Обособление
второстепенных членов предложения.
8 класс
МКОУ
«Куркинская средняя общеобразовательная школа №2»
Учитель русского языка и литературы: Кочергина Наталья Сергеевна
и задачи урока:
Цель:
Обобщить и систематизировать знания, полученные по теме «Обособленные второстепенные члены предложения».
Задачи:
Обучающие:
- повторение элементов знаний: обособление определений, обстоятельств, дополнений, приложений;
- обобщение и закрепление у учащихся знаний по теме « Обособленные второстепенные члены предложения».
Развивающие:
- развитие речи, памяти, положительных эмоций, логического мышления, умения сравнивать и выбирать верное, оценивать достигнутые результаты.
Воспитывающие:
- воспитание интереса к русскому языку, умения слушать учителя и одноклассников, воспитание уважительного отношения друг к другу, ответственного отношения к учёбе; воспитание аккуратности, дисциплинированности.
1 вариант
Пр..т..рать доску, выр..сла у д..рог…,солнеч(?)ный день, с(?)едобный гри(б,п), ш..пот л..ствы, ц..пленок,(не)брежность,подоко(н,нн)ик, пол(лимона), у(с,з)кий мост, осе(н,нн)ий день, глиня(н,нн)ый кувш..н, лисья н..ра, ярко(красный) шарф, изл..гать св..и мысли, инт..ресный ра(с,сс)каз, темная ноч(?),стрич(?) волосы, сп..шу в школу, заг..реть на со..нце, предл..жить помощ..
2 вариант
Вым..кнуть под дождем, цветущее р..стение, прот..рать пыль, об..грать в шахматы, подск..чить от неожиданности, пр..школьный участок, соломен(нн)ая шляпа, две св..чи, научно(популярная ) передача, я рас(сс)ердилась, с(ъ/ь)есть пол(яблока), пр..интересный рас(сс)каз, кле..щий карандаш, зам..реть от восторга, пройти через чащу, усевш..сь под дер..вом, выс..ко над з..млей, (не)брежность.
1 вариант
Протирать доску, выросла у дороги, солнечный день, съедобный гриб, шепот листвы, цыпленок, небрежность, подоконник,
пол-лимона , узкий мост, осенний день, глиняный кувшин, лисья нора, ярко-красный) шарф, излагать свои мысли, интересный рассказ, темная ночь, стричь волосы, спешу в школу, загореть на солнце, предложить помощь.
2 вариант
Вымокнуть под дождем, цветущее растение, протирать пыль, обыграть в шахматы, подскочить от неожиданности, пришкольный участок, соломенная шляпа, две свечи, научно- популярная передача, я рассердилась, съесть пол-яблока, преинтересный рассказ, клеящий карандаш, замереть от восторга, пройти через чащу, усевшись под деревом, высоко над землей, небрежность.
Слайд 5
Обособление- это выделение членов предложения для того, чтобы придать им
относительную смысловую самостоятельность, особую значимость в высказывании
Обособленные
Обособленные второстепенные
члены предложения со значением добавочного сообщения
Обособленные уточняющие члены предложения
Слайд 6Второстепенные члены предложения
Дополнение
(Отвечает на вопросы косвенных падежей)
Обстоятельство
(Где? Куда? Откуда? Как?)
Приложение
(особый
вид определения, выраженный существительным)
Определение
(какой? Чей?)
Слайд 7В устной речи обособленные члены предложения произносятся с особой выделительной
интонацией, а в письменной- выделяются с обеих сторон запятыми.
Сравните:
Сирень,//покрытая росой,//наполняла
воздух нежным ароматом.
Покрытая росой сирень/ наполняла воздух нежным ароматом.
-Смысловые признаки
-Грамматические признаки
-Интонационные признаки
-Пунктуационные признаки
Слайд 8Определение
Распространённое
Выраженное
причастным
оборотом
Нераспространённое
Выраженное
прилагательным
с зависимыми
словами
Выраженное
одиночным
прилагательным
Выраженное
одиночным
причастием
Слайд 9Приложение
Распространённое
Нераспространённое
Выражено
существительными с
зависимыми словами
Выражено
существительным
Слайд 10
Условия обособления определений и приложений
Относится к личному местоимению( во всех
случаях)
Стоит после определяемого слова.
