Слайд 1Готовимся к ЕГЭ!
Повторяем пунктуацию
№16 - 20
Автор - Исмаилова Ума
Мугитдиновна, учитель русского языка и литературы Маджалисской СОШ им.Темирханова Э.Д.
Слайд 2 1.Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно
поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Самый древний гербарий
был собран в начале XVI столетия и хранится сейчас в Риме.
2) Зимой я ходил на охоту или рыбалку или катался на лыжах.
3) Для наблюдательного человека в тайге много интересного как летом так и зимой.
4) Разошлись внуки и правнуки лоцманами и матросами по всей реке.
5) Глаз не устаёт любоваться полями и рощами и сердце полно ощущения гармонии с природой.
Слайд 32. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно
поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) И в дождь
и в холодный ветер и в грозу радостно возвращаться домой с полной корзиной грибов.
2) Этот край нехоженых троп и непуганых зверей и птиц обладает большой привлекательностью.
3) Каждая осина в лесу или на меже осенью кажется мне каким-то фантастическим растением.
4) Сюжеты для произведений декабристам подсказывали как актуальные проблемы современной жизни так и события национальной истории.
5) Ветра не было и снег падал отвесно и густо.
Слайд 43.Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить
ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Там были меха и
перья шёлк и жемчуг необыкновенная легкость покроя и умопомрачительная причёска.
2) Грин любил и море и выдуманные им морские побережья.
3) У молодого человека не было ни денег ни квартиры ни ключа от квартиры.
4) При виде концессионеров из толпы встречающих и любопытствующих вынырнул гражданин в чесучовом костюме и быстро зашагал к выходу.
5) Снег падал хлопьями и скоро он покрыл всю землю.
Слайд 54.Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить
ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) В зале сидела не
только заводская молодёжь но и старые производственники со своими жёнами.
2) Цветы тонко и нежно пахнут свежестью реки и сеном.
3) Всё пространство от края села до озера было заставлено палатками прилавками возами и автомобилями.
4) Порывистый ветер раскачивал и трепал деревья гнал перед собой пыль.
5) По педагогическим вопросам Марина Леопольдовна обычно всегда имела своё мнение и высказывала его прямо и охотно
Слайд 65.Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых)
в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Ипполит Матвеевич шёл по улице (1)
держа в руке пятифунтовый хлеб (2) завёрнутый во владикавказскую газету (3) и (4) чуть волоча левую ногу.
Слайд 76.Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых)
в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Дар напрасный (1) дар случайный (2)
Жизнь
(3) зачем (4) ты (5) мне дана?
Иль зачем судьбою тайной(6)
Ты (7) на казнь осуждена?
Слайд 87.Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых)
в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Нырнув в трещину каменной ограды(1) и
(2) пробравшись через чащу бурьяна и полыни(3) доходившей им до плеч(4) ребята остановились перед сплошной завесой (5) буйно разросшегося одичалого плюща.
Слайд 98 . Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых
нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Пленяющая красота
русских пейзажей поразительна и надолго остаётся в памяти.
2) К числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттиски руки человека и непонятные узоры с беспорядочными переплетениями волнистых линий.
3) Логику познания Декарт выстроил от простейшего и очевидного к сложному и непонятному.
4) Для художественной речи характерна как образность так и эмоциональность.
5) Поэту видится то алмазный блеск березняка то бархатный блеск пашен то янтарный блеск свечей.
Слайд 109 .Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно
поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) На тренировках и
соревнованиях он не нервничал и не кричал.
2) Неприятельские корабли окутались дымом и глухой гром непрерывно катился по морю.
3) Распоряжения компании не только срывали широкие планы Невельского но угрожали голодной смертью всем участникам экспедиции.
4) Он [Леонид] мог быстро плыть баттерфляем и двести и четыреста и даже пятьсот метров.
5) В комнату доносились гулкие гудки автомобилей басовитые сирены троллейбусов и автобусов шум толпы и далёкая музыка
Слайд 1110. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в
предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Ещё не растаявшие маленькие льдины плавали по
воде(1) и (2) когда (3) волны их сталкивали друг с другом (4) звенели точно хрустальные бокальчики.
Слайд 1211.Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить
ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Проникновенная любовь к родным
местам и заснеженным просторам манит к себе рождает раздумья о горечи утрат и тревогу за будущее.
2) В самом языке заключены и образы и ритм и рифмы и аллитерации.
3) Язык многообразен и многозвучен и разнотонен.
4) Не то мысли не то воспоминания не то мечты бродили в его голове.
5) Воздух лёгок и чист и замёрзла река.
Слайд 1312.Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых)
в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Не белы снега по-над Доном
Заметали степь
(1) синим звоном.
Под крутой горой, что ль под тыном,
Расставалась (2) мать (3) с верным сыном.
