Слайд 1Использование заданий практического характера для активизации познавательной деятельности учащихся
Костюхина В.А.
Учитель
русского языка и литературы МКОУ «СОШ №6»
г.Кирова Калужской области
Слайд 2
Если нет охоты учиться - учение мучительно и бессмысленно
Знание только
тогда становится знанием, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а
не памятью. Л. Н. Толстой
Слайд 3Создание проблемной ситуации в начале
урока
Местоимение как часть речи (Маленькое слово «кто»)
Словосочетание
На доске
запись: пос…дить, чу…ствительное, пор…жаться, в т…плице, сер…це, вс…гда.
Слайд 4Причастие как часть речи
высокий --- (какой?) ученик
прыгающий --- (какой?) ученик
симпатичный
--- (какой?) ученик приседающий --- (какой?) ученик
худой --- (какой?) ученик считающий --- (какой?) ученик
прилагательные причастия
первообразные образованы от глагола
или образованные от сущ.
постоянный признак временный признак
какой? какой?
изменяются по родам, числам и падежам
зависят от существительного
Слайд 5Предъявление противоречивых точек зрения
Слайд 7Поэтический мир М.Цветаевой
Мы с тобою лишь два отголоска:
Ты затихнул, и
я замолчу.
Мы когда-то с покорностью воска
Отдались роковому лучу.
Это чувство сладчайшим
недугом
Наши души терзало и жгло.
Оттого тебя чувствовать другом
Мне порою до слез тяжело.
Нельзя тому, что было грустью зыбкой,
Сказать: «Будь страсть! Горя, безумствуй, рдей!» Твоя любовь была такой ошибкой, -
Но без любви мы гибнем, Чародей!
Слайд 8 Развитие творческих способностей учащихся
«Видение отроку Варфоломею» М.Нестеров
«Боярыня Морозова»
В.Суриков
Слайд 9
«Видение…»
-покой
-умиротворение
-тишина
-легкая грусть
-хочется думать
-нежность
-как будто мама гладит по голове
«Боярыня…»
-тревога
-немножко страшно
-неспокойно
-что-то случилось
недоброе
-хочется знать, почему
-женщина в черном и в цепях
Слайд 10Какой вы видите героиню
А. Островского?
Л – ласковая, любящая
А
– азартная
Р – рискованная,
решительная
И–искусительница
С – совершенная
А – ангел
Слайд 11 Прием сравнения, сопоставления
Сравнение разных редакций произведения
Сопоставление художественного произведения с
его реальной основой
Сравнение названий произведений
Сопоставление данного произведения с другими
произведениями писателя
Сравнение произведений разных писателей или отдельных элементов художественных текстов
Сопоставление литературного текста с произведениями другого вида искусства
Слайд 13
Литературный герб Максима Горького
Слайд 14Синквейн
«Гранатовый браслет» А.И.Куприна
Вера Шеина.
Роковая, независимая.
Увлекается, страдает, гибнет.
Да святится имя твое.
Счастье.
Слайд 15«Зелёная лампа» А.Грина
Лампа
Зелёная, настоящая.
Светит, греет, обнадёживает.
Лампа, озаряющая
темноту ночи!
Маяк
Слайд 16 Fish Bone (рыбья кость)
Безуд. гл. в корне
Проверяемые, непровер.,
чередующиеся
Морфема, правило
Условия выбора орф.
Слайд 17 «Толстый» и «тонкий» вопрос
В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой»
«Тонкие»
вопросы
1. Что обещала купить внуку
бабаушка за туесок с
земляникой?
2. Почему пряник конем был мечтой
всех деревенских малышей?
3. Как по наущению Сашки внук
решил
обмануть бабушку?
«толстые» вопросы
1.Почему героя рассказа
неудержимо тянуло к Левонтию?
2.Почему Саньку герой рассказа называет бесом?
3. Какой жизненный урок можно извлечь из этой истории с пряником?
Слайд 19 Верные-неверные утверждения
1. М.Е. Салтыков-Щедрин был счастливым человеком.
2. Салтыков
– настоящая фамилия писателя.
3. Он родился в небогатой семье.
4. Получил прекрасное образование.
5. Его называли продолжателем Пушкина.
6. Ему не удалось сделать карьеру.
7. Был несчастлив в браке.
8. Имел много врагов…
Почему в
творчестве
С.Есенина образ
берёзы
встречается
достаточно
часто?
Слайд 22 Ассоциативный ряд
Сентиментализм.
Ассоциации: чувство, литературное направление,эмоции,природа.
Сентиментализм –
литературное направление,
возводящее в культ чувство.
Слайд 24 Письменное высказывание
Каким я представляю себе писателя?
Каких качеств
личности писателя мне не хватает и почему?
Какие качества личности
писателя я хотел бы видеть у себя и почему?
Слайд 25 Рецепт приготовления
героя
- одеть в старый замасленный халат,
-
положить на старый диван,
- перед диваном поставить мягкие туфли (тапочки),
-
не надевать галстука и жилета,
- положить 2-3 книги с развернутыми и запылившимися страницами,
- поставить чернильницу с запылившимися чернилами,
- нарисовать приятные черты лица и изнеженное для мужчины тело обрюзгшего не по летам героя,
- окружить запущенностью и небрежностью,
- положить прошлогодний нумер газеты и т.д.
Слайд 26Лови ошибку
разряды местоимений: мне (личное), себя (возвратное), такой (определительное), нечто
(отрицательное), некого(неопределенное), кто-то (неопределенное), твой (личное), их (личное), кому-то (указательное)…
в слове счёт 4 звука: [С, чэ, о, тэ]
Слайд 27 Проектно-исcледовательская деятельность учащихся на уроках литературы
Выступление на школьной
конференции
по краеведению (Аксёнова Алена, 9 класс)
Урок – исследование
в 7 классе
Слайд 28 Игровые моменты на уроках
Игра – путь детей к познанию
мира.
А.М.Горький.
У ребёнка есть страсть к игре, её надо удовлетворять.
А.С.Макаренко.
Слайд 29Алфавитная
Орфографическая
Согласная
Орфоэпическая
Разбор
гласная
Урок-путешествие «Страна Фонетика»
Слайд 30Задания повышенной трудности на уроках русского языка в 10-11 классах
Придумать бессоюзное сложное предложение, состоящее из двух слов.
Придумать предложение,
в котором были бы все знаки препинания, какие применяются при письме в русском языке; лучшими будут считаться предложения с наименьшим количеством слов.
Придумать (или выписать из текста) предложение, в котором стояло бы рядом более трёх знаков препинания.
Слайд 31 Интегрированные уроки
Интегрированный урок литературы
и природоведения в 5 классе по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»
Слайд 32Компьютерные технологии
Купол, луковица, глава
Столп
закомары
барабан
Шатровая церковь, основной столп
подклеть
крыльцо
Крытая галерея
Слайд 33Внеклассная работа по предмету
Встреча Т.И.Федосеевой и О.Е. Никитина,
членов литературного объединения
«Ритм», с учащимися 5 класса.