Разделы презентаций


Итоговое сочинение: проблемы и перспективы

Содержание

Назначение итогового сочинения:проверка речевых компетенций и умения обращаться к литературному материалу, выбрать наиболее соответствующее проблематике сочинения произведение (или произведения) для раскрытия темы

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Итоговое сочинение: проблемы и перспективы
Александрова Ирина Александровна, руководитель предметной секции(русский

язык) УМО Новгородской области».

Итоговое сочинение: проблемы и перспективыАлександрова Ирина Александровна, руководитель предметной секции(русский язык) УМО Новгородской области».

Слайд 3Назначение итогового сочинения:
проверка речевых компетенций и умения обращаться к литературному

материалу, выбрать наиболее соответствующее проблематике сочинения произведение (или произведения) для

раскрытия темы

Назначение итогового сочинения:проверка речевых компетенций и умения обращаться к литературному материалу, выбрать наиболее соответствующее проблематике сочинения произведение

Слайд 4Цель сочинения –
уйти от шаблонов и «тестового» мышления и научиться/научить

детей думать.
По словам Дмитрия Ливанова: « …самый главный результат, который

мы ожидаем увидеть и в этом году, и в ближайшие годы – это повышение интереса детей к изучению литературы в школе, чтению, их способности формулировать мысль, аргументы».
Цель сочинения –уйти от шаблонов и «тестового» мышления и научиться/научить детей думать.По словам Дмитрия Ливанова: « …самый

Слайд 5Задача учащихся
В рамках выбранной темы необходимо было сформулировать свою

позицию и аргументировать её на основе не менее одного произведения

отечественной или мировой литературы по выбору. При этом количество упомянутых в сочинении произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал.

Задача учащихся В рамках выбранной темы необходимо было сформулировать свою позицию и аргументировать её на основе не

Слайд 6Как оценивались сочинения?
Работы школьников оценивались по пяти критериям:
соответствие теме;


аргументация и привлечение литературного материала;
композиция;
качество письменной речи;
грамотность.


 Два первых критерия из этого списка являются обязательными. Чтобы получить «зачет», помимо них нужно выполнить еще как минимум один критерий.

Как оценивались сочинения?Работы школьников оценивались по пяти критериям: соответствие теме; аргументация и привлечение литературного материала; композиция; качество

Слайд 7Темы для выпускников Центрального федерального округа
«Кто говорит, что на войне

не страшно, тот ничего не знает о войне»
«Какие события

и впечатления жизни помогают человеку повзрослеть?»
«Что важнее – любить или быть любимым?»
«Чем творчество Лермонтова может быть интересно современному читателю?»
«Природа и внутренний мир человека: созвучие и диссонанс».
 

Темы для выпускников Центрального федерального округа«Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о

Слайд 8Что выбрали дети
«Вопросы, заданные человечеству войной» – 50% школьников.
«Чем люди

живы?» – 20% школьников.
«Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М.

Ю. Лермонтова) – 10% школьников.
«Человек и природа в отечественной и мировой литературе» – 10% школьников.
«Спор поколений: вместе и врозь» – 10% школьников.
Что выбрали дети«Вопросы, заданные человечеству войной» – 50% школьников.«Чем люди живы?» – 20% школьников.«Недаром помнит вся Россия…»

Слайд 9Трудности
«Ученики трудно слышат и видят тему, особенно если она

в виде цитаты, как например: «Кто говорит, что на войне

не страшно, тот ничего не знает о войне»
Есть трудности с выделением ключевого слова в формулировке темы, например в «военной» теме было трудно расслышать слово «страшно»; в теме о любви – вопрос «что важнее?».
Нехватка базового литературного бэкграунда.
Короткая оперативная память – детям трудно вспомнить произведения, которые они читали в основной школе, например, «Детство» Л. Толстого и М. Горького.
Есть трудности с выстраиванием логичного стройного текста.
Нет привычки рассуждать, видеть и строить причинно-следственные связи между явлениями, событиями, фактами.

Трудности «Ученики трудно слышат и видят тему, особенно если она в виде цитаты, как например: «Кто говорит,

Слайд 10Ошибки
Непонимание темы; неумение увидеть в ней вопрос, проблему.
Опора на домашние

заготовки, готовые идеологемы и смысловые блоки; как следствие – не

соответствие сочинения теме, сочинение около темы.
Не соответствие аргументов теме – искусственно «притянутые» аргументы.
Констатация фактов, перечисление литературных примеров, но не рассуждение.
Нарушения логики.
Речевые ошибки: косноязычие, штампы.

