Слайд 5ВОПРОС

«Чудесный квадрат»


По горизонтали запишите:
1) вид топлива;
2) упрямое животное;


3) корнеплод,
4) синоним к слову знамя.




ОТВЕТ

ВОПРОС «Чудесный квадрат»        По горизонтали запишите:   1) вид

Слайд 6
ОТВЕТ

А теперь прочитайте слова по вертикали. Получились те же слова!




ОТВЕТА теперь прочитайте слова по вертикали. Получились те же слова!

Слайд 7ВОПРОС

Назовите антонимы в пословицах:
Ученье – свет, а неученье – тьма. Сытый

голодного не разумеет. Мир строит – война разрушает. Старый друг лучше новых

двух. Друг спорит, а недруг поддакивает.

ОТВЕТ

ВОПРОСНазовите антонимы в пословицах: Ученье – свет, а неученье – тьма. Сытый голодного не разумеет. Мир строит

Слайд 8ОТВЕТ



Антонимы в пословицах:
Ученье – неученье, свет – тьма. Сытый – голодный. Мир

– война, строит – разрушает. Старый – новый. Друг – недруг, спорит

–поддакивает.
ОТВЕТАнтонимы в пословицах: Ученье – неученье, свет – тьма. Сытый – голодный. Мир – война, строит –

Слайд 9
ВОПРОС

Вспомните фразеологизмы со словом голова.
ОТВЕТ

ВОПРОСВспомните фразеологизмы со словом голова.ОТВЕТ

Слайд 10ОТВЕТ





Фразеологизмы со словом голова:


Человек с головой.

Горячая голова.

Быть на голову выше. В певую голову.
Выдать с головой. Голова кругом идёт.
Повесить голову. Из головы вон.
Как снег на голову. Ломать голову.
Поднять голову. Сложить голову.
С ног до головы. Потерать голову.
Разбить наголову. С больной головы на
здоровую.

ОТВЕТФразеологизмы со словом голова:   Человек с головой.        Горячая

Слайд 11
ВОПРОС


ОТВЕТ
Подберите к каждому из данных слов

синоним и антоним.

Жара – ... , ... .
Работа – ... , ... .
Грусть – ... , ... .
Аккуратный – ... , ... .
Бранить – ... , ... .
ВОПРОСОТВЕТПодберите к каждому из данных слов        синоним и антоним.

Слайд 12ОТВЕТ





Жара – зной, холод.
Работа – дело, безделье.
Грусть – печаль, радость.
Аккуратный

– опрятный, неряшливый.
Бранить – ругать, хвалить.

ОТВЕТЖара – зной, холод.Работа – дело, безделье.Грусть – печаль, радость.Аккуратный – опрятный, неряшливый.Бранить – ругать, хвалить.

Слайд 13ВОПРОС




Что изучает фонетика?


ОТВЕТ

ВОПРОСЧто изучает фонетика?ОТВЕТ

Слайд 14
ОТВЕТ

Фонетика (греч. phonetikos – «звуковой», от phone – «звук»)– раздел

языкознания, изучающий звуки речи.

ОТВЕТФонетика (греч. phonetikos – «звуковой», от phone – «звук»)– раздел языкознания, изучающий звуки речи.

Слайд 15ВОПРОС

Загадки – шутки

1. Чем кончаются день и ночь?
2. Что стоит

посередине земли?
3. Чем кончается лето и начинается осень?
ОТВЕТ

ВОПРОСЗагадки – шутки1. Чем кончаются день и ночь?2. Что стоит посередине земли?3. Чем кончается лето и начинается

Слайд 16
ОТВЕТ


1.

Мягким знаком.

2. Буква М.
3. Буквой О.


ОТВЕТ         1. Мягким знаком.

Слайд 17ВОПРОС
Решите народную скороговорку-загадку.

Летели галки и сели на палки. Если на

каждой палке сядет по галке, то для одной галки не

хватит палки. Если на каждой палке сядет по две галки, то одна из палок останется без галок. Сколько было палок? Сколько было галок?

