Слайд 1Использование психогимнастики
в дошкольном учреждении
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка детский сад № 15 «Светлячок»
Учитель-логопед Стойкина Е.А.
Слайд 2Психогимнастика
Психогимнастика - это курс специальных занятий (этюдов, упражнений
и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики
ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). (СНОСКА: Из книги: Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 1990).
В её основе лежит игра, являющаяся основным видом деятельности дошкольника.
Слайд 3Прежде всего такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью,
непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического
развития и другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни.
Не менее важно использовать психогимнастику в психопрофилактической работе с практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки.
Когда использовать психогимнастику?
Слайд 4Также нужно включать психогимнастический комплекс в дни, когда запланированы занятия
с высокими интеллектуальными или психоэмоциональными нагрузками.
Слайд 5Основная цель занятий по психогимнастике — овладение навыками управления своей
эмоциональной сферой: развитие у детей способности понимать, осознавать свои и
чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно переживать.
Слайд 6ЦЕЛЬ
психогимнастики
Психогимнастика по методике М.И. Чистяковой прежде всего направлена на
обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений в
воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в саморасслаблении.
Дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими, овладевают азбукой выражения эмоций. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.
Слайд 7Для этого педагогу необходимо решать следующие методические задачи: фиксировать внимание
ребенка на чужих проявлениях эмоций; учить подражательно воспроизводить чужие эмоции;
фиксировать внимание на своих мышечных ощущениях как проявлениях этих эмоций; анализировать и словесно описывать мышечные проявления эмоций; повторно воспроизводить эмоции в заданных упражнениях; контролировать ощущения.
Слайд 8Структура занятий по психогимнастике
Начальный этап — беседа с детьми,
художественное слово, загадка, яркая, красочная игрушка, сюрпризный момент и другое.
Цель: мотивация детей на тематику занятия или другую форму работы.
Слайд 9Структура занятий по психогимнастике
Этап проживания действий — отработка основных
движений, гимнастических упражнений и другое. Цель: достижение результата обучающих, воспитательных
и развивающих задач.
Слайд 10Структура занятий по психогимнастике
Этап организации эмоционального общения. Цель: тренировка
общих способностей словесного и несловесного воздействия детей друг на друга.
В содержание общения ребенка со взрослым или сверстником включаются такие упражнения, как обмен ролями партнеров по общению, оценка своих эмоций и эмоций партнера. Ребенок тренируется точно выражать и переживать свои чувства, а также понимать чувства, эмоции, действия, отношения других детей, учится сопереживать.
Слайд 11Структура занятий по психогимнастике
Этап организации контролируемого поведения.
Цель: тренировка
умения детей регулировать свои поведенческие реакции. Методические задачи: показ и
проигрывание типичных ситуаций с психологическими трудностями; выделение и узнавание типичных форм адаптивного и неадаптивного поведения; приобретение и закрепление приемлемых для ребенка стереотипов поведения и способов разрешения конфликтов;
Слайд 12Заключительный этап.
Цель: закрепление содержания предлагаемого материала, а также положительного
эффекта, стимулирующего и упорядочивающего психическую и физическую активность детей, приведение
в равновесие их эмоционального состояния, улучшение самочувствия и настроения.
Структура занятий по психогимнастике
Слайд 13Пластические этюды
Изобразить ласковую кошечку, игривого жеребенка; довольную, полакомившуюся капустой козочку;
бодливую корову, грозного быка; поросенка, валяющегося в грязи; верблюда, идущего
по пустыне.
Обыгрывание ситуаций
Кошка и мышка.
Изобразить мышонка, попавшего в лапы кошки, и довольную кошку. Показать хитрого мышонка, убежавшего от кошки, и огорченную кошку.
Передать движением, мимикой или иным способом бычка и ежика (по содержанию стихотворения).
Ежик и бычок
Встретил ежика бычок
И лизнул его в бочок.
Но, лизнув его, бычок
Уколол свой язычок.
А колючий еж смеется:
«В рот не суй что попадется!» А. Воронъко
1.Пластические этюды
Слайд 142. Образно-пластическое
творчество детей
Представить: вы строители. Наливаете краску в ведро,
красите стену, ставите лестницу к стене, поднимаетесь по лестнице, забиваете
гвозди молотком, сверлите дырки дрелью, вставляете стекла в раму, проводите электропроводку, открываете и закрываете замок.