ОшибкиНепонимание темы; неумение увидеть в ней вопрос, проблему.Опора на домашние заготовки, готовые идеологемы и смысловые блоки; как

Слайд 11Предварительные итоги
Результаты сочинения такие: 95% получили «зачет», около 5% –

«незачет».
Но
Часто выпускники выступали не в роли самостоятельных авторов, формулирующих свою

позицию, а в роли ретрансляторов существующего авторитетного знания, чьего-то ранее произведённого высказывания.
Сочинения содержат множество шаблонных структур, идеологических и смысловых клише, имеющих застывшую легко узнаваемую форму.
Предварительные итогиРезультаты сочинения такие: 95% получили «зачет», около 5% – «незачет».НоЧасто выпускники выступали не в роли самостоятельных

Слайд 12Повторно допускаются к сдаче итогового сочинения (изложения) в текущем году:
обучающиеся,

получившие по итоговому сочинению (изложению) неудовлетворительный результат («незачет»);
обучающиеся, выпускники прошлых

лет, не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально);
обучающиеся, выпускники прошлых лет, не завершившие сдачу итогового сочинения (изложения) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально).

Повторно допускаются к сдаче итогового сочинения (изложения) в текущем году:обучающиеся, получившие по итоговому сочинению (изложению) неудовлетворительный результат

Слайд 13Выпускники прошлых лет
Так же, как и учащиеся, выпускники прошлых лет

смогут использовать результаты сочинения при поступлении в вуз. Сочинение, как

часть портфолио абитуриента, может добавить к результатам ЕГЭ до 10 баллов. Учитывать ли сочинения абитуриентов при поступлении и на какие специальности, вузы решают самостоятельно.
Выпускники прошлых лет подают заявление на участие в местах регистрации, определенных местным департаментом или министерством образования. При себе необходимо иметь паспорт и документ об образовании (при необходимости, с переводом на русский язык, заверенным нотариально)

Выпускники прошлых летТак же, как и учащиеся, выпускники прошлых лет смогут использовать результаты сочинения при поступлении в

Слайд 14Учет результатов сочинения при поступлении в вуз
В 2015-2016 учебном году

учет результатов итогового сочинения в качестве индивидуального достижения обучающегося планируют

в 712 вузах, что составляет 69% от общего числа вузов России.
Выпускник по желанию может запросить не проверенную школой заверенную копию сочинения и предоставить ее в приемную комиссию вуза, если вуз заранее объявил о том, что рассматривает в составе портфолио допускные сочинения, и обнародовал критерии их оценивания и начисления дополнительных баллов к принимаемым результатам ЕГЭ. Вуз формирует предметную комиссию по проверке сочинений
Вузы, которые будут учитывать баллы за сочинение можно посмотреть на сайте СОЧИНЕНИЕ 11.РФ http://sochinenie11.ru/o/266-uchet-itogovogo-sochineniya-v-veduschih-vuzah-strany.html

Учет результатов сочинения при поступлении в вузВ 2015-2016 учебном году учет результатов итогового сочинения в качестве индивидуального

Слайд 15Итоговое сочинение 2015-2016уч.г.
Министерство ежегодно будет объявлять 5 тематических направлений, в

рамках которых будет формироваться банк тем, из них экспертная комиссия

отбирает по 1 теме каждого из 5 направлений для каждого из 8 часовых поясов (всего 40 тем). Эти комплекты тем будут закрыты и станут известны только за 15 минут до начала экзамена.
Сами направления увязываются с ключевыми событиями, памятными датами и юбилеями текущего года; предложены литературное, историческое, культурологическое, патриотическое и др. направления, круг направлений будет еще обсуждаться и ежегодно обновляться.
В 2015 году не планируются изменения в требованиях к итоговому сочинению, его структуре. Могут измениться критерии.
Темы итоговых сочинений за 15 – 20 минут до проведения размещаются в сети интернет на сайтах: www.ege.edu.ru , www.fipi.ru,
Темы направлений появятся к 1 сентября.


Итоговое сочинение 2015-2016уч.г.Министерство ежегодно будет объявлять 5 тематических направлений, в рамках которых будет формироваться банк тем, из

Слайд 16145 лет со дня рождения Александра Ивановича КУПРИНА (7.09.1870-25.08.1938)
115 лет со

дня рождения Сергея Ивановича ОЖЕГОВА
120 лет со дня рождения Сергея

Александровича ЕСЕНИНА (3.10.1895-28.12.1925),
100 лет со дня рождения Константина (Кирилла) Михайловича СИМОНОВА (28.11.1915-28.08.1979)
135 лет со дня рождения Александра Александровича БЛОКА (28.11.1880-7.08.1921)
195 лет со дня рождения Афанасия Афанасьевича ФЕТА (5.12.1820-3.12.1892)
190 лет со дня рождения Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина(, 1826-1889),

Писатели –юбиляры 2015-2016 годы

145 лет со дня рождения Александра Ивановича КУПРИНА (7.09.1870-25.08.1938)115 лет со дня рождения Сергея Ивановича ОЖЕГОВА120 лет со

Слайд 17Архив вебинаров
"Итоговое сочинение: результаты и перспективы" на сайте NET-EDU сетевое

образование
«Экзаменнационное сочинение» ПРОСВЕЩЕНИЕ 28.10.14
«Работа над сочинением в системе уроков»