Имеет добавочное
обстоятельственное значение.
Стоит после имени собственного и уточняет его (приложение)
Приложение с союзом как имеет значение причины; имеет при себе слова: по имени, по причине и т. д.
Слайд 11Задание №2
1.Относится к личному местоимению( во всех случаях)
2. Стоит
после определяемого слова.
3.Имеет добавочное обстоятельственное значение
4. Стоит после имени собственного
и уточняет его
5. Приложение с союзом как имеет значение причины; имеет при себе слова: по имени, по причине и т. д.
А)Герасиму, как отличному работнику, тут же дали в руку косу. (И. Тургенев)
Б) А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой!
( М.Ю.Лермонтов)
В) Солнце, еще не вошедшее в силу, греет бережно и ласково.
(В. Солоухин)
Г) Оленька, дочь отставного коллежского асессора Племянникова, сидела у себя во дворе на крылечке. (А. Чехов)
Д) Стиснутая черными чашами и освещенная впереди паровозом, дорога похожа на бесконечный туннель (И.Бунин)
Слайд 12
Проверим:
1)б; 2)в; 3) д; 4)г; 5)а
Относится к личному местоимению(
во всех случаях)
*А он, мятежный, просит
бури, как будто в бурях есть покой!
( М.Ю.Лермонтов)
Стоит после определяемого слова.
* Солнце, еще не вошедшее в силу, греет бережно и ласково.
Имеет добавочное обстоятельственное значение.
*Стиснутая черными чашами и освещенная впереди паровозом, дорога похожа на бесконечный туннель (И.Бунин)
Стоит после имени собственного и уточняет его (приложение) *Оленька, дочь отставного коллежского асессора Племянникова, сидела у себя во дворе на крылечке. (А.Чехов)
Приложение с союзом как имеет значение причины; имеет при себе слова: по имени, по причине и т. д.
*Герасиму, как отличному работнику, тут же дали в руку косу. (И.Тургенев)
на заметку !
Обособленные члены предложения- это средство смыслового и эмоционально-
экспрессивного выделения важных деталей сообщения. Именно поэтому обособленные определения характерны для художественного и публицистического стилей, отличающихся особой экспрессивностью, придают речи особую выразительность.
В научной и деловой речи обособленные определения главным образом используются как прием сжатого, компактного выражения мысли и как средство разнообразия речи.
Слайд 14Обособленные обстоятельства могут быть выражены:
1. одиночными деепричастиями;
2. деепричастными оборотами;
3. существительными
в косвенных падежах с предлогами;
4. наречиями
Слайд 15Обособленные обстоятельства.
В каких случаях обособляются обстоятельства?
1. Если они выражены деепричастными
оборотами и одиночными деепричастиями (за исключением деепричастий, употребляющихся в речи
как наречия образа действия)
*Дождь лил, ровно и однообразно шумя по траве и деревьям.(А.С.Пушкин)
*Маленький паровоз, пыхтя, втаскивал на запасной путь долгожданный второй эшелон. (К.Симонов)
* ! НО: Татьяна любит не шутя(=серьезно). (А.С.Пушкин)
2. Если они выражены существительными с предлогами НЕСМОТРЯ НА, СОГЛАСНО, БЛАГОДАРЯ, ВОПРЕКИ, ПРИ НАЛИЧИИ, ПРИ ОТСУТСТВИИ, ЗА НЕИМЕНИЕМ, ПО ПРИЧИНЕ, ВВИДУ , ВСЛЕДСТВИЕ.
* С раннего утра, несмотря на запрещение подходить к цепи, начальники не могли отбиться от любопытных.( Л.Н. Толстой)
Вследствие этого происшествия, Василий уже более не видался со своими родителями.
Слайд 16Не обособляются:
-одиночные обстоятельства, выраженные наречиями: стоя, сидя, лежа, молча, нехотя,
шутя, не глядя и др.
- фразеологические сочетания, в состав которых
входят деепричастия: слушать раскрыв рот, работать засучив рукава и т.п.
Слайд 17Возьмите на заметку!