«Ты прощай (4) мой сын (5) прощай (6) чадо (7)
Знать (8) пришла пора, ехать надо!
Слайд 1413.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении
должна(-ы) стоять запятая(-ые).
На круглом невысоком цоколе (1) возвышалась каменная колонна
(2) на вершине (3) которой (4) красовалась доска в форме щита с гербами на обеих её сторонах.
Слайд 1514.Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить
ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Машина резко тронулась с
места сделала круг на площади перед зданием и выехала на городские улицы.
2) Владимир Сергеевич сделал короткий звонок по мобильному телефону и попросил водителя сходить за пакетом в отдел электроники и бытовой техники этого центра.
3) При отцовской поддержке старший сын с лёгкостью управлял в равной степени и автопоездом и микроавтобусом и семейным минивеном.
4) Самый древний гербарий был собран в начале XVI столетия и хранится сейчас в Риме.
5) Для наблюдательного человека в тайге много интересного как летом так и зимой.
Слайд 1615.Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых)
в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Люблю (1) тебя (2) булатный мой
(3) кинжал (4)
Товарищ светлый и холодный.
Задумчивый грузин на месть тебя ковал,
На грозный бой точил черкес свободный.
Ты дан мне в спутники (5) любви залог (6) немой (7)
И страннику в тебе пример не бесполезный:
Да, я не изменюсь и буду твёрд душой,
Как ты, как ты (8) мой друг (9) железный.
Слайд 1716.Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых)
в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Завершив первый этап приготовления (1)
в блюдо можно добавить (2) мелко нарубленные трюфели (3) или (4) заранее сваренные шампиньоны.
Слайд 1817.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении
должна(-ы) стоять запятая(-ые).
С тех пор каждый раз (1) когда мы
где-нибудь сталкиваемся с композитором (2) он без смеха не может вспомнить этот случай (3) невольными свидетелями которого (4) мы стали.
Слайд 1918.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении
должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Мне очень хотелось увидеться с бывшими одноклассниками (1)
и (2) когда наша встреча состоялась (3) я спросил их (4) скучают ли они по школе.
Слайд 2019.Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить
ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) На столе лежали как
журналы и газеты так и книги.
2) В Суздале и Пскове и Ростове Великом творили великие мастера.
3) Книга не только вводит читателя в богатый мир русского языка но и раскрывает законы языковой гармонии.
4) Мы выехали на тракт и скоро миновали посёлок и стоящую возле него церковь.
5) Вспомните каменную громаду Георгиевского собора под Новгородом или деревянную сказку Кижей!
Слайд 2120.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении
должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Среди первых русских князей (1) образы которых (2)
овеяны преданиями и легендами (3) одно из почётных мест принадлежит князю Олег.
Слайд 2221.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении
должна(-ы) стоять запятая(-ые).
После замечаний инструктора (1) ребята зашагали быстрее (2)
и (3) когда стало смеркаться (4) до места ночлега оставалось всего три километра.
Слайд 2322.Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить
ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Осинник затушёван светлой зеленью
и на его фоне бело-розовыми пятнами выделяются молодые берёзы.
2) Ввиду регулярного получения податей и в целях организации хозяйства царям и их чиновникам требовалась письменность.
3) В лесу матросы срубили кокосовое дерево и несколько пальм и развели костёр.
4) Русским князьям приходилось иметь дело как с варяжскими торговцами так и с варяжскими воинами.
5) Ольга могла подолгу примерять перед зеркалом блузку или платье.
Слайд 2423.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении
должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Сады красовались на прекрасных горах (1) нависших над
Днепром (2) и (3) поднимаясь (4) уступами и (5) расширяясь (6) царствовал в нежных сумерках вечный старый сад.
Слайд 2524.Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых)
в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Где бы мы ни были, всюду
пред нами(1)
Родины пламенный лик.
Слава тебе (2) неотступная (3) память(4)
Жизни (5) бесплодный двойник!
Тысячи тысяч — мы сердцем единым(6)
Клад наш (7) сумели сберечь.
Слава высотам твоим и глубинам(8)
Дивная (9) русская речь!
Слайд 2625.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении
должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Нас привезли к реке (1) правый берег (2)
которой (3) был завален брёвнами (4) и выдали плотницкий инструмент.
Слайд 2726.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в
предложении должны стоять запятые.
Один лектор в доме отдыха говорил (1)
что (2) если мальчишка моего возраста влюбится (3) то обязательно таскает за косы девочку (4) в которую он влюблён (5) или даже бьёт её.
Слайд 2827.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении
должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Однажды увидев (1) изображённую на картине (2) женщину
с удивительной улыбкой (3) загадочно играющей на спокойном лице (4) зритель попадает под власть гениальной живописи Леонардо да Винчи.
Слайд 2928.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении
должна(-ы) стоять запятая(-ые).
