Слайд 1«Своя игра» по разделу «Морфемика и словообразование». 6класс
Шарпалова Елена Вячеславовна
учитель русского языка и литературы
МБУ СОШ №89
г.о.Тольятти
Слайд 4100. Словообразование
и морфемика.
Какое слово называется исходным?
А какое производным?
Слайд 5Ответ
Исходным называется слово, от которого образуется новое однокоренное слово.
Производное слово-
это то, которое образовано от исходного.
Слайд 7200. Кот в мешке
Назовите непарные глухие согласные звуки.
Слайд 8Ответ
Непарные глухие согласные:
[х], [х'], [ц], [ч']
Слайд 9300. Словообразование
и морфемика.
Определите, какое слово пропущено в словообразовательной цепи.
Служить
заслужить … заслуженно.
Слайд 10Ответ
Наречия на –о образуются от прилагательного.
Служить заслужить заслуженный
заслуженно
Слайд 11400. Словообразование
и морфемика.
Что такое грамматическое значение слова? В какой
морфеме оно заключено?
Слайд 12Ответ
Грамматическое значение слова – это набор грамматических признаков слова
(род, число, падеж, склонение, спряжение и др.)
Граммат. знач заключено в
окончании.
Слайд 13500. Словообразование
и морфемика.
В каком ряду строение всех слов соответствует
схеме:
корень + суффикс (-ин-) + суффикс (-н-) + окончание (-ый)?
1) Старинный, магазинный, каменный;
2) картинный,
аршинный, машинный;
3) перинный, блинный, витаминный;
4) вершинный, равнинный, серединный.
Слайд 14Ответ
4) верш-ин-н-ый, равн-ин-н-ый,
серед-ин-н-ый.
Слайд 15600. Словообразование и морфемика
Восстановите слово по описанию морфем.
1. Корень обозначает
верхнюю конечность человека.
2. Соединительный гласный.
3. Корень, означающий ‘создавать, изготовлять что-либо’.
4.
Суффикс глагола, обозначающий ‘заниматься чем-нибудь, обнаруживать склонность к чему-либо’.
5. Суффикс (окончание) инфинитива.
Слайд 16600. Ответ
Восстановите слово по описанию морфем.
1. Корень обозначает верхнюю конечность
человека.
2. Соединительный гласный.
3. Корень, означающий ‘создавать, изготовлять что-либо’.
4. Суффикс глагола,
обозначающий ‘заниматься чем-нибудь, обнаруживать склонность к чему-либо’.
5. Суффикс (окончание) инфинитива.
Рук-о-дель-нича-ть
Слайд 17100. Способы словообразования.
Перечислите способы образования слов.
Слайд 18100. Ответ
1. Суффиксальный
2. Префиксальный (приставочный)
3. Приставочно –суффиксальный
4. Безаффиксный (бессуффиксный)
5. Сложение
6) Аббревиация
Слайд 19200. Способы словообразования.
Каким способом и при помощи каких морфем образованы
данные существительные:
Решение, движение, молчание
Слайд 20200. Ответ
Данные существительные образованы суффиксальным способом от глаголов при помощи
суффиксов –ений- и –ний-.
Реш-ени [j‘-э] решать
Движ-ени
[j‘-э] двигаться
Молча-ни [j‘-э] молчать
Слайд 21300. Способы словообразования.
Сделайте словообразовательный разбор слов:
бездонный
отпечаток
веселье
Слайд 22300. Ответ
Бездонный дно (пристав-суф.)
Отпечаток отпечатать
(суффикс.)
Весель [j‘-э] весёлый (суффикс.)
Слайд 23400.Способы словообразования.
Каким способом и от какого слова образовано слово выход?
Слайд 24400. Ответ
Выход выходить (безаффиксный)
Слайд 25500. Способы словообразования
Какие существительные образуются безаффиксным способом? (с каким значением)
Приведите примеры.
Слайд 26500. Ответ
Безаффиксным способом образуются существительные от глаголов и прилагательных:
1) со
значением действия
(шум шуметь)
2) со
значением признака
(синь синий)
Слайд 28600. Кот в мешке
Раскройте скобки, объясните написание. Поставьте знак препинания.
Что(бы)
такое сделать что(бы) всех удивить?
Слайд 29600. Кот в мешке.
Что бы сделать, чтобы всех удивить?
мест.+ частица
союз
Слайд 30100. Ах, эти сложные слова!
Какие слова называются сложными?
Слайд 31100. Ответ
Сложными называются слова, которые содержат два корня.
Слайд 33200. Кот в мешке.
Выделите грамматические основы и расставьте недостающие знаки
препинания.
Мой друг поэт.
Река как синяя лента.
Книга это источник знаний.
Любить значит
страдать.