Угадайте, что я делаю.
Один ребенок показывает действия строителей, а другие — угадывают.
Образные перевоплощения и оживление предметов
Изобразить подъемный кран, груженый самосвал, брошенный на дороге кирпич, бетономешалку, электродрель и другие инструменты.
Изобразить дом, покинутый хозяевами; разрушенную избушку; дом, в который въезжают новоселы.
Представить себя пилой, полотком, дрелью. Показать назначение этих инструментов.
Слайд 153. Передать мимикой и движением
поведение … Обыгрывание..
Енот-полоскун полощется в
воде, барсук прячется в норе, ежик ищет место для зимней
спячки, лось-великан ходит по болоту, белочка грызет орешки.
Медведь в берлоге.
Осень. Медведь выбирает место для берлоги, ложится и засыпает. Зима. Медведь находится в зимней спячке. Весна. Медведь просыпается, вертит головой, вытягивает поочередно ноги, зевает, потягивается, а затем выходит из берлоги. Лето. Медведь лакомится малиной и ловит рыбу.
Медвежата и пчелы.
Медвежата мед искали, дружно дерево качали. Показать, как раскачивается дерево. Изобразить, как медведь залезает на него, запускает лапу в улей, ест сладкий мед, выражая удовольствие. Пчелы нападают и жалят медведя, ему больно. Показать, как медведь отмахивается, бежит, а затем прыгает в воду. Изобразить: вам жалко медведя.
Слайд 16Изобразить движением, мимикой или другим способом птиц и зверей (зайца,
медведя, лису и других) по содержанию стихотворений.
Шумный Ба-Бах
В очень громких
сапогах
Ходит по лесу Ба-Бах!
И, заслышав этот звук,
В ветках спрятался Тук-тук,
На сосну взбежал Цок-цок,
В чащу кинулся
Прыг-скок;
Чик-чиришка в листья — порх!
Шебуршонок в норку — порх!
Тихо-тихо все сидят
И, хихикая, следят,
Как шумит в лесу Ба-Бах
В очень громких сапогах. Дж. Ривз
Мишка
Бедный мишка заболел —
Мишка много меда ел.
Мишка плачет и кричит:
— У меня живот болит!
Мишка стонет,
Слезы льет —
У него болит живот.
Непослушный
Жадный мишка
Съел лесной малины
Лишка. Ф. Бобылев
Слайд 17Таким образом, детям, прошедшим курс психогимнастики, становится проще общаться со
сверстниками, легче выражать свои чувства и лучше понимать чувства других.
У них вырабатываются положительные черты характера (уверенность, честность, смелость, доброта и т. п.), изживаются невротические проявления (страхи, различного рода опасения, неуверенность).
Курс психогимнастики проводит педагог -психолог
Слайд 18Уточним, где и как использовать психогимнастику воспитателю ДОУ.
1. В качестве частичного замещения
«физкультурных минуток», предусмотренных в структуре занятия.
2. В качестве ауторелаксации после интенсивной нагрузки
(физической или интеллектуальной)
3. В качестве «оживления» материала в работе по нравственному воспитанию (Вводить в ткань беседы по нравственной проблеме, после чтения литературного фрагмента, или вместо использования педагогической ситуации.)
4. Как самостоятельный вид подгрупповой работы, а также для индивидуальной работы с детьми, имеющими «блеклые» моторные реакции, с детьми, затрудняющимися выразить свои мысли и чувства.
Единицы психогимнастики — ЭТЮДЫ.
Слайд 19Применение элементов психогимнастики В ДОУ
ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ ЗАНЯТИЯ
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
И ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ
КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ
С ЛОГОПЕДОМ И ПСИХОЛОГОМ
ЭТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ- БЕСЕДЫ
СВОБОДНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ДЕТЕЙ
Нравственно –экологические занятия
Слайд 20
В пособии представлены конспекты занятий для детей среднего
и старшего дошкольного возраста. Удачное соединение нравственных бесед с разнообразными
играми, психогимнастическими упражнениями и этюдами поможет развитию эмоциональной и двигательной сферы, формированию этических представлений у детей.
Участие в разыгрывании сюжетов способствует раскрепощению и объединению детей в группы,совершенствованию творческих способностей дошкольников.
Пособие адресовано психологам и педагогам дошкольных учреждений,коррекционно-развивающих центров,руководителям театральных студий и кружков.