С моря дул влажный холодный ветер (1) разнося
по степи (2) задумчивую мелодию плеска (3) набегавшей на берег волны.
Слайд 3029.Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых)
в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Птицы (1) выбирая себе (2) спутников
жизни (3) придают большое значение оттенкам оперения. И если у пернатого кавалера нет (4) присущей (5) его собратьям шапочки, то шансы получить благосклонность от невесты невелики.
Слайд 3130.Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых)
в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Вы(1) помните,
Вы (2) всё (3) конечно
(4) помните,
Как я стоял,
Приблизившись к стене,
Взволнованно ходили (5) вы (6) по комнате
И что-то резкое
В лицо бросали мне.
(С. А. Есенин)
Слайд 3231.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении
должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Возвращая первоначальную красоту и великолепие (1) Шуваловскому дворцу
в Санкт-Петербурге (2) реставраторы согласовывали этапы своей работы со специалистами (3) готовившими открытие в его залах музея Карла Фаберже (4) прославившегося созданием уникальных ювелирных изделий.
Слайд 3332.Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых)
в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Милые берёзовые (1) чащи!
Ты (2) земля!
И вы (3) равнин пески!
Перед этим сонмом уходящих
Я не в силах скрыть своей тоски.
(С. А. Есенин)
Слайд 3433.Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых)
в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Внизу стояли модели самолетов, моторных лодок.
Ледокол (1) выкрашенный (2) в голубую краску (3) разрезая (4) острым носом волны (5) искусно сделанные (6) из материи (7) как бы плыл навстречу школьникам.
Слайд 3534.Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых)
в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Утром метель улеглась, было тихо, только
изредка набегал прохладный ветер (1) приподнимая (2) покрытые инеем (3) гривы лошадей (4) да шевелил ветви деревьев.
Слайд 3635.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в
предложении должны стоять запятые.
Полк майора Волошина (1) в составе (2)
которого находился батальон (3) был сформирован только в конце лет
Слайд 3736.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении
должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Собака резко подняла голову (1) и (2) когда
(3) послышался грозный рык (4) беглец понял (5) что ему не уйти.
Слайд 3837.Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых)
в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Я слез в канаву (1) вырытую
несколько недель назад (2) и (3) согнав заснувшего мохнатого шмеля (4) принялся срывать цветок.
Слайд 3938. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно
поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Едва начал брезжить
рассвет а мы уже проснулись и вышли на улицу.
2) В кабинете стояли коричневые бархатные кресла да книжный шкаф.
3) Из дверей вылетел ухват гулко ударился о мёрзлую землю и собака медленно пошла со двора.
4) Землю подсушил мороз и запорошило первым нежным снегом.
5) С песчаной отмели сорвались кулички и с жалобным писком стали летать над протокой.
Слайд 4039.Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых)
в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Вы (1) конечно (2)
профессор (3)
либерал,
но казачество
(4)
пожалуйста (5)
оставьте в покое.
Например (6)
моё положенье беря,
это...
чёрт его знает, что это такое!
Слайд 4140.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении
должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Ахматова расспрашивала гостя (1) об эмигрантах из России
(2) волнение о которых (3) не покидало её (4) все военные годы.
Слайд 4241.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении
должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Кити пробовали передать слова доктора (1) но оказалось
(2) что (3) хотя он говорил долго и складно (4) никак нельзя было передать сказанного.
Слайд 4342.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в
предложении должны стоять запятые.
По ночам к реке подвозили лес (1)
и (2) когда белый туман закутывал берега (3) все восемь рот настилали доски (4) на обломки мостовой.
Слайд 4443.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении
должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Вчера вечером (1) простился я со своим спутником
(2) добросердечия (3) которого (4) не забуду никогда.
Слайд 4544.Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых)
в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Но знаю я, что лживо, а
что свято, —
Я это понял (1) всё-таки (2) давно.
Мой путь один, всего один (3) ребята, —
Мне выбора (4) по счастью (5) не дано.
Слайд 4645.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении
должна(-ы) стоять запятая(-ые).
В Крыму Васильев подолгу любовался горами (1) устремлёнными
к солнцу (2) и (3) окутанными розовой дымкой (4) деревьями.
Слайд 47Ответы
1.-35
2.-45
3.-25
4.-14
5.-123
6.-123
7.-34
8.-24
9.-23
10.-124
11.-15
12.-456
13.-2
14.-15
15.-245789
16.-1
17.-123
18.-1234
19.-13
20-13
Слайд 4821.-234
22.-14.
23.-1236
24.-148
25.-14
26.-1345
27.-34
28.-13
29.-13
30-34
31.-234
32.-23
33.-1357
34.-14.
35.-13.
36.-1245
37.-1234
38.-14
39.-123456
40.-2
41.-1234
42.-123
43.-2
44.-345.
45.-12
.