Слайд 34200. Ответ
Мой друг – поэт.
Река как синяя лента.
Книга – это
источник знаний.
Любить - значит страдать.
Слайд 35300. Ах, эти сложные слова!
Как пишутся части пол- и полу-?
Запишите
верно слова:
(Пол) лимона, (пол)школы, (полу)свет, (пол)арбуза, (пол)жизни,
(пол)Москвы
Слайд 36300. Ответ
Пол-лимона, полшколы, полусвет, пол-арбуза,
полжизни, пол-Москвы
Слайд 37400. Ах, эти сложные слова!
Какие сложные прилагательные пишутся слитно?
Слайд 38400. Ответ
Слитно пишутся прилагательные, образованные от словосочетаний:
Бледнолицый
бледное лицо
Слайд 39500. Ах, эти сложные слова!
Запишите, раскрыв скобки, слова. Объясните написание:
(металло)режущий
станок,
(шахматно)шашечная секция,
(судо)ходная река,
(изжелта)красный, (юго)восточный,
(дальне)восточная природа,
(горько)солёный.
Слайд 40500. Ответ
Металлорежущий (режет металл),
шахматно-шашечная(шахматная и шашечная)
судоходная (ходят суда)
изжелта-красный (цвет),
юго-восточный
(сторона света),
дальневосточная (Дальний Восток) природа,
горько-солёный (горький и солёный).
Слайд 41600. Ах, эти сложные слова!
Придумайте не менее 7 сложных прилагательных,
обозначающих портретную характеристику человека (внешность).
Слайд 42100. Такие разные суффиксы.
Объясните правописание суффиксов –ек- и –ик-.
Приведите примеры.
Слайд 43100. Ответ.
Если при склонении слова гласный в суффиксе пропадает –
пишем –ЕК-:
звоночек – звоночка
Если же гласный сохраняется – пишем –ИК-:
ключик
– ключика
Слайд 44200. Такие разные суффиксы.
Запишите верно слова. Расскажите правило, на которое
даны слова. Какое слово ему не подчиняется? Почему?
Перепи__ик
Пиль_ик
Гру__ик
Об_ез___ик
Буфет_ик
Развед_ик
Обман_ик
Колоколь_ик
Слайд 45200. Ответ.
Переписчик
Пильщик
Грузчик
Объездчик
Буфетчик
Разведчик
Обманщик
Колокольчик
Слайд 46300. Такие разные суффиксы.
Запишите верно слова. Расскажите правило, на которое
даны слова. Какое слово ему не подчиняется? Почему?
Настра_вать
Попроб_вал
Затраг_вать
Шефств_вать
Зачит_вать
Зап_вать
Слайд 47300. Ответ.
Настраивать- настраиваю
Попробовал- попробую
Затрагивать- затрагиваю
Шефствовать - шефствую
Зачитывать - зачитываю
Запевать –
запеть!!!
Слайд 48400. Такие разные суффиксы.
Образуйте прилагательные при помощи суффиксов –к-, -ск-
от слов:
Матрос, солдат, таджик, бедняк, словак, эскимос, киргиз.
Слайд 49400. Ответ.
матросСКий эскимосСКий
солдатСКий
киргизСКий
таджикСКий
бедняцКий
словацКий
Слайд 51500. Кот в мешке.
Что означает выражение «сражаться с ветряными мельницами»?
Откуда пошло это выражение?
Слайд 52500. Ответ.
Выражение «сражаться с ветряными мельницами» употребляется в значении «бесплодно
бороться с выдуманными препятствиями»?
Возникло это выражение, благодаря герою романа Сервантеса
«Дон Кихот», который принял мельницы за чудовищных великанов и стал бороться с ними».
Слайд 53600. Такие разные суффиксы.
Образуйте прилагательные от существительных:
Земля, солома, государство, папа,
серебро, рожь, трава, шерсть, журавль, отечество.
Слайд 54600. Ответ
ЗемлЯНой, соломЕННый, государствЕННый, папИН, серебрЯННый, ржАНой, травЯНой, шерстЯНой, журавлИНый,
отечествЕННый.
Слайд 56Ссылки на изображения
-Своя игра
http://gymnasium7.com/wp-content/uploads/2011/12/svoja_igra.jpg
-Кот в мешке
http://falca.klar.net.ua/portfolio/previews/cat.gif
Слайд 57Использованные ресурсы
http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook051/01/part-005.htm
http://rudocs.exdat.com/docs/index-414072.html?page=6
http://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/testy-i-upragneniya/23-slovoobrazovanietest.html
http://foxworld.ucoz.ru/load/didakticheskie_materialy/trenirovochnye_uprazhnenija_po_slovoobrazovaniju/12-1-0-151