В художественных произведениях иногда встречаются случаи авторского обособления
обстоятельств. С помощью этого приема акцентируется внимание читателей на важных,
с точки зрения автора, деталях описания, повествования: *Потом, с досады, она даже топнула ногой.
( Л.Н.Толстой)
* И она снова рассмеялась, щедро, почти до слез.
( Ю.Нагибин)
Слайд 20Творческое задание
9. « Без вас нет мне теперь жизни!» —
причитал несчастный отец, смотря на мёртвых детишек. 10.
« Пусть
я умру вместе с вами!»- кричал пеликан, а из глаз его катились горькие слезы.
11. И он начал клювом раздирать себе грудь у самого сердца. 12.Горячая кровь ручьями хлынула из разверзшейся раны, окропляя бездыханных птенцов.
13. Теряя последние силы, умирающий пеликан бросил прощальный взгляд на гнездо с погибшими птенцами и вдруг от неожиданности вздрогнул…
Почему пеликан вздрогнул?
Попробуйте продолжить текст.
Слайд 21Легенда о пеликане
12.О чудо!13. Его пролитая кровь и родительская
любовь вернули дорогих птенцов к жизни, вырвав их из лап
смерти. 14.И тогда, счастливый, он испустил дух.
Задание
Укажите обособленные члены предложения, назовите их тип.
Слайд 22Проверка
12.О чудо! 13. Его пролитая кровь и любовь
вернули птенцов к жизни, вырвав из лап смерти. 14. И
тогда, счастливый, он испустил дух.
13. обособленное обстоятельство
14. обособленное определение
Слайд 23Работа с текстом
1. Пушистые птенцы мирно спали
в гнезде
пеликана. 2.Змея подползла к ним вплотную.
3. Глаза ее сверкнули зловещим блеском, и
началась расправа.
4. Получив по смертельному укусу, птенцы
так и не проснулись. 5. Довольная содеянным,
злодейка уползла в укрытие.
Задание.
Укажите номера предложений с обособлением, их
тип.
Слайд 24Проверка
1. Пушистые птенцы мирно спали в
гнезде
пеликана. 2.Но гадюка была совсем близко.
3. Глаза ее сверкнули зловещим блеском, и
началась расправа.
4. Получив по смертельному укусу, птенцы
так и не проснулись. 5. Довольная содеянным,
злодейка уползла в укрытие.
Задание.
4. обособленное обстоятельство
5. обособленное определение
Слайд 25
6. Вскоре вернулся с охоты пеликан.7. «Без вас
нет мне
теперь жизни!» - разразился он вдруг
громкими рыданиями, глядя на
мертвых детей.
8. «Пусть я умру вместе с вами!» 9. Он начал
клювом раздирать себе грудь у самого сердца.
10. Горячая кровь ручьями хлынула из раны,
окропляя тела бездыханных птенцов. 11. Теряя
последние силы, пеликан бросил прощальный
взгляд на гнездо и вздрогнул…
Задание. Укажите предложения с обособлением, тип
Слайд 26Проверка
6. Вскоре вернулся с охоты пеликан.7. «Без вас
нет
мне теперь жизни!» - разразился он вдруг
громкими рыданиями, глядя
на мертвых детей.
8. «Пусть я умру вместе с вами!» 9. Он начал
клювом раздирать себе грудь у самого сердца.
10. Горячая кровь ручьями хлынула из раны,
окропляя тела бездыханных птенцов. 11. Теряя
последние силы, пеликан бросил прощальный
взгляд на гнездо и вздрогнул…
7, 10, 11 – обособленные обстоятельства
Слайд 27Работа по содержанию притчи
Назовите автора
Назовите жанр произведения
Определите
тему
Озаглавьте
Назовите проблему
Чему учит произведение?
Слайд 28Работа по содержанию притчи
автор - Леонардо да Винчи
жанр
- притча
тема - родительская любовь
название – «Сердце отдаю
детям»
проблема родительская любовь
( самоотверженная и безграничная)
Чему учит произведение?
Слайд 29 «В мире много грустного,
горького,
гадкого. Хочешь изменить этот
мир?
Начни с себя! Ведь улица, ведущая
к храму, проходит через нашу
собственную душу». (И.Клямкин)
Задание.