ОТВЕТ

ВОПРОСРешите народную скороговорку-загадку.Летели галки и сели на палки. Если на каждой палке сядет по галке, то для

Слайд 18ОТВЕТ
Три палки и четыре галки.

ОТВЕТТри палки и четыре галки.

Слайд 19ВОПРОС


Как называется наука, изучающая нормы произношения?
ОТВЕТ

ВОПРОСКак называется наука, изучающая нормы произношения?ОТВЕТ

Слайд 20ОТВЕТ

ОРФОЭПИЯ (от греч. orthos – «правильный» и epos – «речь»)

- правильное произношение. Слово орфоэпия

употребляется в двух значениях: 1) система единых норм произношения в литературном языке;
2) наука (раздел фонетики), занимающаяся нормами произношения, их обоснованием и установлением.


ОТВЕТОРФОЭПИЯ (от греч. orthos – «правильный» и epos – «речь») - правильное произношение.

Слайд 21ВОПРОС


Во что превратятся башня, борт, бочка, быль, жар, жалость, если

заменить в них начальные звонкие согласные парными им глухими?
ОТВЕТ

ВОПРОСВо что превратятся башня, борт, бочка, быль, жар, жалость, если заменить в них начальные звонкие согласные парными

Слайд 22ОТВЕТ

башня – пашня
борт - порт,
бочка - почка,
быль

- пыль, жар - шар, жалость – шалость.

ОТВЕТбашня – пашня борт - порт, бочка - почка, быль - пыль, жар - шар, жалость –

Слайд 23
ВОПРОС


Что изучает морфология?
ОТВЕТ

ВОПРОСЧто изучает морфология?ОТВЕТ

Слайд 24ОТВЕТ

Морфология (от греч. morphe - «форма»,

logos - «учение») - это раздел науки

о языке, изучающий грамматические формы и грамматические значения частей речи.


ОТВЕТМорфология (от греч. morphe - «форма»,        logos - «учение») -

Слайд 25
ВОПРОС


Перечислите известные Вам части речи.
ОТВЕТ

ВОПРОСПеречислите известные Вам части речи.ОТВЕТ

Слайд 26ОТВЕТ










ОТВЕТ

Слайд 27
ВОПРОС

Назовите литературные произведения, в названиях которых
встречаются числительные.
ОТВЕТ

ВОПРОСНазовите литературные произведения, в названиях которыхвстречаются числительные. ОТВЕТ

Слайд 28ОТВЕТ

С. Маршак «Двенадцать месяцев»,
А. Дюма «Три мушкетёра»,
М. Ю. Лермонтов «Три

пальмы»,
А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»,
В.

Каверин «Два капитана»,
Д. Лондон «Сердца трёх» и т. д.


ОТВЕТС. Маршак «Двенадцать месяцев»,А. Дюма «Три мушкетёра»,М. Ю. Лермонтов «Три пальмы»,А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне

Слайд 29ВОПРОС
Ответьте на шуточные вопросы:
1. Какие местоимения читаются одинаково слева направо

и справа налево?
2. Какие два местоимения мешают автотранспорту?
3) Какие три

местоимения самые чистые?



ОТВЕТ

ВОПРОСОтветьте на шуточные вопросы:1. Какие местоимения читаются одинаково слева направо и справа налево?2. Какие два местоимения мешают

Слайд 30
ответ


1. ОНО, ТОТ
2. Я – МЫ
3. ВЫ – МЫ –

ТЫ

ответ1. ОНО, ТОТ2. Я – МЫ3. ВЫ – МЫ – ТЫ

Слайд 31ВОПРОС


К каким частям речи относятся слова:
быт – быть, ел –

ель,

жал – жаль, плач – плачь, шест – шесть, ясен – ясень?

ОТВЕТ

ВОПРОСК каким частям речи относятся слова:быт – быть, ел – ель,

Слайд 32ОТВЕТ


быт (сущ.) – быть (глагол),

ел (глагол) – ель (сущ.),

жал (глагол) – жаль (наречие), плач (сущ.) – плачь (глагол), шест (сущ.) – шесть (числ.), ясен (кр. прил) – ясень (сущ.).


