Слайд 1ОБА или ОБЕ?
Собирательные числительные
Слайд 2Цели урока:
Закрепление знаний учащихся о количе- ственных числительных
Дать понятие о
собирательных числительных
Сформировать умение правильно изменять по падежам собирательные числительные
Сформировать умение
правильно писать и употреблять в речи собирательные числительные
Закрепить умения правильно использовать в речи и писать количественные числительные
Слайд 3І. Эмоциональный настрой
Приветствие.
На заре зайчишка встал.
- С добрым днём! - он всем сказал,
Солнышку и кочкам,
Маленьким цветочкам.
Слайд 4Проверяем домашнее задание
Упражнение № 7. Составить предложения с данными
словосочетаниями. Укажите рязряд числительных.
Составьте сообщение о “Казгидромете”, используя интернет-ресурсы.
Укажите неверные
ответы.
Дробное числительное – бөлшектік сан есімі.
Одна вторая, две третьих – дробные числительные.
Дробные числительные обозначают целые числа.
Полтора, полтараста – дробные числительные.
Дробные числительные не изменяются по падежам.
Слайд 6ІІ. Актуализация
Среди пословиц и поговорок найдите те, в которых есть
числительные.
Двое пашут, а семеро руками машут.
Семь без четырёх да три
улетело.
Кто в лес, кто по дрова; кто рубль, кто полтора.
Семеро одного не ждут.
Скажите о каких числительных мы будем говорить сегодня?
Слайд 7Сегодня на уроке вы:
узнаете, что обозначают собирательные числительные; с
какими существительными они сочетаются;
научитесь образовывать различные формы собирательных числительных,
изменять их и использовать в речи.
Слайд 9Имя числительное
сколько?
какой?
количественные порядковые
сколько ?
какой?
целые дробные собирательные
два две третьих трое ребят
сто три пять шестых семеро козлят
семнадцать полтора оба глаза
Слайд 10Собирательные числительные – это небольшая группа числительных, которые обозначают совокупность,
целостность предметов: двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро,
десятеро.
Они сочетаются:
а) с именами существительными, обозначающими лиц мужского пола, детей, детёнышей животных: четверо мальчиков, пятеро медвежат
Слайд 12 б) с существительными, употребляющими только во множественном числе: двое
брюк, трое ножниц, четверо очков.
Собирательные числительные склонятся как прилагательные:
Сам не дерусь, а семерых не боюсь.
Собирательные числительные не употребляются с существительными женского рода. Можно сказать: два ученика, двое учеников, но: две ученицы.
Слайд 16Собирательные числительные оба (обе)
Собирательные числительные оба (обе) в мужском и
среднем роде в косвенных падежах имеют основу обо-. А в
женском роде – обе-
Например: с обеими мальчиками, но с обеими девочками.
С именами существительными женского рода сочетается только числительные ОБЕ: обе подруги
Слайд 21Объясните подписи под рисунками!
Два лисёнка
Двое лисят
Три девочки
________
Три книги
_______
Восемь дельфинов
_______
Два ребёнка
Двое
детей
Слайд 23Групповая работа
Задание для первой группы:
Упр.3.Запишите словосочетания, раскрывая скобки и употребляя
собирательные числительные.
Упр.5.Спишите, выбрав нужное числительное,данное в скобках.
Слайд 24Групповая работа
Задание для второй группы:
Упр.4. Образуйте нужную форму от числительных
оба, обе. Запишите полученные словосочетания. Укажите падеж. Проверьте себя по
таблице.
Упр.2. Прочитайте. Выпишпте пословицы с собирательными числительными.
Слайд 26Закрепление изученного материала
Упр.6. Укажите верные ответы.
1. Собирательное числительное –жинақтық сан
есім.
2. Шесть, шестеро –собирательные числительные.
3. Собирательные числительные обозначают несколько предметов
как одно целое.
4. Оба, обе – собирательные числительные.
5. Собирательные числительные склоняются как прилагательные.
Слайд 28Критерии оценивания
Определяет основную и новую информацию;
Выделяет ключевые слова;
НауКритерии оцениваниячатся правильно
произносить и писать собирательные числительные;
Переведут их на родной язык и
используют в речи.
Слайд 30
Подведение итогов
Итак, давайте подведем итог нашего урока.
1.Что такое
имя числительное?
2.На какие две группы делятся числительные?
3.Какие разряды количественных
числительных вы знаете?
4.Как изменяются имена числительные?
5.С чем сочетаются собирательные количественные числительные?
Слайд 31Домашнее задание:
Составить прогноз погоды на завтрашний день, используя имена числительные.