- Укажите обособленный член предложения.
- Какой троп использовал автор в последнем
предложении?
- Согласны ли вы со словами И.Клямкина? Почему?
Смысл притчи
обособленное определение
Ведь улица, ведущая к храму,
проходит через нашу
собственную душу.
(И.Клямкин)
метафора;
знаки препинания при обособлении
(причастный оборот)
Слайд 31
«В мире много грустного, горького,
гадкого. Хочешь изменить этот
мир?
Начни с себя! Ведь улица, ведущая
к храму, проходит через нашу
собственную душу». (И.Клямкин)
- Согласны ли вы со словами И.Клямкина? Почему?
Слайд 33ТЕСТ № 1
Выпишите пример с обособленным определением
1. Профессия,
оставляя в человеке свой
отпечаток,
придает ему своеобразие.
2. Семья имела свое священное дерево,
растущее здесь же около дома.
3. Повара приехали вовремя, прихватив с
собой свои лучшие достижения.
4. Адмирал быстро нагнулся, стараясь поднять
художника, но тот только простонал.
Слайд 34Тест № 2
Выпишите пример с обособленным приложением
1.Счастливый век великих
достижений…
а вспомнишь ли ты нас, грядущий исполин?
2. Мой товарищ,
ученик 8 класса, выдвинут
в сборную по футболу.
3. Люблю я грусть твоих просторов, мой
милый край, святая Русь!
4. Разнообразные обряды, совершаемые в
этой стране, привлекают многих туристов.
Слайд 35Тест № 3
Укажите, на месте каких цифр должны быть
запятые ?
Дорога
шла вдоль леса (1) наполненного
птичьими песнями(2)и грибными запахами.
Приятно пахнущие по
вечерам(3) фиалки (4)
наполняли веранду сладким ароматом.
А) 1. Б) 1,2, 3, 4. в) 1,2. г) 1, 3
Слайд 36Тест № 4
В каком варианте все знаки препинания
указаны верно?
Психологи (1) изучающие межличностные
отношения (2) придают большое
значение
знакам внимания (3)способным успокаивать
и оказывать (4) моральную поддержку.
А) 1,2,3,4. б) 1,2. в) 3,4. г) 1,2,3.
Слайд 37Тест № 5
Укажите пример с пунктуационной ошибкой
1.Сколько у нас таких деревенек, забытых и
полузаброшенных!?
2. Жаворонок, ясновидец весны, вдохновляет
сельчан на легкий труд.
3. Маленькая дождинка, упавшая в лужу
разводит большие круги.
Слайд 38ПРОВЕРКА тест № 1
Семья имела свое священное дерево, /растущее здесь же
около дома/.
Обоснование.
Обособленное определение, которое
выражено причастным оборотом ,
стоит после определяемого слова
Слайд 39Проверка тест № 2
Мой товарищ ,ученик 8 класса, был
выдвинут в сборную по футболу.
Обоснование
Обособленное приложение, стоит после
определяемого слова
Слайд 40Проверка тест № 3
Дорога
шла вдоль леса , наполненного
птичьими песнями и грибными
запахами.
Приятно пахнущие по вечерам фиалки
Наполняли веранду сладким ароматом.
А) 1.
Слайд 41Проверка тест № 4
Психологи , изучающие
межличностные
отношения , придают большое значение
знакам внимания , способным успокаивать
и
оказывать (4) моральную поддержку.
Г) 1, 2, 3.
Слайд 42Проверка тест № 5
3.
Маленькая дождинка, упавшая в лужу, разводит большие
круги.
Слайд 43Объясните постановку запятых?
Я, ошеломленный, ничего не
понимал.
Веселые и довольные, они
шли рядом.
3. Впереди шли горы, высокие и далекие.
Все звезды, мелкие и крупные, были ярки и чисты на ночном небосклоне.
5. Овеянные первой оттепелью, хорошо пахнут вишневые сады.
6. Довольный услышанным, Иванов улыбался хитро в усы.
Слайд 44Проверка - обоснование
Относится к личному местоимению
Относится к личному местоимению
Однородные определения
Однородные
определения
Обстоятельственное значение (так как)
Обстоятельственное значение (так как)