ОТВЕТбыт (сущ.) – быть (глагол),        ел (глагол) – ель (сущ.),

Слайд 33Что изучает орфография?
ВОПРОС - (АУКЦИОН)
ОТВЕТ

Что изучает орфография? ВОПРОС - (АУКЦИОН)ОТВЕТ

Слайд 34ОТВЕТ
Орфография (греч., от orthós - «правильный» и gráphõ –

«пишу») - правописание, система правил, определяющих единообразие способов передачи речи

(слов и грамматических форм) на письме.


ОТВЕТ Орфография (греч., от orthós - «правильный» и gráphõ – «пишу») - правописание, система правил, определяющих единообразие

Слайд 35ВОПРОС
Определите, в какой последовательности пропущены гласные в словах:
Ф..соль, с..наторий, ярм..рка,

мак..роны.

1) а, а, а, а.
2) а, о,

о, а.
3) а, а, о, о.


ОТВЕТ

ВОПРОСОпределите, в какой последовательности пропущены гласные в словах:Ф..соль, с..наторий, ярм..рка, мак..роны. 1) а, а, а, а. 2)

Слайд 36ОТВЕТ
1) а, а, а, а.

ОТВЕТ1) а, а, а, а.

Слайд 37ВОПРОС
Назовите орфограмму и

слова - исключения.

1. Ц . рк, ц

. фра, панц . рь.

2. Ц . ган, ц . плёнок, ц . ц.

ОТВЕТ

ВОПРОСНазовите орфограмму и           слова - исключения.1. Ц

Слайд 38ОТВЕТ
Орфограмма «Гласные и и ы после ц».

Слова – исключения:


цыган, цыплёнок, цыц.

ОТВЕТОрфограмма «Гласные и и ы после ц».Слова – исключения:  цыган, цыплёнок, цыц.

Слайд 39ВОПРОС

Прослушайте песню Радионяни. Сформулируйте правило, о котором идёт речь

в песне, приведите примеры на данное правило.
ОТВЕТ

ВОПРОС Прослушайте песню Радионяни. Сформулируйте правило, о котором идёт речь в песне, приведите примеры на данное правило.

Слайд 40ОТВЕТ
Непроизносимые согласные в корне слова.

Для проверки непроизносимого согласного

в корне необходимо подобрать родственное слово, чтобы этот согласный слышался

отчётливо:

солнце – солнышко, прелестный – прелесть, местность – место, окрестный – перекрёсток, сердце – сердечко, пастбище – пасти,
грустно – грустить, здравствуйте – здравие, чудесный – чудеса, ясно - ясен.


ОТВЕТ Непроизносимые согласные в корне слова. Для проверки непроизносимого согласного в корне необходимо подобрать родственное слово, чтобы

Слайд 41ВОПРОС
ОТВЕТ
Вставьте пропущенные буквы. Сформулируйте правило написания согласных на конце

приставок.
Бе . шумный, ра . дать, бе . ударный (гласный).

ВОПРОС ОТВЕТВставьте пропущенные буквы. Сформулируйте правило написания согласных на конце приставок.Бе . шумный, ра . дать, бе

Слайд 42ОТВЕТ
Бесшумный, раздать, безударный (гласный).


Правописание приставок раз - (рас -),

без- (бес-), из- (ис-), воз- (вос-) зависит от их произношения:
З

– произносится и пишется перед звонким согласным в корне;
С – произносится и пишется перед глухими согласными в корне.
ОТВЕТ Бесшумный, раздать, безударный (гласный).Правописание приставок раз - (рас -), без- (бес-), из- (ис-), воз- (вос-) зависит

Слайд 43ВОПРОС
Что изучают синтаксис и пунктуация?

ОТВЕТ

ВОПРОС Что изучают синтаксис и пунктуация?ОТВЕТ

Слайд 44ОТВЕТ
Синтаксис (от греч . syntaxis – «построение, порядок») – раздел

грамматики, который изучает строение и значение словосочетаний, предложений, текста.
Пунктуация (от

лат. punctum – «точка») - система знаков препинания, правила их употребления, их расстановка в тексте.