МНЕМОЗИНА 13.10.14
«Школьное сочинение: опыт и вопросы» АПКи ППРО 13.11.14

Архив вебинаров

Слайд 18Сайты -помощники
Экспресс-программа по подготовке к выпускному сочинению Подготовка к сочинению

Практические советы и примеры сочинений по всем направлениям.
Итоговое сочинение-официальная информация


Сайт по подготовке к сочинению
Незнайка
Сочинение11.РФ
Стань грамотным
Сайты -помощникиЭкспресс-программа по подготовке к выпускному сочинению Подготовка к сочинению Практические советы и примеры сочинений по всем

Слайд 19Статьи-помощники
Беляева Н.В. Школьное сочинение в новом формате // Русский язык

в школе. – 2014. - №5. –с. 8-13
Беляева Н.В.

Школьное сочинение на новом витке модернизации образования // Литература в школе. – 2014. - №10. - С. 20-22.
Павловец М. Итоговое сочинение: тематические направления, критерии, условия // Русский язык.−2014. − № 11. – С.59−612.
Добротина И.Н. О сочинениях как форме итоговой аттестации . («Русский язык в школе №5 2014 с.14)
Новое старое сочинение (Литература. – 2014. - № 11.
Карлов И.В. Стоит ли сочинять сочинение // РЯ.- 2014. - №12.
По следам декабрьского сочинения // Литература.- 2015. - №2
Учителя об итоговом сочинении. Первые впечатления //Рус. язык.−2015.−№ 2.

Статьи-помощникиБеляева Н.В. Школьное сочинение в новом формате // Русский язык в школе. – 2014. - №5. –с.

Слайд 20Статьи-помощники
Калганова Т.А. Вспоминаем, как научить школьника самостоятельно писать сочинения

на литературную тему // Литература в школе. – 2015. -

№1 •
Ходякова Л.А., Геро И.К. Подготовка к сочинению по литературе // Русский язык. −2015. − № 2. •
Мишлимович М.Я. Возвращение на круги своя, или Новый виток спирали? // Литература в школе. – 2015. - №2
Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения и изложения для образовательных организаций
Статьи-помощники Калганова Т.А. Вспоминаем, как научить школьника самостоятельно писать сочинения на литературную тему // Литература в школе.

Слайд 21Книги-помощники
«Методические указания по литературе. Подготовка к сочинению» Составители: И.К. Сушилина,

доцент, Т.А. Щепакова, канд. филол. наук, доцент
СОЧИНЕНИЕ: СЕКРЕТЫ ЖАНРА. Учебное

пособие. Ташлыков С.А. Сочинение: секреты жанра: Учебное пособие. – Иркутск:Иркут. ун-т, 2001. – 103 с
«Учимся писать сочинение» (10 – 11 классы). Авторская работа учителя ГрищенкоА.И.Москва,2003 г.
Виды сочинений по литературе. 10-11 классы. Методическое пособие для учителя. О.И.Щербакова, .М., Просвещение, 2015

Книги-помощники«Методические указания по литературе. Подготовка к сочинению» Составители: И.К. Сушилина, доцент, Т.А. Щепакова, канд. филол. наук, доцентСОЧИНЕНИЕ:

Слайд 22Книги-помощники

Книги-помощники

Слайд 23ВЫВОДЫ
Преподавание литературы должно строиться на основе компетентностного подхода.
Итоговое сочинение требует

изменения системы работы по обучению литературе, начиная с основной школы
Типичные

ошибки итогового сочинения напрямую соотносятся с типичными ошибками в сочинении ЕГЭ по русскому языку
По-прежнему проблемой первостепенной важности в методике преподавания русского языка является реализация коммуникативно-деятельностного подхода
Актуальной является проблема организации деятельности обучающихся, нацеленной на формирование навыка речевого самоконтроля, умения анализировать и корректировать свои устные и письменные высказывания в отношении их соответствия нормам современного русского литературного языка, а также коммуникативной задаче

ВЫВОДЫПреподавание литературы должно строиться на основе компетентностного подхода.Итоговое сочинение требует изменения системы работы по обучению литературе, начиная

Слайд 24ВЫВОДЫ
• Подготовка к сочинению – сфера ответственности всего педагогического коллектива текстовая

деятельность на всех учебных занятиях и вне их.
• Программа «Работа с

текстом: основы смыслового чтения»
• «От текста к тексту: творческое и академическое письмо» как междисциплинарные программы.
• Литературный материал – это не только художественные (изученные в школе) произведение

ВЫВОДЫ•	Подготовка к сочинению – сфера ответственности всего педагогического коллектива текстовая деятельность на всех учебных занятиях и вне

Слайд 25Презентация составлена на основе материалов Красовской С.И., доктора филологических наук,

профессора, заведующей редакцией русского языка и литературы Издательства «Просвещение».

Презентация составлена на основе материалов Красовской С.И., доктора филологических наук, профессора, заведующей редакцией русского языка и литературы

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика