Слайд 1Использование приёмов деятельностного метода обучения в написании сочинения-рассуждения
(часть С –
11 класс)
Мингазутинова Павлина Ивановна, учитель русского языка и литературы высшей
категории МБОУ Момотовской СОШ Казачинского района
Слайд 2Описание условий обучения
Тип- общеобразовательное учреждение
Вид ОУ- средняя общеобразовательная школа
МБОУ Момотовская
СОШ
Программа и УМК под редакцией А.И. Власенкова, Л.М.Рыбченковой
Количество часов-1
Факультатив-2
Слайд 3Краткая характеристика учащихся
В школе обучаются дети из 9 деревень. В
10 класс приезжают выпускники двух основных школ. Половина приезжающих детей
говорит на татарском и чувашском языках. У большинства родителей нет возможности отправить ребёнка после 9 класса учиться, поэтому в 10 класс идут все. Анализ входных контрольных работ сразу показал уровень подготовки и выявил основную проблему.
Слайд 4Проблема:
Несформированность у старшеклассников общеучебных умений и навыков работы с текстом
Слайд 5
Скажи мне, и я забуду,
покажи мне, и я запомню,
дай мне действовать самому,
и я научусь.
Слайд 6Структура сочинения-рассуждения
Типичное (полное) рассуждение строится по схеме, в которой выделяются
три части:
• тезис (положение, которое надо доказать) От тезиса к
аргументам можно поставить вопрос «Почему?»;
• аргументация (доказательства, доводы) (Потому что..);
• вывод (общий итог).
Слайд 7М. Горький:
«Прежде чем начать писать, я задаю себе три
вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать».
Слайд 9Использование приёма «Говорящий карандаш».
Каждый ученик даёт одно определение предмету и
передаёт карандаш другому ученику.
1-эта проблема актуальная, 2-эта проблема значимая, 3-эта
проблема злободневная и т.д.
Слайд 10Проблему можно определить как
сложную, трудную, важную, серьезную, глубокую, основную,
главную, актуальную, злободневную, острую, назревшую, философскую, политическую, идеологическую, социальную, национальную,
международную.
Проблема имеет свой объект,
например, проблемы войны, мира, экономики, политики, идеологии, воспитания, образования.
Автором проблема может быть
поставлена, изложена, рассмотрена, выдвинута, затронута, поднята, сформулирована, исследована, проанализирована
Слайд 11Как начать сочинение?
С кратких сведений об авторе, о
его творчестве, если это имеет отношение к тексту.
Использование приёма
«Снежный ком» (работа в группах)
Разобьём фразу на фрагменты.
1.Автор текста-В П. Астафьев, 2.наш знаменитый земляк,3.один из удивительных мастеров художественного слова, 4.с любовью писавший о деревне 5.и деревенских жителях.
Слайд 12Прочитайте текст
В отлогих, почти горизонтальных лучах утреннего солнца загораются капли
росы. Если сказать, что в каждой капле горит по солнцу,
значит ничего не сказать о сверкании росного утра. Можно, конечно с тщательностью выписать, как одни капли мерцают глубокой зеленью, другие – чисто-кровавого цвета, третьи – матово светятся изнутри, четвёртые – молочно-голубые, пятые – белые, как молоко, но просвеченные огненной искоркой. Можно написать, как это разноцветное горение сочетается с синевой, желтизной, розоватостью, лиловостью и белизной луговых цветов и как луговые цветы, просвеченные солнцем, кидают свои цветные тени, свою синеву или желтизну на ближайшие капельки хрустальной влаги и заставляют их быть то синими, то жёлтыми, то зелёными. (В.Солоухин)
Слайд 16Результативность эффективности использования деятельностного подхода в написании сочинения-рассуждения.