ОТВЕТСинтаксис (от греч . syntaxis – «построение, порядок») – раздел грамматики, который изучает строение и значение словосочетаний,

Слайд 45ВОПРОС
Расшифруйте схемы предложений, назовите пунктуационные правила, приведите примеры.

[ ],

и [ ].
А: «П».
«П», - а.
[О, …]!
ОТВЕТ

ВОПРОС Расшифруйте схемы предложений, назовите пунктуационные правила, приведите примеры.[ ], и [ ].А: «П».«П», - а.[О, …]!ОТВЕТ

Слайд 46ОТВЕТ
1. Запятая в сложном предложении: [

], и [ ].
2, 3. Пунктуация в предложениях

с прямой речью: А: «П». «П», - а.
4. Знаки препинания при обращении: [О, …]!


ОТВЕТ 1. Запятая в сложном предложении:    [  ], и [  ].2, 3.

Слайд 47«КОТ В МЕШКЕ»
Рассказывают, что французский писатель Виктор Гюго в день

выхода в свет своей новой книги, желая узнать, как идёт

её распродажа, послал издателю записку, в которой стоял один только вопросительный знак: « »
Ответ издателя был не менее остроумным и кратким. Как ответил издатель писателю?

ОТВЕТ

«КОТ В МЕШКЕ»Рассказывают, что французский писатель Виктор Гюго в день выхода в свет своей новой книги, желая

Слайд 48ОТВЕТ
Ответ издателя: « »

ОТВЕТОтвет издателя: «  »

Слайд 49 вопрос
Расскажите об однородных членах предложения, найдите ошибки в схемах:


ОТВЕТ
[ О

и О ].
[ - = ] и [ - =].
[

О а О].

[ О , О].


Слайд 50ОТВЕТ

[О и О].
[ - = ], и [ - =].
[О,

а О].
Однородные члены предложения — это члены предложения, которые являются

одинаковыми членами предложения, связаны между собой сочинительной связью (при помощи сочинительных союзов и интонации или только интонационно) и зависят от одного и того же слова или подчиняют его себе (одинаково относятся к одному и тому же члену предложения).

[О , О].

ОТВЕТ[О и О].[ - = ], и [ - =].[О, а О].Однородные члены предложения — это члены

Слайд 51ВОПРОС
Что изучают морфемика и словообразование?
ОТВЕТ

ВОПРОСЧто изучают морфемика и словообразование?ОТВЕТ

Слайд 52ВОПРОС
Морфемика (греч. morphe – «форма») – это раздел языка, изучающий

значимые структурные части слова и его формы.
Словообразование – раздел

языка, изучающий способы образования слов.


ВОПРОСМорфемика (греч. morphe – «форма») – это раздел языка, изучающий значимые структурные части слова и его формы.

Слайд 53ВОПРОС

Назовите значимые части слова. Какие из них служат

для образования новых слов? А какие образуют формы одного и

того же слова.

ОТВЕТ

ВОПРОС  Назовите значимые части слова. Какие из них служат для образования новых слов? А какие образуют

Слайд 54ОТВЕТ
Значимые части слова:

Приставки, суффиксы служат для образования новых слов, окончание

служит для изменения слова и выражения его грамматического значения.

ОТВЕТЗначимые части слова:Приставки, суффиксы служат для образования новых слов, окончание служит для изменения слова и выражения его

Слайд 55ВОПРОС
Игра «Третий лишний»

1. Рисунок, рисовать, рисовая (каша).
2. Водитель, вода,

водить.
3. Запах, пахать, пахарь.
4. Море, измор, морской (берег).
ОТВЕТ

ВОПРОС Игра «Третий лишний»1. Рисунок, рисовать, рисовая (каша).2. Водитель, вода, водить.3. Запах, пахать, пахарь.4. Море, измор, морской

Слайд 56ОТВЕТ
1. Рисунок, рисовать, рисовая (каша).
2. Водитель, вода, водить.
3. Запах,

пахать, пахарь.
4. Море, измор, морской (берег).


ОТВЕТ 1. Рисунок, рисовать, рисовая (каша).2. Водитель, вода, водить.3. Запах, пахать, пахарь.4. Море, измор, морской (берег).

