Слайд 1
Тема:
«Словарная работа
на уроках русского языка»
Слайд 2Цель:
Выявить наиболее эффективные приёмы , методы запоминания слов с непроверяемыми
написаниями
Слайд 3Задачи:
Изучить психолого – педагогическую и научно – методическую литературу по
данной проблеме.
Рассмотреть различные подходы к словарной работе.
Выявить наиболее эффективные приёмы
работы по запоминанию словарных слов.
Слайд 4Методы и приёмы
Метод наблюдения и описание его результатов
Изучение научно –
методической литературы по исследуемой теме
Проведение эксперимента и анализ его результатов
Слайд 5Традиционные приемы запоминания слов с непроверяемыми написаниями.
Этапы знакомства со словарными
словами:
Устное предъявление слова.
Постановка орфографической задачи, которая фиксируется пропуском соответствующей буквы.
Выбор
способа решения, и собственно решение орфографической задачи, в том числе, если это целесообразно с использованием этимологического анализа.
Запись слова, организованная так, чтобы обеспечить запоминание его орфографического облика.
Слайд 6Привлечение мнемонических приёмов.
Слайд 9
Выявить основы и принципы методики написания словарных слов
Выявить основы
и принцип слов
Выявить основы и принципы методики написания словарных
слов
Слайд 10Закрепление нового слова.
1) Запись слова и подбор однокоренных слов.
2) Списать
и вставить пропущенные буквы.
3) Работа с пословицами.
4) Фразеологические обороты и
их значение.
Слайд 11Списать, вставить пропущенные буквы.
Мальчишки пускают по лужам к…рабли.
Один к…рабль
обошёл вокруг света
и возвращался домой.
Слайд 12Подберите однокоренные слова к слову осина.
А какие еще слова
вы вспомнили?
Разберите слова по составу.
Составьте и запишите словосочетания
с этими словами.
Проверка
Осинка, осиновый, осинник, подосиновик.
Слайд 13Использование игровых приёмов:
«Слоговое лото»
Слайд 14Шарады
Первый слог – последняя буква в алфавите,
Второй слог – детская
болезнь,
А в целом – то, что выбрасывают,
Когда он нужен,
и поднимают, когда не нужен.
Слайд 16Шуточные вопросы
В каких словах живёт рак? (завтрак, ракета)
В каких словах
спрятались ноты? (помидор, ребята, дорога).
Назовите слова, в которых спрятались числа?
(Родина, сорока)
Какие слова любит ворона? (КАРандаш, КАРтина, Картофель), а лягушка (КВАртира, МосКВА).
Слайд 17Слово, с которым мы сегодня познакомимся, зашифровано. Вы его можете
узнать, если сравните два прямоугольника. Какое это слово?
сапоги
Слайд 18Что такое сапоги?
Сапоги – это обувь.
Слайд 19Сапоги – это высокая обувь.
Из какого материала шьют сапоги?
Сапоги шьют
из кожи, резины или другого материала.
Слайд 20Дайте полное определение: что такое сапоги?
Сапоги – это высокая обувь
из кожи, резины или другого материала.
Слайд 21ЭТИМОЛОГИЯ.
Слово САПОГИ – древнерусское. У ученых нет единого мнения, от
какого слова оно образовалось. Одни считают, что от слова СОП
– печная труба, так как сапоги напоминают её по форме; другие – от слова САПАТИ, т.е. сопеть, скрипеть, так как при ходьбе обувь обычно поскрипывает.
Слайд 22Разделите слово САПОГИ на слоги, поставьте ударение.
САПОГИ
Слайд 23Соотнесите фразеологические обороты с их значением.
Сапоги каши просят.
Быть под сапогом.
Лизать
сапоги.
Сапоги всмятку.
Стлаться под сапоги.
Два сапога пара.
Похожие люди, особенно по недостаткам.
Чепуха,
бессмыслица.
Быть в полном подчинении у кого-либо.
Заискивать, угодничать, унижаться.
Продырявились, износились, требуют ремонта.
Слайд 24Творческие виды работ.
Игра «Придумай мультфильм».
«Ворона» и «молоко».
Ворона – берёза –
корова – молоко
Сидит ворона на берёзе. Рядом пасется корова. Сидит
ворона и думает: «А вкусное дает корова молоко?» (Артём А.)
Слайд 25Рассказы по серии сюжетных картинок
Слайд 26Рассказы по серии сюжетных картинок.
Жил в домике заяц
Пушок. Он любил ухаживать за растениями. В огороде вскопал заяц
лопатой грядку и посадил капусту с морковью. Зверёк ухаживал за овощами и поливал их. И вырос у него хороший урожай. Однажды в гости к Пушку пришла собака Жулька. Заяц угостил её вкусными овощами. (Настя В.)
Слайд 27Творческие диктанты.
Класс, мальчики, в, входят, девочки, и, весело.
Урок, языка, начинается,
русского.
Весело входят в класс девочки и мальчики. Начинается урок русского
языка. Все ученики пишут в тетрадях.
Слайд 28Реклама.
Бабушки и мамы!
Покупайте на зиму
Сапоги да валенки.
А особенно пальто,
Чтобы было
вам тепло.
Если вы простудились,
Когда ходили на каток,
Купите обязательно
Носовой платок. (Юля
В.)
Слайд 29
Машина – медведь.
Сколько медведей войдет в одну машину?
Почему охотник на
машине не может догнать медведя в лесу?
Капуста – тетрадь.
Сколько раз
слово капуста можно записать в одной тетради?
Сколько кочанов капусты можно завернуть в одну тетрадь?
Слайд 30Условия успешного запоминания.
Установка на запоминание: ученик должен хотеть запомнить то,
что ему надо запомнить.
Заинтересованность: легче запоминается то, что интересно.
Яркость восприятия:
лучше запоминается всё яркое, необычное, то, что вызывает определённые эмоции.
Образность запечатления: запоминание, опирающееся на образы, гораздо лучше механического запоминания.
Слайд 31Нетрадиционные приёмы запоминания слов.
Метод графических ассоциаций.
Слайд 32Метод звуковых (фонетических) ассоциаций.
«Приеду завтра.
Привезу завтрак
На завтрак – рак,
Кричи: «Ура!»
Костя
в костюме, а Павел в пальто.
Слайд 34Количество допущенных ошибок во втором диктанте.