Слайд 57ВОПРОС
Назовите основные способы образования слов в русском языке.
ОТВЕТ

ВОПРОС Назовите основные способы образования слов в русском языке.ОТВЕТ

Слайд 58ОТВЕТ

ОТВЕТ

Слайд 59ВОПРОС
ОТВЕТ
Составьте слово!

Приставка такая же, как в слове полёт.
Корень такой же,

как в слове дарить.
Суффикс такой же, как в слове дружок.

Окончание такое же, как в слове лес.

ВОПРОСОТВЕТСоставьте слово!Приставка такая же, как в слове полёт.Корень такой же, как в слове дарить.Суффикс такой же, как

Слайд 60ОТВЕТ
ПОДАРОК

ОТВЕТ ПОДАРОК

Слайд 61ВОПРОС
Соединив буквы ходом шахматного коня, вы прочитаете русскую народную пословицу,

которую следует всем помнить. Первый ход надо сделать с белого

поля в левом верхнем углу. Какой знак препинания отсутствует на шахматной доске?

ОТВЕТ


ВОПРОССоединив буквы ходом шахматного коня, вы прочитаете русскую народную пословицу, которую следует всем помнить. Первый ход надо

Слайд 62ОТВЕТ
Повторение – мать учения.

ОТВЕТ Повторение – мать учения.

Слайд 63ФИНАЛ
Задача - шутка
Загадочные круги
Волшебная буква
Вопрос и ответ
Из двух слов

- одно

ФИНАЛЗадача - шуткаЗагадочные кругиВолшебная буква Вопрос и ответИз двух слов - одно

Слайд 64ВОПРОС

10 БАЛЛОВ

В какую букву и какое число надо вписать,
чтобы это число увеличилось на единицу?



ОТВЕТ
Задача имеет два решения: в букву О можно вписать в 7 или в 17, получится в-о-семь или в-о-семнадцать.

ВОПРОС

Слайд 65ВОПРОС

10 БАЛЛОВ

По кругу написано шесть букв. Сколько слов – имён существительных – можно прочитать?
К
О О

С Л
Е



ОТВЕТ: сок, кол, око, село, осёл, сокол, лес, лесок, колесо.


ВОПРОС

Слайд 66ВОПРОС

10 БАЛЛОВ

Старик Хоттабыч и Буратино занялись изучением русского языка. Взял Хоттабыч согласную букву и прибавил к ней часть лица – у него получилось животное. Прибавил к этой же букве полевое растение – и перед ним лиственное дерево.
Не выдержал тогда Буратино:
- Дай-ка и я попробую.
Прибавил он к этой букве морское животное – оно превратилось в насекомое. Удивился Буратино.
А старик Хоттабыч говорит:
- Эта волшебная буква обладает ещё свойством делать кожаный пояс камнем, а речных рыб – столярным инструментом.
Назовите эту волшебную букву!




ОТВЕТ: буква к (к-рот, к-лён, к-омар, к-ремень, к-лещи).

ВОПРОС

Слайд 67ВОПРОС

10 БАЛЛОВ

1. Что можно видеть с закрытыми глазами?
2. Ты за ней, она от тебя, ты от неё, она за тобой. Что это?
3. Чем больше из неё берёшь, тем больше она становится. Что это?



ОТВЕТЫ: 1) сон, 2) тень, 3) яма.

ВОПРОС

Слайд 68ВОПРОС

10 БАЛЛОВ

К словам, данным в левом столбике, подберите слова из правого столбика так, чтобы у вас получились новые слова.
вол рак
приз овод
сено рис
кипа вал
сад окно





ОТВЕТ: волокно, призрак, сеновал, кипарис, садовод.

ВОПРОС

Слайд 69
Использованная литература:

Александрович Н. Ф. Занимательная грамматика. Издательство «Народная Асвета», Минск,

1964.

2. Морозова М. М. Виды внеклассной работы по русскому языку.

М, «Просвещение», 1968.

3. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., «АЗЪ», 1996.




Использованная литература:Александрович Н. Ф. Занимательная грамматика. Издательство «Народная Асвета», Минск, 1964.2. Морозова М. М. Виды внеклассной работы

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика